Здавалка
Главная | Обратная связь

Статистическая закономерность



Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколько иначе, в той или иной степени "инаковости". В сфере возможности ей соответствует вероятность.

Так называемые "эмпирические" статистические закономерности (устойчивости, регулярности, правильности, повторяемости) ближе "стоят" к явлению, а так называемые "теоретические" статистические закономерности ближе "стоят" к закону.

Как мы уже говорили, статистические закономерности вследствие своего промежуточного характера одним своим "концом" упираются в мир явлений, изменчивости, беспорядка, а другим "концом" упираются в мир законов, устойчивости, порядка. Соответственно ученые и философы различают эмпирические, феноменологические закономерности и теоретические закономерности.

Теоретические статистические закономерности имеют объективный статус, а не являются следствием неполноты наших знаний. Им соответствуют вероятностные процессы, приближающиеся по своему характеру к необходимым. В основе последних лежит статистическая необходимость.

Явление

Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в отечественной философской литературе советского периода. Практически она не исследована в своем внутреннем содержании. Во всяком случае, противоположная ей категория закона удостоилась этой "чести" в гораздо большей степени. Это опять же указывает на определенный крен в сторону лапласовского детерминизма.

Итак, попробуем разобраться в том, что представляет собой явление как категориальное определение действительности.

С точки зрения "встречаемости" или частоты явления можно разделить на три вида:

1) частые или массовые явления (например, выпадение осадков в умеренной зоне);

2) редкие или нечастые явления (например, выпадение осадков в пустыне);

3) исключительные или уникальные явления.

Такое деление явлений в известном смысле условно. Ведь любое явление по-своему неповторимо, специфично, исключительно или уникально, имеет, как бы сказать, специфическую или индивидуальную физиономию, свое «лицо". Неповторимость, специфичность или уникальность — сущностные черты явления. Почему же тогда мы говорим о нередких, частых и даже массовых явлениях? Дело в том, что хотя явление и имеет свою неповторимую "физиономию", оно тысячами нитей связано с теми или иными законами, зависит от них и, соответственно, на нем лежит отпечаток их общей природы. Закон как бы стандартизирует или, лучше сказать, унифицирует явления. (Отметим в скобках, что отношение зависимости между явлением и законом взаимно, т.е. не только явления зависят от законов, но и законы зависят от явлений. Зависимость законов от явлений проявляется хотя бы в том, что несмотря на то, что в идеале должен быть один закон /ведь он по определению есть всеобщая, единственная действительность/, на самом деле законов много и они бывают более общими и менее общими. Множественное существование законов — результат влияния, "давления" на них мира явлений). Таким образом, если явления «делают» законы ущербными в смысле всеобщности, о и законы не "позволяют" явлениям быть абсолютно неповторимыми, исключительными, ранжируют их по степени "встречаемости".

Наиболее встречаемые, массовые явления являются в то же время наиболее законосообразными. Чем «сильнее" зависимость явления от закона, тем оно массовиднее, обычнее, типичнее. Однако и самые неповторимые явления зависят от законов.

Кроме указанных видов явления существуют еще органические явления или явления как проявления сущности. О соотношении явления и сущности см. ниже, в п. 3522.подпараграф «Сущность и явление».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.