Здавалка
Главная | Обратная связь

Ответ, и на Аллах уповаем в его верности.



Некоторые сведущие в этих делах и состояниях люди утверждали, что насколько различны лучи и сияния, настолько отличаются друг от друга в основе творения тела, сердца, души и разумы. Другие проницательные корифеи минувших времен, обладавшие внутренним взором, заявляли, что отличие тел, сердец, разума и душ вызвано отличием лучей сияний, но в основе творения все тела, сердца, души и разум детей Адама,- мир ему,- одинаковы и однообразны.

Довод предшественников в пользу того, что натуры и характеры расходятся между собой, зиждется на высказывании Пречистого Пророка,- да благословит его Аллах и приветствует,- приведенном в хадисе Абу Хурейры, помещенном в «ас-Сахих»:«Вы обнаружите, что характеры и привычки людей в эпоху джахилии таковы же, что и характеры и привычки людей в эпоху ислама, если они, конечно же, понимают и осознают это». Другими словами, смысл этого хадиса, заимствован у основателя Шариата, - да благословит его Аллах и приветствует,- который сказал: «Люди - это кладезь, как кладезь золота и серебра.»

Наиболее полным толкованием первого и второго хадисов является его следующее высказывание: « Воистину, Всевышний Аллах создал Адама из…»

После данного пророческого суждения тема различий натур, противоречий творений и разности характеров уже не может быть изложена лучше кем бы то ни было. Он сравнил мир с реальными и подлинными вещами и явлениями, например, сотворение рода человеческого с порождением залежей золота и серебра в горах. Форму и содержание человека он уподобил горе, а характер и нравы, в частности, грубость, мягкость, прямолинейность, искривление, трудолюбие и отлынивание от труда и леность в натуре он сравнивает с содержащимися в горе минералами: золотом, серебром, свинцом, железом, известняком, камнем, деревом и влагой. Одна гора содержит золото, другая - серебро, третья-свинец, иная-железо, другая - гипс, следующая - соль и так далее. Есть горы, покрытые деревьями и где есть вода, но есть и такие горы, где увидишь только голые скалы и камни, и нет ни воды, ни куста дерева.

Если хорошо вдуматься, таковы же природа и натура человека: есть натуры молчаливые и угрюмые, кажущиеся дикими, но вызывающие сострадание, в беседе с которыми раскрывается их искренность и глубокие внутренние чувства. Бывают натуры, внешне выглядящие одинокими и пугливыми, но внутренне они живы и веселы, беседа с ними словно бальзам на раны. Бывают натуры красивые внешним обликом, но скверные поведением, грубые и непристойные в общении. И, наоборот, есть натуры, отталкивающие внешне, но в беседе притягательные и привлекательные, в общении мягкие и добросердечные. Встречаются натуры огромного телосложения, большой физической силы и энергии, неутомимые в работе или сражении. Однако встречаются также натуры на взгляд хилые и невзрачные, но в силе и решительности несравненные, в труде и тяготах бесподобно выносливые. Бывают натуры на вид ленивые, вялые, неумелые и неповоротливые, но понятливостью, сообразительностью, умом и умением скоро устраивать дела похожие на обжигающий пламень.

Особо убедительным и весомым доказательством различия нравов и умов в натурах служит высказывание Пречистого Пророка,- да благословит его Аллах и приветствует,- переданного Салимом от своего отца. Пророк сказал:«Вы увидите людей, похожими на изнуренных верблюдиц, среди которых нет самки». Рассказ об этом приведен в «ас-Сахих». Мудрец горного и дольнего Царствия указал на различие натур в их действиях и состояниях, на действия верблюдицы и верблюда. Смысл этого хадиса заключается в том, что подобно тому, как у верблюда бывает больше работы, нежели он в состоянии выполнить, нужно найти сто вьючных животных, чтобы он как опытный вожак один без страха повел их с грузом через пустыню, а в мире должно появиться сто тысяч чтецов Корана и благочестивых, наделенных особым даром людей, чтобы хоть один из них оказался способным к толкованию тайн и реальных фактов, явлений и понятий. Всевышний Аллах сказал:« Благодарных рабов моих очень мало».

Свидетельством различия душ является высказывание Пречистого Пророка, -да благословит его Аллах и приветствует,- которое гласит : «Духи как разбившиеся по колоннам воины, те из них, кто узнали друг друга, объединились, а те из них, кто не признали друг друга, разъединились». Это высказывание приведено в хадисе.

Знающий о местоположении пристанищах душ возвестил, что души разделяются по партиям, отрядам и группам. Если бы статус и положение душ было одинаковым, то их разделение на группы, отряды и партии никогда не имело бы места. Именно поэтому он разделил объединения этих душ по двум признакам: узнаванию и отчуждению, схождению и расхождению. Способности узнавания и отчуждения появились до сотворения телес и форм, а способности к разъединению и соединению после сотворения телес и форм.

Тот, кто растолковал эти два свойства, да благословит его Аллах и приветствует,- сказал: «Аллах сотворил души за четыре тысячи лет до сотворения тел и они чуют запах друг друга как кони». До сотворения форм Всемогущий Владыка мира, - да славится имя Его,- сотворил души и каждая душа по запаху узнавала родственную душу, подобно тому, как лошадь по запаху чует родича и отличает чужака. Араб по запаху чувствует своего соплеменника, а неараб -своего. Точно так же по запаху пророки и посланники находят путь друг к другу, великие люди и праведники чувствуют родственность душ. Близкие по духу друзья, искренние сподвижники и единомышленники находят друг друга по запаху. Таким же образом чуждые и плохие люди распознают друг друга и сближаются между собой. Они разделились на группы по той причине, что каждый по запаху стремился найти родственную и близкую ему по духу группу и партию, отчуждаясь от противных ему групп людей. Итак, установлено, что отчуждение и узнавание появились до сотворения формы и тела.

Когда настала очередь сотворения форм и возникла необходимость вдохновения в них душ, тогда-то и произошло узнавание родственного и отчуждение противного. Взаимно узнанные сердца и души образовали гармоничное соответствие, а другие, не соответствовавшие и противные этим душам были отвергнуты. Совместившиеся сердца и души образовали некое объединение и союз, а разошедшиеся сердца и души стали причиной разлучения и расхождения телес. Конечно же, первопричиной этого является схождение и расхождение душ, ну а отсюда проистекает соответствие и несоответствие сердец, а от этого происходит объединение или разделение телес.

Пример с сердцем похож на пример с мельничным колесом, вращающимся от напора воды, а тело подобно мельничным жерновам. Вода в ручье струится по приказу, поступающему из мира Воли, ударяется о колесо сердца, сердце приходит в движение и начинает вращаться. Чем больше сила и напор воды, тем сильнее крутятся жернова и из- под них выходит содержимое засыпанного материала, будь то пшеница, или ячмень, или просо, или кунжут.

 

Кто-нибудь может задать и такой вопрос: «Если столь сложно происходило сотворение раба божьего, тогда сколь нестерпимо трудно будет держать ответ за невыполнение наказов и нарушение запретов божьих?»

 

 

Ответ, и на Аллаха







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.