Здавалка
Главная | Обратная связь

уповаем в его верности.



Это изложение лишь одной стороны вопроса в убеждениях суннитов, которые единодушны в том, что каждому воздастся в меру его деяний. Вторая сторона вопроса заключается в том, что раб божий наделен силой, правом выбора, волей, способностью действовать, говорить, и оставаться самим собой. И обе стороны истинны и не противоречат друг другу. И в этих случаях не должно говорить о роке и предопределении. Вот вам сказано и о другой стороне вопроса.

А теперь вернемся к основной теме нашей беседы, ибо вышесказанное является только частью ее. Мы разъяснили, что души разделились на группы и свойствами их еще до сотворения формы были узнавание и отчуждение, а после сотворения формы их свойством посредством сердца стали соответствие и несоответствие, а посредством тела - объединение и разделение. Свидетельством истинности этого утверждения служит высказывание Всевышнего,- да славится имя Его,- в священной Книге: «Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца, - ведь Он - Великий, Мудрый!» [8,64/63], а также высказывание Всемогущего: « Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» [3, 98/103].

Пророк, - да благословит его Аллах и приветствует,- сказал: «Тот, в чьей руке моя душа, не входите в рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете пока не полюбите. Я укажу вам на одну вещь, которую если вы исполните, то полюбите друг друга: установите мир меж собой!» Это приведено в хадисе.

Все это - описание соответствия. Однако благодать расхождения и соответствия выявляется ярче из слов Великого, - да благословит его Аллах и приветствует: « Если правоверный вошел в мечеть, где среди сотни людей находится только один уверовавший, то он непроизвольно сядет рядом с этим уверовавшим, но если некий лицемер войдет в мечеть, где находится хоть один лицемер, то он непременно усядется рядом с ним».

Именно о такой ситуации существует рассказ, согласно которому Харам ибн Хаййан входя в дом Увайса Карани произнес приветствие «Мир тебе!» Увайс ответил : «И тебе мир, о Харам ибн Хаййан!» Увидев величественность и чудодейственность Увайса, пораженный Харам ибн Хаййан заплакал и сквозь слезы промолвил: « О Увайс, ты никогда не видел меня! Как же ты узнал меня и каким образом тебе стало известно имя моего отца?» Увайс ответил: « Мой дух узнал твой дух, когда моя душа беседовала с твоей душой. Воистину духи обладают душами, подобно душам телес».

Увайс был одним из знатнейших последователей пути Истины, отмеченным печатью божьей и богоизбранным из людей. Его указания по поводу увиденного или услышанного оказывались сущей правдой, слова его не расходились с его делами и поступками и, как в описанном случае, его слова полностью соответствовали высказыванию Самого сведущего из людей, - да благословит его Аллах и приветствует,- об узнавании души душой, ощущением душами родственности другие души по запаху. Об этом мы уже говорили выше и было сказано, что это знак и способ познания одной душой другой родственной души.

Что касается свидетельств падишахов законоположений шариата и султанов прямого и праведного пути, - мир им,- о том, что в основе сотворения между телами, сердцами и душами не было никакого различия и противоречия, и различие возникло лишь при выборе рабами божьими путей поведения и действий телами, сердцами, разумом и душой. Сказал Всевышний,- да славится имя Его,- « О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!» [49,13]. Создатель бытия и творец мира, строитель тел и основатель всего живого выявил в этом аяте, что род человеческий представляет собой понятие посюстороннее, тленное и бренное, ибо различие происхождения и социального положения, многообразие племен и родов и плоды этого различия и многообразия принадлежат посюстороннему миру, как на то указывает аят Благородной Книги « и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» [49,13]. А все, что принадлежит дольней жизни относится к этому миру, с исчезновением этого мира, уйдет в небытие и сбудется мудрый завет «Всякий, кто на ней, исчезнет и останется лик твоего Господа со славой и достоинством» [55,26-27] все превратится в ничто.

Первосказитель, разъясняя отличительные признаки этого явления, с самого начала подчеркнул, что натуры и характеры, врожденные и приобретенные свойства, нравственные и моральные положения, природные качества и прочее, выражаемые в аятах, знамениях и преданиях, будь то телесные, или физические, или духовные, принадлежат дольней жизни и присущи посюстороннему миру, а они преходящи.

Суть этих слов такова, что в День воздаяния и награждения и во время расплаты и разделения по степеням никто не будет вознаграждаться или наказываться за красоту или безобразность, слабость или силу, быстроту или нерасторопность, безвестность или славу, красноречие или косноязычие, бедность или богатство, подчиненность или главенство, болезнь или здоровье. Этими вещами дольнего мира никто не сможет воспользоваться у порога обители Всевышнего как средствами оправдания своего и поиска близости к Нему,- да славится имя Его. С помощью этих вещей ему не оказаться в выигрыше на пути в мир иной и жизнь потустороннюю, посредством их и благодаря им степеней святых ему не обрести.

Как-то у одного из умудренных старцев, великих подвижников на пути веры спросили: «Чего на этом пути больше - несчастий или благ?» Он ответил: « На этом пути нет ни несчастий, ни благ, ни недуга, ни здоровья, ни нищеты, ни могущества, ни добра, ни зла, а есть лишь праведные и неправедные дела и словеса, угодные или неугодные Всевышнему Аллаху, - да славится имя Его ». Спрашивающий поразился и молвил: « Только Аллаху Всемогущему, - да славится имя Его,- ведома правда!»

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.