Здавалка
Главная | Обратная связь

СПИСОК ЧАСТИ РОССИЙСКОГО ЕПИСКОПАТА, ПРЕТЕРПЕВШЕГО МУЧЕНИЧЕСКУЮ КОНЧИНУ ВО ВРЕМЯ ГОНЕНИЙ НА ЦЕРКОВЬ ОТ БЕЗБОЖНИКОВ-БОЛЬШЕВИКОВ



 

Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский,убит 25 января (все даты в списке приведены по старому стилю) 1918 года;

Андроник (Никольский), архиепископ Пермский,убит 4 июня 1918 года;

Гермоген (Довганев), архиепископ Тобольский , утоплен в реке 19 июня 1918 года;

Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский , убит в июне — июле 1918 года по пути из Перми в Москву;

Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский , викарий Забайкальский , расстрелян 23 августа 1918 года;

Феофан (Ильшенский), епископ Соликамский , утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 года;

Исидор (Колоколов), епископ Михайловский, викарий Новгородский , в сентябре 1918 года умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол;

Амвросий (Гулко), епископ Сарапульский, викарий Вятский , 9 августа 1918 года умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади;

Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский , 6 июля 1919 года сброшен с высокой стены и разбился насмерть;

Леонтий (Вимпфен), епископ Енотаевский, викарий Астраханский , убит 23 июня 1919 года, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение.

Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 года;

Тихон, архиепископ Воронежский , повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофания в декабре 1919 года;

Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский , повешен головою вниз в соборе Севастополя (1918);

Никодим (Кононов), епископ Белгородский , замучен, изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму; предан погребению лишь через полгода, будучи узнан среди трупов по монашескому параманду. По другой версии, после издевательств был заживо засыпан негашеной известью;

Макарий (Гневушев), епископ Вяземский , расстрелян в Смоленске осенью 1918 года;

Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородский , расстрелян 6 ноября 1918 года;

Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанский , расстрелян в Верном 3 сентября 1918 года;

Иустин, архиепископ Омский и Павлоградский , умер в омской тюрьме в марте 1920 года;

Мефодий, епископ Петропавловский, Акмолинской области , убит в марте 1921 года, в штыковую рану в груди убийцы воткнули крест;

Симон (Шлеев), епископ Уфимский , застрелен в своей квартире 6 июля 1921 года;

Назарий, митрополит Кутаисский , взят с одра болезни и расстрелян за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия;

Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский , убит 12 августа 1922 года;

Филарет, епископ Костромской, замерз в ссылке в Архангельской губернии в 1922 году;

Серафим, епископ Елуторовский, Тобольской епархии , умер в ссылке в Пермском крае около 1925 года;

Иерофей (Афоник), епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодский , в мае 1928 года убит выстрелом в голову при аресте, когда народ не давал его арестовать за отказ поминать советскую власть;

Петр (Зверев), архиепископ Воронежский , умер в Соловецком лагере 27 января 1929 года;

Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московский , умер в ленинградской тюрьме 15 декабря 1929 года;

Сергий, епископ Ефремовский , расстрелян в Бузулуке в 1929 году;

Серафим (Мещеряков), митрополит Кавказский , расстрелян в тюрьме Ростова-на-Дону в 1932 году;

Афанасий (Сахаров), архиепископ Старобельский , расстрелян в харьковской тюрьме в 1932 году;

Агапит (Вишневский), архиепископ Екатеринославский , умер в тюрьме от голода и тифа;

Александр (Белозеров), архиепископ , умер в ростовской тюрьме в 1932 году;

Амвросий (Полянский), архиепископ Подольский , умер в 1934 году от солнечных ожогов и болезни желудка в Голодной степи Казахстана по дороге из Чимкента в отдаленное селение;

Петр (Полянский) митрополит Крутицкий , умер в заключении в декабре 1936 года;

Филипп (Гумилевский), епископ , расстрелян в красноярской тюрьме в 1934 году;

Арсений (Жадановский), архиепископ Серпуховской , расстрелян 17 июня 1935 года;

Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховский, викарий Черниговский , умер в Сибири в 1935 году; по одной версии, в ссылке, от холода на пароме при переправе через реку, по другой — в тюрьме, от гангрены отмороженных ног;

Варфоломей (Ремой), епископ, викарий Московский , расстрелян 26 июня 1936 года;

Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, умер в заключении 10 февраля 1938 года;

Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский , расстрелян в конце 1938 года за поощрение тайных странствующих священников;

Димитрий (Любимов), архиепископ Гдовский , расстрелян в 1938 году за то же. По другой версии, умер в новгородской тюрьме около 1936 года;

Алексий, епископ, викарий Петроградский , расстрелян в 1938 году за то же;

Серафим, епископ , расстрелян в Актюбинске в 1938 году;

Питирим (Крылов), архиепископ, викарий Московский, бывший соловчанин, расстрелян в 1938 году;

Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский , расстрелян в 1937 году;

Ювеналий (Масловский), архиепископ Рязанский , расстрелян в 1938 году;

Никон (Пурлевский), епископ Белгородский , расстрелян в 1938 году;

Никон (Лебедев), епископ , расстрелян в 1938 году;

Никандр (Феноменов), митрополит Одесский , умер в ссылке;

Арсений (Стадницкий), митрополит Новгородский , умер в ссылке в апреле 1936 года;

Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский , умер в ссылке в 1936 году;

Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский , может быть внесен в этот список как умученный большевиками за границей, около Риги, 12 октября 1934 года.

 

Крест из облаков, поднявшийся в небе над Храмом Христа Спасителя в Москве в день канонизации Царственных Страстотерпцев и сомна Новомученников и Исповедников Российских. 19 августа 2000 года. Любительский снимок.

 

Убийство XX века

 

Русскому поэту Георгию Иванову довелось жить в той России, которая была еще царством. После революции он уехал за границу. И вот однажды, когда он, тоскуя по родине, смотрел на фотографию семьи последнего русского царя Николая II, в его уме сложились такие строки:

 

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие прекрасные лица,

И как это было давно.

Какие прекрасные лица,

Но как безнадежно бледны —

Наследник, Императрица,

Четыре Великих Княжны.

 

Скромный, средних лет, с простым русским лицом военный («рядовой Николай Романов» — он любил, чтобы его так называли), царь в стихотворении Георгия Иванова показан как современный, исключительно привлекательный человек. Но даже и для поэта, написавшего это стихотворение спустя всего несколько лет после крушения старой России, «это было давно». «Давно» потому, что это была другая эпоха — в революции порвалась связь времен, между прошлым и настоящим разверзлась пропасть.

Почему же в глазах императрицы, несмотря на всю величественность ее фигуры на фотографии, такая печаль? И почему бледны, грустны красавицы-царевны и их брат? От предчувствия своей обреченности и конца старого мира; из-за вещего знания того, что их ждет скорая и страшная смерть: в ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья вместе с преданными слугами будут зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Первые годы царствования Николая II были благоприятными и, казалось, обещали России процветание. Николай выступил с инициативой созыва международной конференции мира, которая была проведена в Гааге в 1899 году. Конференция определила принцип мирного разрешения международных конфликтов.

Сколь же трагичным оказалось то, что на его долю выпало вести кровопролитные войны…

 

Фотография Царской Семьи. Начало XX века.

В правление Николая II Россия неуклонно становилась великой индустриальной державой: за 20 лет производительность русской промышленности увеличилась вчетверо. Россия являлась тогда кормилицей всей Европы: в 1913 году урожай хлеба у нас был на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых! Росло народонаселение; российский рубль был подлинно золотым, ибо денежное обращение более чем на 100 % обеспечивалось золотой наличностью.

Служение народу Николай II воспринимал как свою священную обязанность; к подданным он относился, как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев особенно трогательного отношения государя к простым людям. Царь обладал высочайшим правом помилования приговоренных к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, проявлялось особенно ясно. Царь нередко пользовался этим своим правом и всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, снабдив его деньгами. К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно: служение Родине для него не отделялось от служения Богу. Царь был представителем национальной русской культуры и такой надмирной реальности, как Святая Русь.

Исключительно много Николай II сделал для Русской Православной Церкви. При нем число храмов и монастырей увеличилось более чем на десять тысяч. В его царствование было прославлено восемь святых. В частности, преподобный Серафим Саровский, чудотворец и молитвенник, служитель Божией Матери. Государь и государыня во время торжества прославления преподобного Серафима (июль 1903 года) посетили Саров. Сразу после кончины отца Иоанна Кронштадтского в 1909 году государь предсказал, что батюшка Иоанн будет впоследствии прославлен, установил день молитвенного поминовения кронштадтского пастыря. Поистине пророческим было слово Николая II о канонизированном в 1913 году патриархе-мученике Гермогене, «пример коего засветит в настоящие и будущие времена». Не этим ли примером вдохновлялись святой патриарх Тихон, святители Владимир, Вениамин, Иларион и другие русские архиереи, пострадавшие в советское гонение на Церковь?..

Государыня давно молила Бога о ниспослании ей сына; после посещения Сарова ее просьба была услышана. Наследник российского престола Алексей родился в 1904 году. Но радость эта была недолгой. Вскоре обнаружилось, что царевич болен неизлечимой болезнью — гемофилией. Страшным было потрясение, пережитое родителями. На помощь привлекались все средства тогдашней медицины, но все было тщетно. Успешной оказалась помощь таинственного сибиряка Григория Распутина. Он сделался своим человеком в царской семье.

Царь прислушивался к мнению Распутина, царица глубоко уважала его. Но дружба с ним навлекла на них осуждение со стороны многих и многих. Распутина в результате заговора жестоко убили в 1916 году.

За войнами, революциями, крушениями империй — политическими событиями внешней истории — скрыто действуют законы духовные. Всякое объяснение причин революций 1905 и 1917 годов будет неполным и неточным, если не признать, что главной причиной был отход русского общества от Бога и Церкви.

В феврале 1917 года, воспользовавшись отсутствием царя в столице, усилила свою деятельность оппозиционная аристократия. При дворе поговаривали о целесообразности дворцового переворота с возведением на трон великого князя Николая Николаевича. Оппозиционеры утверждали, что на пути к победе России в войне стоят царь и царица; Николай Николаевич потребовал от государя отречься от престола. Телеграммы с подобными требованиями прислали и большинство командующих фронтов. И когда в феврале 1917 года произошла революция, царское окружение заняло сторону временного правительства. Царя стали уверять, что только его отречение от престола спасет Россию. И государь, перед лицом измены пожертвовав собою, внял этим голосам. Это случилось 2 марта. «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола», — такую телеграмму он дал председателю Думы.

Началось разложение народа, поддавшегося низшим страстям, — с неудержимой быстротой Россия понеслась к гибели. Самодержавие являлось тем мистическим началом, которое удерживало силы зла; теперь же ничто не препятствовало вступлению в мир антихристианской стихии…

Царь со своими близкими оказался под стражей в Царском Селе. Уповали узники только на волю Божию, и Господь помогал им до конца сохранить душевный мир. Царю и его семье приходилось терпеть унижения и издевательства со стороны охранников и прочих «новых» людей, их окружавших. 31 июля начался путь мучеников на свою Голгофу: они были выселены из своего дворца и отправлены в Сибирь.

 

В страданиях дух царственных мучеников возрастал и крепнул. «Путь Божий есть ежедневный крест», — записала в свою тетрадь царица слова преподобного Исаака Сирина. И еще высказывание из Макария Великого: «Христиане должны переносить скорби и внешние и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь Христианства». То же настроение — в стихотворении, переписанном в начале 1918 года великой княжной Ольгой:

 

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

 

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

 

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос-Спаситель, помоги!

 

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покои душе смиренной

В невыразимый смертный час!

 

Ну преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

 

Жить мученикам оставалось два с половиной месяца. Издевательства над ними становились все изощреннее…

За три дня до злодеяния для царской семьи было совершено богослужение. Когда запели молитву «Со святыми упокой…», вся семья неожиданно стала на колени. В тот день, по свидетельству очевидцев, они выглядели как-то необычно угнетенно. Словно предчувствуя близкий конец, они пропели погребальную песнь над самими собой…

 

В ночь на 17 июля 1918 года за ними пришли, сказав, что их вывозят из города. Вместо этого их привели в подвал; здесь стояло несколько стульев, и государь с наследником на руках сел посередине. Кроме царской семьи, тут находились доктор Боткин и слуги. Ждали знака к отъезду. Вдруг в подвал вошел комиссар Юровский в сопровождении солдат и объявил о предстоящем расстреле. Государыня успела перекреститься; она была убита сразу, одновременно с государем. Алексей и царевна Анастасия мучились дольше всех; первая пуля не принесла им смерти, и солдаты добили их штыками. Доктор Боткин и трое слуг разделили участь царской семьи.

 

Место убиения Царской Семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Фотоснимок того времени.

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребенок и молодые девушки, — уже само по себе страшное преступление. Но Екатеринбургскую трагедию называют убийством XX века и считают исторической катастрофой все же по особой причине. Николай II был не просто прекрасным человеком и добрым христианином — он был Божиим помазанником. При его восшествии на престол над ним было совершено Таинство Помазания, после которого Николай стал священной особой. Поэтому убийство Государя и его семьи — страшное святотатство, навлекшее Божий гнев на Россию и имевшее для ее судьбы роковые последствия…

Наталья Бонецкая

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.