Здавалка
Главная | Обратная связь

Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов.

Вопрос Комплексный типологический и структурный анализ средового объекта.

Объекты дизайна

Объектом дизайна может стать новое техническое промышленное изделие (ком- плект, ансамбль, комплекс, система) в практически любой сфере жизнедеятельности людей.

СРЕДОВОЙ ОБЪЕКТцелостное средовое образование, характерное органичным единством пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого оно предназначено.

Как правило, Со. имеет сложное строение, включая ряд Со. меньшего ранга и более узкого назначения, каждый со своими параметрами пространства и оснащения (например, здание — группа помещений этого здания — отдельное помещение — фрагмент помещения), будучи при этом частью бол ее крупной средовой структуры или цепочки структур («улица — район — город»).

В отличие от средовых систем последовательность Co., принадлежащих к общей структуре, связана с относительным единством природы их ведущих слагаемых, прежде всего с непрерывностью, «перетеканием» пространственной основы. Морфологически различаются узловые (локальные, компактные) и линейные (вытянутые вдоль одной оси) Co., каждый со своими особенностями архитектурно-дизайнерского проектирования; другие типы классификаций (по степени развития, функции, масштабу и пр.) (см. предметно-пространственная среда, среда).

Вопрос Общие положения об «элементарных» и «интегральных»(масштабность) средствах формирования произведений средового дизайна.

Этимология понятия "дизайн"

Дизайн (англ. design) – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замы- сел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция, искусст- во композиции, произведение искусства; очерчивать, набрасывать, размечать, марки- ровать, планировать, набрасывать план в уме, цель, сделать предварительный набро- сок для конструирования чего-либо.

Смысл понятия "дизайн"

Дизайн – специфический род проектной деятельности, объединивший художест- венно-предметное творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Определение понятия "дизайн"

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим.

Практика и теория дизайна

Практика дизайна – художественное конструирование. Теория дизайна – техни- ческая эстетика. Предмет дизайна Предметом дизайнерской деятельности (тем, на что она направлена) является соз- дание гармоничной содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительской ценности.

Объекты дизайна

Объектом дизайна может стать новое техническое промышленное изделие (ком- плект, ансамбль, комплекс, система) в практически любой сфере жизнедеятельности людей.

Основной метод дизайна

Художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования по- средством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах ана- лиза утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп по- требителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовле- ния изделий, обусловленной возможностями конкретного предприятия.

Образ

Идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.

Функция

Роль, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценно- стная роли вещи.

Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов.

Под масштабностью объекта (предмета, сооружения, среды) понимается складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом. Масштабность (в отличие от масштаба, который просто указывает наблюдателю истинные размеры объекта и его окружения) – категория художественная, она оценивает смысловую сторону объекта, определяет его место среди других элементов средовой ситуации. Так нарочито крупные членения, полированный гранит облицовки, массивность делают Мавзолей, несмотря на незначительные размеры, главным элементом Красной площади.

 

Градация образного содержания категории «масштабность» можно обозначить следующими примерами:

- максимум значимости объекта, его «сверхчеловеческий» смысл характерны для ситуаций, утерявших визуальную сопоставимость с «нормальными» представлениями о величине пространства; таковы лишенные деталей абстрактно-геометрические формы египетских пирамид, и вызывают ощущения запредельные, «космические»;

- следующая ступень – ансамбли, где между грандиозной формой и нашими впечатлениями перекинут зрительный «мостик» привычных нам ритмов архитектурных деталей, чередований пространств и т.п.; это – монументальный, «героический» масштаб, уводящий зрителя от повседневности, бытовых подробностей, но сохраняющий связи человека с его окружением;

- наиболее распространенная форма масштабности – полная соизмеримость, «совместимость» человека и среды; здесь различимы свои нюансы: театры и стадионы делают нас частью находящихся здесь людских масс, на вокзале, в магазине, в офисе человек понимает, что эти средовые ситуации позволяют ему чувствовать себя удобно среди скопления людей;

- последняя форма – «камерные» пространства, даже интимные, как бы лично принадлежащие частному лицу: своя квартира, комната, дачный участок, кабинет в ресторане, свой стол в компьютерном зале.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.