Здавалка
Главная | Обратная связь

Актуализация знаний.

Тема: Происхождение человека. Этапы и движущие силы антропогенеза.

Цели:

Образовательная:

Изучить происхождение и эволюцию человека. Знать основные этапы в развитии человека.

Развивающая:

Раскрыть значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.

Воспитательная:

Уметь работать с различными источниками литературы, извлекая из них нужную информацию. Уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.

Форма проведения: лекция.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, диски с учебными материалами по антропогенезу.

 

 

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

1.Расскажите о главных ароморфозах архейской эры?

2.Когда и при каких условиях произошел выход растений на сушу?

3.Какими были первые животные, завоевавшие сушу? Какие ароморфозы способствовали этому?

4.Какие морфо-физиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

5.Назовите важнейшие ароморфозы растений?

6.Какие ароморфозы млекопитающих позволили им выжить и господствовать в мире?

 

Изложение нового материала:

Происхождение человека всегда волновала ученых и философов. В 18 веке

К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж.Б.Ламарк в начале 19 века высказал предположение, что человек произошел от обезьян, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по Земле. По - видимому, он имел ввиду орангутана. И лишь работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» дала полную картину историю развития человека как вида. Ч. Дарвин предполагал, что человек произошел на африканском континенте от общего с африканскими высшими обезьянами предка. По современным данным считается, что наиболее близки к человеку африканские шимпанзе, карликовый шимпанзе бонобо и гарилла с орангутаном. Каждый из видов человекообразных обезьян по одним признакам стоит ближе к человеку, а по другим стоит дальше от него. По морфологическим признакам орангутан наиболее отличается от человека, похож на него только по наличию 12 пар ребер. Горилла похожа на человека по общим пропорциям тела и строению кисти, а гиббон - по плоской грудной клетке.

Наиболее близко к человеку стоит шимпанзе - по строению черепа и размерам конечностей она напоминает человека.

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые:хорда, нервная трубка на спинной стороне, две пары конечностей, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба , наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу Позвоночные.Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающие. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса Плацентарные.Противопоставление первого пальца остальным, одна пара млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные, рождение 1-3 детенышей определяет положение человека в отряд Приматы. Редукция хвоста, аппендикс, большое число извилин коры больших полушарий, 4 группы крови, развитие мимической мускулатуры позволяет отнести человека к подотряду Человекоподобные обезьяны.Прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа. Подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, большой мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180 градусов отличают человека от человекообразных обезьян и определяет человека в род Человек.Изготовление орудий труда, общение посредством речи, труд и общественные отношения ставят человека в вид Homo Sapiens- Человек разумный.

 

Эволюция приматов начинается с кайназойской эры, когда от насекомоядных млекопитающих обособился отряд Приматы - парапитеки. Они дали два направления:

1 - проплиопитеки (предшественники больших обезьян) разделились на две ветви: гиббона и орангутана.

2- дриопитеки (древесные обезьяны) дали три ветви, которые повели к шимпанзе, горилле и австралопитекам.

Во второй половине палеогена наступило похолодание, леса отступали на юг, появились обширные пространства. Обезьяны вынуждены были спуститься на Землю и приспосабливаться к суровым условиям. На Земле было много хищников и обезьянам приходилось бороться за свое существование. В борьбе за существование в процессе естественного отбора оставались в живых те группы, где появилась мутационная изменчивость - прямохождение. Переход к прямохождению позволил обезьянам издали замечать опасность. Кроме того, в результате прямохождения освободились руки для использования орудий труда и их изготовления. Сначала руки были слаборазвиты и выполняли самые простые движения. Но постепенно в процессе естественного отбора сохранялись особи, руки которых выполняли более сложные трудовые операции - обезьяны научились не только пользоваться орудиями труда, но и изготавливать их.

 

Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи. Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях употребляли мясную пищу. Обработанная и приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных. Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

В процессе становления человека выделяют три стадии:

 

1.Древнейшие люди.

2.Древние люди.

3.Современные люди.

 

 

Таким образом, если рассматривать более подробно и последовательно эволюцию человека, то можно видеть что австралопитеки произошли от узконосых обезьян, обитавших на деревьях. Австралопитеки (от лат.australis - южный) - это обезьяны, которые жили в Южной Африке, их останки были обнаружены в окрестностях озера Рудольфа в Кении. Они имели массу тела 20-50 кг, рост 120-150 см, массу мозга 550 г. Они ходили на двух ногах и имели сходное с человеком строение зубной системы. Для добывания пищи и своей защиты они пользовались камнями и костями животных.

Развитие одного из видов австралопитеков дало начало Человеку умелому (Homo habilis). Такое имя этот вид получил, так как умел изготавливать орудия труда. Объем головного мозга был больше и составлял 650 - 680 см3, рост равнялся 135-150 см. С помощью изготовленных каменных и деревянных орудий они охотились на крупных животных, в пищу использовали луковицы, клубни и корни растений.

 

Дальнейшим этапом эволюции человека были обезьянолюди (архантропы) - древнейшие люди. К ним относятся питекантропы, синантропы, гейдельберский человек.

Кости питекантропа были обнаружены голландским ученым Дюбуа на острове Ява. Рост у них был 170 см, объем мозга - 900-1000 см3, лоб - покатый, челюсти выдвигались вперед. Жили общинами, умели пользоваться огнем, сами изготовляли орудия труда из камней и костей животных, но не имели жилища.

Останки синантропа были найдены вблизи города Пекина. Рост достигал 150-1170 см, объем мозга составлял 850-1220 см3. Челюсти у синантропа были массивные с крупными зубами, подбородок недоразвитый, лоб низкий с сильно выступающими надбровными дугами. Так же как и питекантропы умел добывать огонь, изготавливать орудия труда.

Нижняя челюсть Гейдельберского человека была найдена 1907 году возле города Гейдельберг. Внешнее строение и образ жизни был похож на синантропа и питекантропа.

 

Древние люди (палеонтропы) впервые были найдены в 1856 году вблизи реки Неандр в Германии. Они были названы неондертальцами. Рост их был 156-165 см, объем мозга составлял 1400 см3. Подбородочный выступ недоразвитый, лоб покатый с надбровными дугами. У них хорошо была развита первая сигнальная система т. е. они общались с помощью жестов. Древние люди жили в ледниковый период. В борьбе с суровыми условиями у них постоянно возникала необходимость в общении. Они жили по 50-100 человек. Мужчины уходили на охоту, женщины собирали питательные коренья и лечебные травы, старейшины обучали молодежь, передавая им свой многолетний опыт, Так постепенно нечленораздельные звуки превращались в членораздельную речь.

 

Современные люди (неонтропы) были впервые обнаружены на юге Франции в Кроманьоне. По своим морфологическим и анатомическим признакам они были более похожи на людей. Рост достигал 180 см, объем мозга- 1600 см3.Подбородок выступающий. Что свидетельствует о существовании членораздельной речи. Лоб широкий, без выступающих надбровных дуг. Кроманьонцы многое умели: шлифовали и сверлили камни, изготовляли крючки, копья, стрелы, строили жилища, приручали диких животных, занимались земледелием.

В эволюции человека, как и в эволюции органического мира существуют движущие факторы - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Эти биологические факторы недостаточны для объяснения эволюции человека. В антропогенезе наряду с биологическими факторами важную роль играют и социальные факторы. Например, кроманьонцы по развитию высшей нервной деятельности немногим отличались от нас. Предполагают, что на этом уровне биологические факторы утратили ведущее значение, и она приобрела социальный характер. Главным социальным фактором считается труд, Ни одна обезьяна не может изготовить орудия труда, она всего лишь может пользоваться готовыми орудиями труда. Второй фактор - это общественная жизнь. По мере совершенствования трудового процесса все очевиднее становилась полезность взаимной поддержки. Опыт, накопленный общиной, передавался из поколения в поколение. Первые слова наших предков были связаны с трудовыми операциями. Таким образом, появилась вторая сигнальная система - речь. Появление речи привело к возникновению абстрактного мышления. Появление речи и сознания на последующих этапах развития человека стимулировало развитие техники и культуры, способствовало усвоению информации, сделало человека менее зависимым от естественного отбора, более зависимым от общества. Следовательно, развитие человека происходит под одновременным влиянием как биологических, так и социальных факторов.

 

 
 

Закрепление знаний:

А. Ответьте на следующие вопросы:

1.Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу Позвоночных животных.

2.Укажите признаки, определяющие положение человека в классе Млекопитающих.

3. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

4. Какие органы называются рудиментарными? Приведите примеры.

5.Приведите примеры атавизмов. О чем свидетельствует наличие атавизмов у человека?

Б.Напишите биологический диктант:

1. Из перечня признаков 1 вариант выбирает признаки, относящиеся человекообразным обезьянам, 2 вариант - относящиеся человеку.

1. Лицо короткое, не выдается вперед.

2. Лицо длинное, выдается вперед.

3. Челюсти короткие.

4. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

5. Клыки не крупнее малых коренных зубов.

6. Клыки крупнее малых коренных зубов.

7. Позвоночный столб с S-образным изгибом.

8. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

9. Туловище короче нижних конечностей.

10. Туловище длиннее нижних конечностей.

11. Нижние конечности короче верхних конечностей.

12. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

13. Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

14. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

15. Нижние конечности изогнуты, колени вывернуты наружу.

16. При выпрямленном положении тела нижние конечности могут разгибаться тазобедренном суставе.

 

Домашнее задание:

Записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

 

Литература:

 

1. 1. А.Б.Георгиевский. Дарвинизм.- М., 1985.

2. Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.; Общая биология – М.: Просвещение, 2001.

3. И.Ф. Ишкина. Биология. - Волгоград,2003.

4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

5.С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. Общая биология. М.: Высшая школа,1999.

 

 

 

.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.