Здавалка
Главная | Обратная связь

Отличия «благородного мужа» от «простолюдина»



Благородный муж Низкий человек  
  Поступает сообразно закону и долгу   Везде ищет выгоду (чины, деньги, награды)
  Требователен к себе     Требует с других, а не с себя  
  Живет в согласии с другими, но не следует за ними (стадные чувства и погоня за модой не для него, он мягок с людьми, но не идет у них на поводу, его нельзя ни подкупить, ни обмануть, ни принудить свернуть с правильного пути, отойти от закона и долга)     Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними (вспыльчив, раздражителен, обидчив, гневлив, думает только о своих интересах, но поддается уговорам, лести, внушаем, им легко манипулировать)
  Ему можно доверить великие дела, он способен на самопожертвование, может пойти на смерть ради других людей, ради блага народа и государства   Нельзя доверить великие дела, ибо он мелочен. Кончает жизнь самоубийством в сточной канаве. То есть смерть его никого не огорчает, т.к. он не располагает к себе людей, а использует их. Его смерть так же ничтожна и бессмысленна, как и его жизнь  
  Боится велений Неба, великих людей и слов совершенномудрых   Не знает велений Неба и не следует им, не боится их, презирает великих людей, занимающих высокое положение, оставляет без внимания слова мудрецов

 

Таким образом, благородный человек вызывает уважение к себе, он способен влиять на людей, «в доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен; в величии не горд, вызывая почтение, не жесток». Понятно, что для государства лучше, если управлять им будет именно благородный муж: «если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым; мораль высокого человека подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Правители и их приближенные служат примером для подражания, предполагается, что они знают долг, постигли веления Неба, т.к. обладают мудростью и пониманием и теперь могут быть образцом для подданных: «Если государь должным образом относится к родственникам, то в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, то в народе нет подлости» [16, с. 185]. Словом, будьте проще в обхождении, не ищите выгоду, поступайте в соответствии с законом - и люди к вам потянутся. Конфуций говорит об этом так: «со всех четырех сторон к ним (правителям) будут идти люди с детьми за спиной» [16, с. 162]. Однако не все, занимающие высокое положение, понимают это и являются высокими людьми в истинном смысле слова. Поэтому к управлению нужно привлекать всякого, кто показал свое благородство и мудрость, продвигая их по служебной лестнице в соответствии с заслугами.

Обратите внимание на то, что в учении Конфуция большая роль принадлежала знанию, но не абстрактному, отвлеченному, а практическому, конкретному. Знать для него - «значит знать людей». Некоторые наделены мудростью от рождения, но их мало; другие получают знания «благодаря учению» (учиться нужно и у древних и у современников). Следует, верно выбирать, чему обучаться: «слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему» (изучать неправильные идеи вредно и опасно). Необходимо также думать самому: «учиться и не размышлять - напрасно терять время». [16, с. 144]. Знание должно быть целостным, полным («наблюдаю многое и держу все в памяти»), важен многосторонний анализ явления и непредвзятость. Не обязательно обладать готовым ответом, готовым результатом, важно знать, как к нему прийти. «Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то, даже если я не буду ничего знать, я смогу рассмотреть вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему» [16, с. 157].

Положительным в учении Кун Фу Цзы было то, что людей он считал добрыми; призывал использовать мягкие формы управления, старался прививать людям почтительность, законопослушность, указывал на необходимость стабильности в стране, т.к. «низкий человек в нужде становится распущенным»; предостерегал от крайностей, ибо любая крайность опасна, а в политике и губительна, там важен компромисс, уступка. То есть все должно быть гармоничным, соразмерным, тогда и будет правильным. Зло в мире - от соблазнов и неумения людей ограничивать себя, обуздывать свое своеволие и эмоции. Настоящий совершенномудрый никогда не потеряет лица, не совершит непоправимого, не прельстится выгодой. У него великие цели (и возможно, большие амбиции), но думает он об обществе, о стране, о народе, и никогда - о себе лично. Такой человек сможет учиться и «даже в обществе двух человек <…> найдет, чему у них поучиться: достоинствам их постарается подражать, а недостатков избегать». Понимание и снисходительность к другим - вот основные принципы. Конфуций учит: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, значит потерять слово. Мудрый не теряет ни людей, ни слов» [10, с. 169]. Еще при жизни его идеи стали популярными, а культ мудрого учителя и уважение к любому ученику оказали влияние на развитие китайской цивилизации. По преданию, у Конфуция было более трех тысяч учеников, однако учение Кун Фу Цзы претворить в жизнь нигде в полном объеме не удалось. Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен и конфуцианство стало приобретать черты религии. Однако даже те, кто не считал Конфуция богом, почитали его как первого Учителя, наставника, ниспосланного свыше.

Даосизм

 

Основателем даосизма считается Лао Дань или Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по преданию был старшим современником Конфуция и вроде бы занимал должность архивариуса при дворе чжоуского правителя.

«Знакомство с человеческой историей сделало Лао Даня, по-видимому, убежденным мизантропом: жил он затворником, дал суровую отповедь мечтам молодого Конфуция восстановить порядок и спокойствие в мире и в конце концов уехал из Китая куда-то на Запад, оставив на прощание начальнику пограничной заставы свою «книгу в пять тысяч иероглифов», каковая под именем «Канона Пути и его Силы» (Дао-дэцзин) стала главным каноническим сочинением в даосизме - второй после конфуцианства великой традиции китайской мысли» [10, с. 175].

Лао Цзы - существо полулегендарное. По одной из версий, он был рожден от падающей звезды; по другой - беременность его матери протекала несколько десятилетий и он появился на свет уже седобородым старцем; по третьей - родился из собственной утробы, являлся миру семьдесят два раза и пр. Некоторые современные ученые полагают, что Лао Цзы никогда не существовал или жил намного позднее, а Дао-дэцзин написан различными авторами. Однако принято считать, что родился он в 604 г. до н.э. и жил то ли 160, то ли 200 лет. Его дело продолжили спустя почти 200 лет Чжуан Цзы (ок. 369-286 гг. до н.э.), Ле Цзы, Ян Чжу. Во II в. до н.э. даосизм приобретает черты религии, а в эпоху средневековья уже становится одной из трех основных религий, наряду с конфуцианством и буддизмом.

Центральными понятиями даосизма являются: дао, дэ и у-вэй (недеяние).

Дао - естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно первооснова их существования. Это и слово, и путь, и Логос, и в каком-то смысле Бог, точнее абсолют, т.е. нечто, не имеющее ни формы, ни имени, но вечноединое, неизменное, непреходящее, существующее от века. Являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения, оно совершенно. Не следовать Дао - значит умереть. Дао одновременно находится в движении и покое и порождает движение, а также вещи, т.е. это «корень всего». Дао независимо: «Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо от Дао, а Дао от самого себя» [2, с. 271]. Таким образом, Дао - это закон, по которому зарождается и существует мир («Дао - глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли»). Он предшествует миру оформленных вещей и является непроявленным бытием; его отождествляют с пустотой, но с пустотой рождающей, являющейся неисчерпаемым источником всего сущего. Лао Цзы говорил: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии (в Дао)» [2, с. 271].

Механизм рождения всего сущего описывается так: «Дао» рождает одно (частицы «ци» как общемировую субстанцию или субстракт), одно рождает два (полярные начала «инь» и «ян»), два рождает три (великую триаду Небо -Человек - Земля), а три рождает все вещи.

Итак, Дао (пустота) рождает вещи, а Дэ совершенствует их. Дэ переводится как «сила», «добродетель», «качество», «достоинство». Считают, что это качество, обуславливающее лучший способ существования каждого конкретного явления, т.е. индивидуального блага. В Дао-дэцзине отношения между Дао и Дэ раскрывают с помощью аналогии, по которой Дао - дерево вообще, а Дэ - конкретное дерево. Таким образом, Дэ - это проявление Дао в вещах и человеке, это разделенное на «тьму вещей» состояние реальности, окультуренный, проявленный, добродетельный мир. Следовательно, Дао - это возможность существования, а Дэ - реализация данной возможности, ее воплощение.

Однако «концентрация» Дэ не везде одинакова, наиболее сильна она в Китае (это центр вселенной), во временном отношении проявлена в прошлом, в деяниях предков; а в личностном смысле Дэ представлена в особе императора (сына Неба как-никак!). Благодать, сосредоточенная в правителе, распространяется и на подданных, он как бы бросает тень на них, выводя из-под действия обычной юрисдикции; чем ближе человек к особе императора, тем он более «пропитан» благостью и, следовательно, может распространять ее на нижестоящих. Поэтому наказания за преступление для знати - более легкие, ибо, бросая тень на царедворца, мы лишаем многих зависимых от него людей блага. (Китайцы полагали, что преступление нарушает мировую гармонию, а закон должен ее восстановить. Отсюда, стремление придать юридической практике космологическое значение).

Если следовать Дао, все будет идти своим чередом, развиваться естественно и гармонично, тогда возможно бездействие (у-вэй, т.е. недеяние), которое приводит к полной свободе, счастью, успеху, процветанию. Всякое же действие нарушает вселенское равновесие, ухудшает космическое совершенство. Вселенную и мир нельзя улучшить; самое разумное, что мы можем сделать - отойти в сторону и дать всему возможность реализовать прирожденные качества. Мудрый правитель не будет вмешиваться в управление страной, его держава при этом будет только процветать (современная действительность иногда заставляет согласиться с подобным представлением).

Познание. Итак, Дао двойственно:

1. Это и хаос, порождающий все сущее, содержащий все свойства и качества, возможность всего, единый и невыразимый: «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать [2, с. 271]. Это Дао текуче, изменчиво, неуловимо, но умопостигаемо, безымянно и подлинно.

2. Дао, обладающее именем, проявленное, реализовавшее себя и чувственно воспринимаемое множество всего сущего, или Дэ.

Отсюда вопрос: возможно ли познать Дао, и если да, то каким способом? Ясно одно, двум разным Дао соответствуют два разных вида знания. Знание безымянного Дао особое, доступное лишь немногим совершенномудрым, ибо только мудрец может разглядеть за бытием небытие, за борьбой вещей и свойств гармонию; за движением - покой, за внешним проявлением - внутреннюю сущность. Мудрец подобен Дао: он не имеет желаний, т.е. бесстрастен; чужд активности (Дао тоже в недеянии, однако нет ничего, чтобы оно не сделало); он мягок и уступчив. «Идеальный человек, согласно Лао-цзы, подобен еще не родившемуся младенцу, который безотчетно (и потому безмятежно) питается от «матери Неба и Земли», т.е. Великого пути мироздания (Дао). Сущность же пути - это «пустота и отсутствие», предваряющие всякое знание и опыт и потому недоступные рациональному пониманию. Даосский мудрец-младенец просто доверяет жизни» [9, с. 176]. То есть это знание - понимание, оно подобно озарению, но передать его словами - невозможно: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Дао, имеющее имя, можно выразить словами, но это не настоящее Дао, знание о нем не подлинное знание, ибо человеческие сведения неполны и ограничены, мы просто не можем воспринять мир как целостность из-за эгоизма и тревожащих нас страстей. Чтобы обрести подлинное знание нужно сделать следующее: «Доведу пустоту своего сердца до конца - сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи возвращаются к своему началу (Дао). Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, а мудрый становится справедливым, а кто справедлив - становится государем. Государь следует Небу, Небо следует Дао, а Дао вечно» [2, с. 271].

Этический и моральный идеал даосов. Моральное совершенство воплощено в «совершенномудром». Этот человек подобен Дао, поэтому бездействует, «не борется, но умеет побеждать». Он осуществляет недеяние, поэтому в отличие от «благородного мужа» Конфуция несуетен и бескорыстен. Человеколюбие, взаимность, сыновья любовь и прочие ценности Кун Фу Цзы - это не что иное, как обмен услугами; совершая их, как правило, рассчитывают на воздаяние, а это недостойно. Истинного же даоса нельзя ни покорить произволом, ни сделать орудием исполнения чужого замысла, ни вовлечь в сговор, ни подкупить, ни разжалобить. «Моя судьба не в Небе, а во мне самом», - гласит старинная даосская поговорка об эталоне мудреца [17, с. 5]. Совершенство - плод личных усилий человека, оно неотчуждаемо, как и мудрость.

Хотя может показаться, что даос погружен только в себя и ему нет дела до мира, это не так, он думает о государстве и обществе, но не кичится этим: настоящий человек не показывает себя. А кто показывает, тот не настоящий человек. Мудрецу совершенно безразлично, что думают о нем другие. Он сверяется с самим Дао и следует ему.

Идеал управления так же предполагает недеяние и работу над собой. Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. Идеальное государство и император существуют «незаметно», «непроявленно», тем самым становясь истинными и обретая подлинную силу. Совершенное общество должно функционировать естественно, мудрость же правителя заключается в том, чтобы использовать природные задатки каждого и давать им реализовываться.

Социальный идеал даосов своеобразен. Он предполагает отход от культуры и возвращение к прошлому. Необходимо, как и в древности, не просвещать народ, а делать его невежественным. «Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приносит несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью» [13, с. 129]. Подобные мотивы, кстати, присутствуют во многих культурах, сравни с ветхозаветным: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь» (Книга Екклезиаста или Проповедника, гл. 1, ст. 17-18. Заметим, что к студентам данный афоризм не относится. Сначала нужно познать мудрость, а уже после можно поддержать и идею Екклезиаста).

Итак, знание вредно, его следует избегать. Необходимую информацию, в крайнем случае, можно передать с помощью узелкового письма. Орудия труда, если они есть, не нужно использовать (тяжелый ручной труд оставляет меньше времени на раздумье и не порождает «томление духа»).

Законов в государстве не должно быть много, иначе народ станет бедным. Сама страна не должна быть большой (ей легче управлять; кроме того, если люди знают друг друга, то нет преступлений). Путешествовать нельзя - можно заразиться инакомыслием; «пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга» [13, с. 130]. Народ в таких странах будет счастливым, жизнь - радостной, пища вкусной, одежда красивой, а жилище удобным.

Что касается войны, то отношение к ней отрицательно. Даосы полагают, что «хорошее войско - средство, порождающее несчастье». Обладая сильной армией, правитель неуступчив и воинственен, он может начать войну, а это приводит к потерям, ибо нарушается естественный ход вещей. Напротив, политика должна быть мирной, а если уж и случится война, защищаться необходимо, но, победив, не надо себя прославлять, ведь «это значит радоваться убийству людей» [13, с. 130]. Словом, даосы - сторонники уступок, мира и покоя. Они проповедуют смирение, сострадание, бережливость, считают, что на зло надо отвечать добром. Если этого не делать, зло будет разрастаться, внося диссонанс в мир.

История человечества представляется даосским мудрецам как постепенная утрата изначального всеединства мира, заменяемого культурой, искусственным, менее совершенным. Они против такого насилия над жизнью. Их идеал - преемственность «несотворенного Хаоса и предметной практики человека именно потому, что и то и другое имеет сугубо конкретный характер. Назначение технической деятельности человека - сохранение (понимаемое и как оберегание, и как сокрытие) ″полноты жизни″». [9, с. 178]. Словом, если говорить о правильном Пути, то это постоянное возвращение к истокам, к прошлому…

 

Моизм

 

Основатель этого направления Мо Ди или Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.), по преданию, получил конфуцианское образование, но впоследствии отмежевался от своих учителей. Он много путешествовал, излагал свои взгляды правителям, пытаясь отговорить их от ведения войн. Вокруг учителя собралось достаточно много учеников, что обеспечило расцвет его школы в V-III вв. до н.э.

В основе философии Мо Ди - «всеобщая любовь», которая противоречит конфуцианской гуманности, представляя собой требование любить каждого человека, как самого себя. Он доказывал, что следовать этой идее выгодно всякому, т.е. его учению присущ утилитаризм, отождествление наибольшего блага с тем, что полезно для наибольшего числа людей. Таким образом, рассуждения о служении обществу сочетались с признанием расчета. В каком-то смысле это означало, что природа человека дурна (раз уж он во всем ищет выгоду). Мо Ди полагал, что первобытное общество являло собой «войну всех против всех», но люди вышли из этой ситуации, сделав самого достойного человека своим правителем (правда, как это произошло, он не пояснял). Отныне покорность правителю стала всеобщей добродетелью.

В цивилизованном обществе и идеальном государстве все следовало подчинять соображениям пользы, поэтому дорогостоящие ритуалы и «излишество» в быту отвергались. «Небо» трактовалось моистами как высшая беспристрастность, но духи могли карать и карали тех, кто шел против его велений. Утверждалось, что «небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным». Напротив, небо «желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг друга. Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах» [13, с. 118]. Но откуда же узнали, что и «небо придерживается высокой любви и приносит всем пользу? Это видно из всеобщности неба, из того, что оно всех кормит. Ныне небо не разделяет больших и малых царств <…>. Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди - слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно <…>. Разве это не есть выражение всеобщности, которой обладает небо? Если же небо обладает всеобщностью, питает всеобщую любовь и кормит всех, то как же можно говорить, что оно не желает, чтобы люди взаимно любили друг друга, делали друг другу пользу?» [13, с. 119].

Таким образом, взаимная любовь - единственное желание неба.

Народ - это высшая ценность. Воля неба и воля народа совпадают. Если небо любит народ, то правители тем более должны его любить и заботиться о нем. Однако не всегда правители делают это. Они живут в свое удовольствие, а люди голодают без пищи, мерзнут без одежды, выбиваясь из сил, пытаются заработать на жизнь. Мо Ди считал, что такое положение дел нужно изменить. Правитель должен совершенствовать управление, приближая к себе служивый люд не по знатности и умению льстить, а по деловым качествам и правдивости.

Война - нарушение желаний неба; сражаясь, государства вторгаются на чужую территорию, армия топчет хлеб, убивает противников, захватывает и разрушает города, оставляя народ без крова и пропитания (интересно, что выступая против войны, сам Мо Ди был замечательным мастером боя, правда, оборонительного).

Моисты полагали также, что закон должен выражать волю большинства, тогда он будет совпадать с волей неба и станет хорошим средством управления.

Знания должны быть практическими, а значит, полезными; источник знания - деятельность людей. Наблюдая, воспринимая и размышляя, можно и нужно отделять истину ото лжи, хотя постичь суть вещей не легко, к этому нужно стремиться. Моисты требовали от суждений ясности и отчетливости, считали, что подменять понятия не следует (что похоже на закон тождества). Позднее представители школы пришли к выводу, что два противоположных суждения об одном и том же предмете не могут оба быть истинными, т.е. пытались выразить закон запрещения противоречий.

Сам Мо Ди считал, что его учение истинно, попытки других школ его оспорить подобны попыткам разбить яйцо о камень. Яйца-то расколются, а подлинное знание останется несокрушимым, как и камень.

 

Легизм

 

Легизм(от лат. lex - закон) - этико-политическое учение школы законников Фацзя об управлении государством, обществом и человеком. Вообще-то, многие указывают на то, что это даже не идеологическая доктрина, а скорее, практические разработки политиков, которые пытались осуществить свою программу. Сама легистсткая традиция берет начало в VII-V вв. до н.э., формируется в основных чертах в IV в. до н.э. и получает завершение в середине следующего столетия в трудах систематизатора легизма Хань Фэй-цзы. Он, как и еще один яркий представитель данного направления Шан Ян, был советником императора Цинь Ши-хуанди (надо сказать, что судьба их оказалась трагической; Шан Яна казнили после падения династии Цинь, а Хань Фэй то ли отравлен завистниками, то ли покончил с собой, увидев ужасные результаты своих теоретических изысканий).

Законники исходили из того, что человек зол и жесток по своей природе, поэтому, отказавшись от методов убеждения и нравственной регламентации поведения, положились на насилие, правовое принуждение и наказание. С их точки зрения, государство не семья, но бездушный механизм, представленный не мудрецами, а чиновниками, не императором - «отцом народа», но гегемоном - деспотом, воля которого выше, чем закон и даже чем Небо (Гегемон - от греч. hegemonia - господство, первенство; соответственно hegemon - вождь, руководитель; деспот - от греч. despotes - повелитель, т.е. верховный правитель, пользующийся неограниченной властью, либо самовластный человек, творящий произвол, принуждающий других подчиняться своей воле, самодур и тиран).

Задача государства - победа в борьбе с другими царствами, объединение Поднебесной, создание мощной державы. Все силы следует направить на достижение этой цели, а от второстепенного отказаться. К последнему относили искусство, науку, философию (вспомним небезызвестную поговорку: «Когда говорят пушки, музы молчат». Она, кстати, возникла на основе другой, более старой, поговорки, употребляемой в Древнем Риме, которую, я думаю, в данном контексте истолковать можно двояко: «Когда гремит оружие, законы молчат»). Словом, ничего лишнего, а только необходимое. Таковым являлись земледелие и армия, т.е. основа могущества любой страны.

Разногласия и инакомыслие опасны, их нужно искоренять, вплоть до физического уничтожения их носителей. Чтобы знать о настроении людей, необходимо ввести систему круговой поруки и взаимного доносительства. К управлению должны прийти профессионалы, лично преданные императору и благодарные ему за продвижение по службе (последнее осуществляется не по знатности и богатству, а по заслугам). Таким образом, вводилась практика равных возможностей.

Шан Ян считал, что закон должен быть один. Он обязателен для всех, кроме правителя, ибо последний стоит над ним и может изменять его по своему усмотрению (читай произволу). Сомнение в законе (а значит, и неудовольствие сыном Неба) недопустимо, заслуживает самой суровой кары. Человек - эгоист, с точки зрения легистов, он готов на все во имя ничтожной выгоды, поэтому его нужно почаще наказывать. Наград в государстве должно быть мало, не следует приучать к хорошему. Закон должен быть сформулирован четко и ясно, чтобы его поняли все, впрочем, как гласит современная юридическая доктрина, «незнание закона не освобождает от ответственности».

Шан Ян выражает несогласие с идеями Конфуция и полагает, что следование старине не гарантирует безошибочных решений. Все меняется - люди тоже; если «в древности люди были просты и потому честны; ныне же люди хитры и потому нечестны», следовательно, там, где раньше можно было взывать к добродетелям и морали, сейчас просто необходимо использовать законы о наказании. Шан Ян считал, что «доброта и человеколюбие - мать проступков»; истинная добродетель происходит от наказания. Причем само наказание должно быть очень жестоким; к благу и спокойствию в стране можно прийти лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием» [13, с. 132].

Ясно, что порядок должно и можно наводить еще до того, как вспыхнет беспорядок (что гораздо легче). Для этого надо:

1) иметь в государстве много наказаний и мало наград (заметим, кстати, что и то и другое от частого применения обесцениваются; бояться можно до определенного момента, после страх сменяется или безразличием и покорностью, или яростным протестом. - 3.М.);

2) карать жестоко, внушая трепет;

3) за малые преступления карать так сурово, чтобы не было больших;

4) разобщать народ подозрительностью, слежкой, доносительством.

(В принципе, этой программе следовали почти все диктаторы, но рано или поздно они терпели крах).

Шан Ян открыто заявлял, что его идеал - «ослабление народа» или даже «победа над народом». Он почему-то был твердо уверен, что в стране с такими порядками народ будет послушен в войне и «пойдет на смерть за правителя». Может, и так, но не нужно забывать о другом варианте развития событий.

Ранее уже указывалось на сильную бюрократическую традицию в Китае, на своеволие чиновников, озабоченных лишь соблюдением внешних приличий, дабы не потерять лицо. Легисты так же видели недостатки этой системы, поэтому и создали средства, позволяющие эффективно контролировать чиновничество, не прибегая к репрессиям. К ним относятся: экзаменационные испытания, оценка заслуг и соответствия занимаемой должности и профессиональных качеств служащего. Чиновник должен честно исполнять обязанности, заниматься текущими делами, рутиной, но постоянно ощущать, что он находится под контролем. Мудрый правитель в любой момент может обратить на него внимание и выявить все достоинства и недостатки человека.

Сам император, подобно зеркалу, беспристрастно отражает действительность, оставаясь при этом в тени. Его власть скрыта от посторонних глаз, как «дракон в облаках» или «змея в тумане», она может быть смертоносной, а может быть благостной. Тайные методы управления необходимы, люди ведь по-настоящему боятся только того, чего не знают. Уповать на «природу человека» - бессмысленно, она зла и изменить ее в лучшую сторону нельзя, остается лишь одно - пресечь неподобающие деяния и мысли наказанием и страхом. Словом, если государь окружен тайной, он внушает трепет, его чиновники послушны и кротки, если же нет, то они, словно тигры, идут за ним по пятам.

Интересно, что легисты говорили о равенстве людей перед законом, считая, что наказания не знают рангов знатности. Для всех, начиная от помощников правителя и его военачальников вплоть до дафу и простых людей, имевших заслуги в прошлом, но затем проштрафившихся, наказания не должны смягчаться. Для совершивших добродетельный поступок в прошлом, но затем допустивших проступок, надо употреблять закон. Заметим, что служащие - тоже люди, и ничто человеческое, в том числе и страх, им не чуждо.

Сила правителя, таким образом, заключается в том, что его по-настоящему никто не знает и не может предсказать его поступки. Император должен соблюдать недеяние; хорошая государственная машина работает как бы сама по себе, не требуя постоянного вмешательства.

Наиболее полное воплощение программа законников получила в империи Цинь, когда эпохе «борющихся царств» пришел конец. Правитель, вышедший победителем в междоусобной войне, возблагодарив предков за ниспосланный успех, отказался от титула «Ван», т.е. «князь», и решил принять новое имя - Цинь Шихуанди («Ши» - значит «первый», «хуанди» - император и «божественный правитель»). Прожил он недолго - всего 49 лет (с 259 по 210 гг. до н.э.); императором Поднебесной стал с 221 г. до н.э., но успел многое: объединил страну, ввел строгие законы и налоги, которые распространялись на всех, единые единицы веса, единую письменность, единую градацию населения, единый военно-бюрократический аппарат. Он приказал подданным построить дороги и каналы и соединить существующие защитные валы на границах в одну длинную стену (да-да именно тогда появилась Великая Китайская стена).

Цинь Шихуанди упразднил прежние удельные владения, ввел новые, разделил страну на 36 областей, которые в свою очередь делились на уезды. Чиновники должны были постоянно докладывать о положении дел. Император так же дал своему народу новое имя - «черноголовые». Подданным империи нельзя было владеть оружием - из изъятого властями изваяли 12 огромных статуй, установленных в столице. Войска посылались и на юг, там были построены крепости и новые города, первое население которых составляли ссыльные.

На этом титанический труд императора не завершился. Он перешел к унификации культуры, благосклонно приняв новый законопроект своего советника Ли Сы. В нем говорилось: «В древности, когда Поднебесная пребывала в смуте и раздробленности, никто не мог привести ее к единству, и поэтому господствовали влиятельные князья. А проповедники восхваляли старое, для того чтобы нанести ущерб новому. Они прибегали к лживым словам, чтобы внести в существующий порядок путаницу. Люди хвалили те философские учения, которые нравились им, и признавали ложным все, что установилось сверху. Но вы, государь, объединили Поднебесную, отделили белое от черного и установили единопочитание лишь одного императора. В такое время частные школы творят беззакония. Стоит им узнать, что издается тот или иной указ, как они начинают истолковывать его по-своему. Во-первых, этим они смущают собственную душу, а во-вторых, возбуждают кривотолки. Они осмеливаются осуждать деяния повелителя, возбуждают незаконные интересы и, возглавляя толпу, сеют клевету. Если не запретить эти частные учения, то государь может потерять авторитет и среди подданных, и будут сколачиваться группировки. Поэтому закрыть частные учебные заведения благоразумнее всего.

Я попросил бы изъять все имеющиеся литературные произведения, книги стихов, исторические издания и сочинения всех философов. Тех, кто через тридцать дней не сдаст книги, ссылать на каторжные работы. Можно не изымать лишь медицинские, гадательные и сельскохозяйственные книги. Люди, желающие учиться, пусть учатся у ваших чиновников» [14, с. 134].

К сожалению, император принял данный совет: у него ведь была великая цель - сохранить единую империю, а для этого годились все средства. И началось: книги сжигались на кострах, философы уничтожались. А.Н. Чанышев пишет [13], что их топили в нужниках (было умерщвлено 460 ученых). За утайку книг кастрировали и ссылали на строительство Великой Китайской стены. За недоносительство казнили, а доносчиков награждали и повышали в должности. (Таким образом, в 213 г. до н.э. произошло то, что впоследствии повторилось снова - в 1966 г., когда Мао Цзедун начал Великую пролетарскую культурную революцию, ударной силой которой были студенты и учащиеся. Вновь изымались и сжигались книги, интеллигенцию арестовывали и ссылали в сельскую местность на трудовое воспитание. Курс на культурную революцию не был отменен до самой смерти Мао Цзедуна (в 1976 г.), через месяц вдову Великого Кормчего Цзян Цин и ее ближайших помощников - так называемую «банду четырех», руководивших «культурной революцией», арестовали, а саму революцию объявили большой ошибкой и национальной трагедией).

Однако император переоценил свои возможности. Грандиозное строительство истощало казну, а новое уголовное наказание оказалось не столь эффективным. К тому же Цзинь Шихуанди заболел манией преследования и вскоре умер. После этого все его бездетные жены были умерщвлены, а строители гробницы замурованы в ней живыми вместе с мертвым императором (в марте 1974 г. при рытье колодца было обнаружено целое войско, охраняющее подступы к последнему прибежищу императора, - более 7-ми тыс. фигур воинов в натуральную величину в форме с оружием в руках. Фигуры солдат были ярко раскрашены, и среди них не было двух одинаковых лиц. Лучники, пехотинцы, а также запряженные конями колесницы вместе с их боевыми расчетами и теперь вместе с императором шагают в вечность, являясь ему мощной опорой).

Власть в стране узурпировал младший сын Цинь Шихуанди, истребив всех своих братьев (20 человек!) и их родственников. Советник Ли Сы был казнен, три ветви его рода тоже уничтожены. Но авторитет преемника (его назвали Эршихуанди, что значит просто «Второй император») был недостаточен, чтобы сдержать народное возмущение, и империя, просуществовав 15 лет, пала (221-207 гг. до н.э.). Заметим, кстати, что мечтавший о бессмертии Цинь Шихуанди достиг того, чего хотел. От его имени - Цинь (по-китайски звучит как «чин») происходит современное английское название Китая (China). (Русское название «Китай», восходит к племени киданей, которые в X в. создали свое государство - Великое Ляо на землях южнее монголии. В 1125 г. оно пало под ударом чжур чженей - предков монголов. А на Руси о киданях узнали, скорее всего, благодаря монголам: один из членов киданьского императорского дома был советником Чингизхана).

Новая династия - Хань восстановила традицию. Уничтоженные книги воссоздали по памяти, с 136 г. до н.э. конфуцианство сделалось государственной идеологией Китая. Однако существовало оно уже не в чистом виде, а с явной примесью легизма. Только убеждение и только наказания сочли крайностями; ритуал и закон слились воедино; новая политика представляла собой методы «кнута и пряника»; моральный пример и принуждение пришли в гармонию. Но то, что характеризовало доцзиньскую эпоху в области духовной жизни: плюрализм школ, мнений, невмешательство властей в мировоззрение, - так никогда и не было воссоздано. Сама же доктрина, образовав специфическую государственную идеологию, просуществовала в Китае вплоть до ХХ в.


Античная философия

 

 

Античная философия - это философия древней Греции и древнего Рима, зародившаяся в VI в. до н.э. и просуществовавшая до VI в. н.э. (т.е. до того времени, когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую академию). Таким образом, античная философия просуществовала больше тысячелетия, а точнее, около 1200 лет.

Тот мир, что ее породил, сформировался в период между 3200 и 1100 гг. до н.э., во время бронзового века, когда люди стали делать орудия из бронзы, т.е. сплава меди с оловом. Первые греческие общины обосновались на острове Крит и Кикладских островах. На материке, в гористых районах Пелопонесса, возникла микенская цивилизация.

Поначалу греки занимались земледелием, а также торговлей. Для этого строили корабли, используя их как главное транспортное средство. Плавая по Средиземному морю, они не только торговали, но и воевали с другими греческими городами, позднее пускались в путь, чтобы основать новые поселения. Начиная с VII в. до н.э. Греция постоянно расширяла свою территорию; с V в. н.э. она становится явным лидером Древнего мира в областях искусства, науки и философии. В эллинистический период (т.е. с 323 гг. до н.э.) греческая модель жизнеустройства и организации власти распространились на многие другие страны. Можно с уверенностью утверждать, что именно древнегреческая цивилизация породила весь современный западный мир.

Ученые полагают, что предшественницей греческой культуры была критоминойская (или эгейская), которая существовала на Крите и других островах Эгейского моря почти в то же время, что шумерская и египетская. Минойской это цивилизация названа по имени легендарного царя Миноса, сына Зевса и Европы, женатого на Пасифае, дочери Гелиоса. Однажды Минос пообещал принести в жертву Посейдону лучшего быка из стада, но не сдержал клятву, за что и был наказан. Суровый владыка морей вызвал в Пасифае страсть к тому самому быку. Царица породила чудовище Минотавра - полубыка-получеловека, его скрывали, поселив в лабиринте, построенном Дедалом. Каждый год афиняне, которых Минос заподозрил в смерти своего сына Андрогея, должны были посылать на Крит дань - 7 юношей и 7 девушек, где их приносили в жертву Минотавру. Чтобы положить конец этим страшным событиям, на остров прибыл Тесей. Дочь царя Ариадна влюбилась в героя и снабдила его клубком ниток, чтобы он мог найти дорогу из лабиринта. Чудовище было истреблено, влюбленные бежали вместе, но счастливы не были. По другой версии, Минос, пораженный мужеством юноши (а также осчастливленный смертью чудовища, которое постоянно напоминало ему о позоре), сам отдал дочку в жены герою. Как это часто бывает, Тесей оставил Ариадну на острове Наксос. Желая обелить его, греки создали версию, что сделано это было по воле богов или их прямому приказу, а кое-кто утверждал, что Дионис отнял у героя Ариадну и сам на ней женился.

Как бы то ни было, археологи раскопали царский дворец, который отличался сложной и запутанной архитектурой и вполне мог служить прообразом лабиринта. Что же касается Критской цивилизации, то она создала рисунчатое письмо, а затем и шрифт, получивший название «линейного письма А». Однако звезда ее постепенно закатилась (историки предполагают, что из-за природных катаклизмов), и главенствующая роль перешла к ахейской культуре. Эта культура существовала с XXII в. до н.э., а расцвет ее пришелся на XV-XIII вв. до н.э. Данную цивилизацию называют еще микенской, т.к. важнейшим из ее центров был город Микены.

Города в это время обычно строили на возвышенностях, окружая их стенами. По-гречески укрепленное поселение называют «акрополь», что значит «крепость на холме». Кроме царского дворца и храмов на акрополе находились так же дома государственных служащих, воинов и ремесленников. Микенские торговцы возили гончарные изделия и продукты земледелия в Малую Азию, Египет, на Кипр, а также в Италию. Назад же они везли золото, медь, олово и слоновую кость.

Судя по оружию и доспехам из знатных захоронений, ахейцы были весьма воинственным народом. По древнему преданию, микенский царь Агамемнон возглавил поход греков против троянцев, новоприобретенный царевич которых Парис умыкнул прекрасную Елену, жену Менелая, неудачливого брата Агамемнона. Впрочем, сам он так же обладал не очень-то счастливой судьбой. Он был, конечно, доблестным воином и любящим братом, но отличался вспыльчивостью, надменностью, сластолюбием, дерзостью и жестокостью, как и подобает потомку Тантала. Он умудрился оскорбить Аполлона, захватив дочь его жреца, застрелил на охоте лань, принадлежащую Артемиде, да еще и похвалялся этим. Оскорбленная богиня долго держала огромное войско, не давая кораблям попутного ветра; чтобы ее умилостивить, Агамемнон вынужден был принести в жертву собственную дочь Ифигению (а она-то уж точно не была ни в чем виновата). Жена не простила царю смерти дочери, как и смерти своего первого ребенка, убитого Агамемноном вместе с ее первым супругом. Дошли до нее и слухи о том, что царь везет из под Трои красавицу Кассандру, чтобы ввести ее в дом на законных основаниях, вступив в новый брак. Словом, бедная женщина убивает возвратившегося героя. В царстве Аида Агамемнон рассказал спустившемуся туда Одиссею о подробностях этого гнусного преступления, предостерегая его от «злой жены». Да, сам-то он был «добрым и доверчивым»!

Мифы о героях Троянской войны основывались на реальных событиях, а Троя - это реально существовавший на территории нынешней Турции город. Первооткрыватель Илиона (Трои) Генрих Шлиман в детстве читал об этих увлекательных историях в «Илиаде» и мечтал найти Трою. В 1870 г. следуя указаниям, которые он отыскал в поэме Гомера, Шлиман начал раскопки на холме Гиссарлык. В результате были найдены драгоценные вещи, которые, как думал Шлиман, принадлежали царю Трои Приаму. Впоследствии на этом месте археологи обнаружили девять культурных слоев. Считается, что город, руины которого находились на шестом уровне, и был Троей.

Микенское господство длилось примерно до 1200 г. до н.э., в это время Микены и соседние города были разрушены. Видимо, они пали в результате нашествия с севера европейских континентальных племен. Начались «темные века» и геометрический период, сменившийся впоследствии архаическим (700-480 гг. до.н.э.). Расцвет греческой культуры наступил в VI-V вв. до н.э. Это время (классический этап) связано с возникновением философии, науки, искусства, театра, началом Олимпийских игр. Греческие поселения появились на юге Италии и дальше, во Франции и Испании, а также на побережье Черного моря, на севере Африки.

С IV в. до н.э. по V в. н.э. длился период эллинизма, который начался с завоеваний Александра Македонского и закончился захватом варварами Рима. Распад империи Александра Македонского и ее раздел между греческими полководцами ослабили военно-политическое могущество Древней Греции. С начала V в. до н.э. в Италии поднималась новая сила - Рим, власть которой постепенно распространилась на весь эллинистический мир. К 275 г. до н.э. римляне завладели греческими колониями в Южной Италии и на острове Сицилия. К 146 г. до н.э. Македония и вся Греция стали провинциями Римской империи. В 31 г. до н.э. римский император Август нанес поражение Египту и потребовал отречения Клеопатры VII (эта последняя царица Египта была единственной из правителей греческого происхождения, знавшей египетский язык). Гордая женщина не перенесла унижения и покончила с собой. Египет же стал последней провинцией греческой империи, перешедшей под власть Рима. Однако, несмотря на то, что Греция больше не существовала как самостоятельная держава, греческая культура еще долгое время занимала главенствующее положение в Древнем мире. Ее литература, искусство, архитектура служили эталонами для римлян, а греческие боги и герои почитались у них так же, как и собственные. Многие римские дети учились в афинских школах, действовавших до VI в. н.э.

Чем же мы обязаны античной культуре? Современная демократия - наследница древнегреческой. Каждый гражданин, согласно этой форме власти, имел право принимать участие в государственных делах (гражданином, правда, мог быть только свободный человек, рожденный в данном государстве). В Афинах, например, ежегодно по жребию выбирали Совет из 500 граждан, которые принимали законы и решали политические вопросы. Наиболее важные дела обсуждались на общих собраниях, где каждый мог изложить свою точку зрения и внести предложения и поправки к законопроекту. Решения принимались голосованием.

Судебная власть принадлежала особому органу из 200 человек, который формировался по жребию. Присяжные выносили вердикт с помощью бронзовых колесиков с осями двух видов: сплошными стерженьками и полыми. Если присяжные считали обвиняемого невиновным, они показывали кружочки со стерженьком, в противном случае - кружочки с полыми осями. Умение произносить речи высоко ценилось и считалось особым искусством. Риторике обучали специально. Известный афинский оратор Эсхин, например, открыл на Родосе школу для ораторов.

Один раз в год афиняне проводили голосование. Они писали имена вышедших из доверия политиков на глиняных черепках от разбитой посуды - остраконах. Если против политика высказывались более 6 тыс. граждан, то он должен был покинуть Афины и отправиться в ссылку на 10 лет. Это называлось «подвергнуть остракизму». Так, получив вотум (от лат. votum - желание, решение, мнение, выраженное путем голосования) недоверия, отправились в изгнание известные политики Аристид и Кимон.

В Греции зародилась и история. Геродота, описывавшего войны между греками и персами, называли «отцом истории». Чтобы собрать сведения для своих книг, он много путешествовал. Другой древний грек - Фукитид - написал историю Пелопонесской войны. И Геродот, и Фукитид стремились дать описание событий на основе реальных фактов. Они опрашивали многих людей - участников этих войн.

Войны были постоянными; города-государства сражались друг с другом из-за земли и торговых путей. В Спарте была регулярная армия (ее воины, по общему признанию, были лучшими в Древней Греции). Все дети в Спарте считались собственностью государства, и мальчики с 7-ми лет служили в армии. Взрослые мужчины даже после женитьбы жили в казармах. [11, с. 405]. В других городах свободные граждане занимались воинской подготовкой, а во время войны их призывали на службу. В Афинах мужчины в возрасте от 20-ти до 50-ти лет должны были с оружием в руках защищать свое государство. Те, кто мог содержать лошадей, обычно шли в кавалерию, но большинство становились пехотинцами, гоплитами. Бедняки, не имевшие денег на оружие и доспехи, служили гребцами на военных судах. В состав флота входили длинные деревянные суда - триеры. Корабль приводили в движение 170 гребцов. В бою он «таранил» вражеские суда окованным броней носом триеры.

Греки проявляли большую заботу о здоровье; горожане посещали «гимназиумы» - общественные оздоровительные центры, где они занимались спортом, мылись в банях, вели философские беседы. Считалось, что болезни и несчастья посылаются на людей богами как наказание за грехи. Бога врачевания Асклепия обычно изображали с посохом, вокруг которого обвились змеи (змея, кстати, до сих пор символ медицины). В его храмах больные приносили жертвы и оставались на ночлег, надеясь, что во сне придет исцеление. Жрецы храмов Асклепия стали первыми врачами в Древней Греции. Они лечили пациентов с помощью магических заклинаний, лекарственных трав, специальной диеты. Больным могли также прописать покой или физические упражнения. Начиная с Гиппократа, жившего в конце V в. до н.э., древнегреческие врачи стали применять более действенные методы лечения. Они изучали человеческий организм, стремясь узнать причину болезни, а назначая различные лекарства, записывали результаты их воздействия на людей. Считалось, что человек заболевает от «дурной» крови, поэтому иногда больному делали нарез на руке и проводили небольшое кровопускание. От многих болезней лечили травами, а рецепты брали из старинных медицинских свитков. Настоем очанки, например, промывали глаза; иссоп назначали от кашля и других грудных болезней; коровяк применяли как средство от кашля, пустырник использовали при сердечных болях и родах, а чертополох прописывали при болях в желудке и укусах скорпионов. Хирургия была развита более слабо; операции делали с помощью простых инструментов и без анестезии, поэтому пациенты часто умирали от болевого шока и инфекций. Уже в древности люди страдали от эпидемий. В 430-429 гг. до н.э. в Афинах свирепствовала чума, одной из жертв которой стал великий Перикл (афинский стратег - главнокомандующий в 444-443-429 гг. (кроме 430г.)). Он был вождем демократической группировки, с его именем связан расцвет афинской демократии и культуры - строительство Парфенона, Пропилеев, Оденона, «Длинных стен» между Афинами и Пиреем и т.д. Перикл собрал в Афинах многих ученых и деятелей искусства. Некоторых приблизил к себе: Фидия, Софокла, Геродота и Анксагора.

Основатель научной медицины Гиппократ работал на острове Кос. Он считал, что врачи не научатся лечить отдельные органы, пока не будут представлять себе, как работает вся система. До того как поставить диагноз, Гиппократ тщательно изучал симптомы болезни. Его вклад в медицину был настолько велик, что в память о его заслугах во многих современных странах выпускники медицинских вузов дают «клятву Гиппократа», которая содержит обещание лечить как можно лучше и всячески заботиться о пациентах.

Люди верили, что, когда боги довольны, они посылают удачу. Чтобы умилостивить богов, для них устраивали праздники с выступлением артистов, музыкантов, рассказчиков, поэтов, давались театральные представления и проводились атлетические игры. Четыре главных праздника назывались Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Олимпийские, в честь Зевса, регулярно проводились с 776 г. до н.э. до 393 г. н.э. один раз в четыре года. Они проходили в августе и длились по 5 дней. За месяц до этого войны между городами-государствами прекращались, чтобы жрецы, участники и зрители со всей Греции могли беспрепятственно добраться до Олимпии. Первый и последний дни соревнований посвящались торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям. К участию не допускались рабы, иностранцы и вообще люди, не обладающие всей полнотой гражданских прав. Среди зрителей не имели право находиться замужние женщины, ведь игры были посвящены Зевсу, а закон запрещал замужним гречанкам участвовать в каких бы то ни было торжествах в честь верховного бога-громовержца. Лишь одной даме было дозволено наслаждаться зрелищем: это жрица богини Деметры, святилище которой так же находилось в Олимпии. Со временем стали допускать женщин к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве владелиц упряжек. Первой женщиной, получившей право управлять колесницей на играх, оказалась видимо, Киниска, жена спартанского царя Агесилая (IV в. до н.э.), а некая Белистиха из Македонии победила в 288 г. до н.э. в гонках на колесницах, запряженных жеребятами. [18, с. 384-385]. Незамужние девушки, иностранки и рабыни могли смотреть с трибуны. Атлеты соревновались в беге, борьбе, кулачном бое, гонках на колесницах и на лошадях. В Греции тогда не знали ни седел, ни стремян, и часто лошади приходили к финишу без седоков. Во всех соревнованиях, за исключением гонок на колесницах, спортсмены выступали без одежды, но тщательно натертые маслом, после состязаний соскребали грязь бронзовыми скребками.

В программу Олимпийских игр входил марафонский бег, в память о воине Фейдипиде, пробежавшем около 42 км из Марафона в Афины с вестью о победе над персами (490 г. до н.э.). Кроме того, соревновались и в пятиборье, которое включало бег, прыжки в длину, борьбу, метание копья и метание диска.

Победители-олимпионики награждались венками: на Олимпийских играх - из ветвей лавра, на Истмийских - из ветвей сосны, а на Немейских - из побегов петрушки. Чемпионов повсеместно уважали, иногда даже обожествляли. В родных городах они обычно получали экономические и политические привилегии. В некоторых - устраивались традиционные пиры после возвращения спортсменов, где им преподносились ценные подарки. Бюсты чемпионов ставили рядом со статуями богов в храмах и на площадях Олимпии. (Кстати, после отмены Олимпийских игр - а это сделал римский император Феодосий I в 394 г. - традиция соревнований надолго прервалась и была восстановлена только в 1896 г. по инициативе барона Пьера де Кубертена. В наши дни игры стали не всегреческими, а всемирными). Для женщин каждые четыре года устраивались специальные игры, посвященные жене Зевса Гере. Участницы, разбитые на три возрастных группы, соревновались в беге.

В Греции ходить в школу, где обучение начиналось с семилетнего возраста, могли только мальчики. Некоторых девочек дома учили читать и писать, но это считалось необязательным. Главное для них - научиться вести домашнее хозяйство. Один из писателей даже заметил, что посылать девочку в школу все равно что «добавить еще больше яду ядовитой змее» [11, с. 416]. (Мальчики посещали школу в сопровождении рабов-педагогов (от греч. рaidagogos < pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю), которые сидели на уроках и присматривали, чтобы дети занимались как следует. Мальчиков учили писать, считать, давали уроки физкультуры, танцев. Уроки музыки обычно посещали несколько человек. Причем, судя по рисункам на вазах, собак и домашних гепардов так же допускали на занятия, видимо за компанию. Учитель музыки - кифарист - также преподавал и поэзию, его воспитанники заучивали длиннющие поэмы, учились играть на лире и свирели. Кроме того, сыновья учились у отца и избранных им опекунов навыкам обращения с оружием, ораторскому искусству. Готовили их и к практической жизни: они учились вести хозяйство, наблюдали, как работают в поле, на винограднике, иногда сами трудились вместе с рабами, знакомились с медициной.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, но рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В V в. до н.э. афиняне уже могли гордиться, что среди них не было ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было и каждый воспитывал детей как хотел, но обучение приняло уже коллективные формы. Весьма важным принципом воспитания являлась агонистика (от греч. agonia - борьба) - принцип состязательности, соревнования.

Программа обучения была построена как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического», т.е. физического и умственного развития одновременно. Результатом синтеза этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калогатии» - красоты и добра, слитых воедино. Правда, к нему стремились в основном афиняне, спартанцы же заботились главным образом о физическом воспитании, призванном дать государству сильного защитника, дисциплинированного воина. Напомним, что маленькие спартанцы с семи лет жили в казармах, при этом их почти не кормили, и они вынуждены были воровать еду. Считалось, что это может научить военной смекалке.

Семейный уклад греков хорошо известен и изучен. В ранние периоды истории (крито-микенский, например) женщины пользовались большой свободой и играли значительную роль в обществе и семье. Они принимали участие в религиозных обрядах, часто появлялись на людях; знатные и богатые дамы даже охотились. Позже, в период перехода от традиционного родового уклада к полисно-государственному строю, и частная, и семейная жизнь весьма изменилась. Установилась строгая моногамия (многоженство стали рассматривать как варварский обычай, недостойный благородного эллина). Кроме того, утвердился патриархат. Власть отца в семье была неограниченной; дети, во всяком случае, должны были подчиняться ему безоговорочно, ведь именно он «вводил» или принимал их в род. На пятый или седьмой день после родов устраивали праздник под названием «амфидромия» (обход кругом): отец поднимал ребенка с земли и быстро обносил его вокруг очага. В это время другие родичи рассыпали зерна пшеницы, ячменя, а также горох и соль, чтобы вызвать расположение духов-покровителей и оберечь младенцев от злых сил. Теперь его, как нового члена семьи, поручали опеке домашних богов. [18, с. 155].

Сам брак преследовал две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью супружества было приумножение числа граждан, способных защитить свой полис от врагов. Вторая подразумевала, что в семье или роде появятся потомки, способные почитать предков, приумножать богатство семьи, исполнять традиции и прославлять славное имя семейства. Кроме того, дети являлись опорой родителей в старости.

Одинокие холостяки не пользовались тем уважением, каким окружали женатых и имеющих детей. Общественное мнение их поведение однозначно не одобряло. В Спарте, где царили простые и строгие нравы, дело обстояло значительно хуже. Безбрачие влекло за собой утрату личной и гражданской чести - атимию. Она, правда, была частичной и не означала лишения всех прав, но сопровождалась унижением. По распоряжению властей, взрослые холостяки зимой обходили нагими рынок, распевая песню, в которой признавали, что понесли наказание по заслугам, ибо не повиновались законам. Кроме того, по суду им полагалась особая кара - крупный штраф. [18, с. 155]. Словом, каждый взрослый обязан был иметь семью.

Мужчины женились в 30-35 лет, иногда позже. Женщины выходили замуж в 15 лет, иногда даже в 12, но последнее не приветствовалось. Жениха дочери выбирал отец, он давал жениху приданное (деньги или ценности), которое оставалось за женой в случае смерти мужа или развода. Случалось иногда, что невеста впервые видела жениха только в день свадьбы. Девушка в день бракосочетания совершала омовение в воде местного священного источника, после чего ее украшали и одевали, а дом убирали цветами. Собравшиеся приносили жертвы богам, покровителям семьи и брака: Зевсу, Гере, Гестии, Артемиде и Мойрам. (Забавно, но Артемида была вечной и принципиальной девственницей; посягавшие на ее любовь расплачивались жизнью. Богиня убила великана-охотника Ориона и Ота, который грозился похитить ее с Олимпа. Даже юный Актеон, невольно подглядевший купание Артемиды, погиб, превращенный ею в оленя, разорванный собственными собаками. Он, правда, хвастался перед нею успехами в охоте и нагло рассматривал ее, так что поплатился за дело. Артемида вообще весьма суровая дама: она покровительствовала амазонкам; наполняла спальню Адмета, не принесшему ей искупительной жертвы перед свадьбой, змеями. Вместе с братцем - «светозарным» Аполлоном - убивала детей Ниобы за то, что та похвалилась, что родила многих, в отличие от Лето (матери божественных близнецов), родившей только двоих. За длинный язык матери поплатились дети Ниобы (вроде бы у нее было 6 сыновей и 6 дочерей, по иной версии - 7 и 7 или даже 10 и 10). Признают же Артемиду как покровительницу рожениц и помощницу при родах, т.к., едва появившись на свет, она стала помогать матери при родах своего брата-близнеца).

Молодая, вступая в брак, лично приносила богам жертву - свои детские игрушки и прядь волос. Что ж, все верно, ее детство заканчивалось, наступала суровая, подчас трудная жизнь. Женщина переходила под опеку мужа и должна была подчиняться ему, она не могла теперь сама принимать решения относительно собственного имущества, не имела и такой свободы передвижения, какой обладали женщины ранних эпох. Почти все дни афинянка проводила на женской половине дома (гинекее), занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Правда, не все греки одобряли подобный обычай. Воинственные и суровые спартанцы, например, полагали, что ткать и прясть способны и рабы; если женщина занимается только этим, то способна ли она произвести на свет нечто великое? Их девушки вели активную жизнь, занимались физическими упражнениями, участвовали в играх и состязаниях наряду с юношами.

Что же касается развода, то отношение к нему в разных полисах так же отличалось. Неверность супругов осуждалась, но наказывали за нее лишь женщин. Измена была достаточным поводом для расторжения брака; впрочем, муж имел право убить любовника жены. Для этого, правда, ему необходимо было удостовериться в измене, обзавестись надежными свидетелями и застукать «преступников» в недвусмысленном положении. Развод можно было получить в том случае, если брак был бесплодным (Платон полагал, что если за 10 лет супруги не обзавелись детьми, то им следовало расстаться по обоюдному желанию и взаимной пользе - после совета с родными. Спартанский законодатель Ликург подходил к проблеме по-иному. В тех случаях, когда муж был значительно старше жены, он должен был сам выбрать порядочного, крепкого и красивого юношу, ввести его в свой дом к жене, а родившегося у них ребенка признать своим. И наоборот - если кому-то была симпатична чужая жена, плодовитая и способная родить много детей, то он, заручившись согласием ее мужа, мог жить с ней для этой же цели).

Обыденная жизнь была трудной, грекам, особенно в раннюю эпоху, нужно было много работать, чтобы обеспечить себя пропитанием. В пищу употребляли зелень (капусту, салат, шпинат, листья одуванчиков) и корнеплоды (редис, морковь, лук). Питались также яйцами, сыром из козьего молока, миндалем, фигами и т.д. Потребность в белке удовлетворялась за счет морепродуктов - крабов, лангустов, морских ежей, рыбы и моллюсков. Мясо считалось деликатесом; жаркое из козлятины, баранины или свинины мог себе позволить лишь богач. Правда, на охоте можно было добыть дикую козу, зайца или кабана. В еду активно добавляли чеснок, травы, пряности (такие известные и любимые в современной кухне овощи, как стручковый перец, баклажаны, картофель и помидоры, появились в Европе лишь с XVI в., после завоевания испанцами Америки).

На пирушках же (а с III в. до н.э. модными стали праздничные обеды с изысканными блюдами) объедались от души. Для поднятия аппетита начинали с закусок - жареных певчих птиц, кузнечиков, артишоков, грибов, улиток, рыбной икры. После могли подать тунца с зеленью. В мясные блюда для аромата всегда клали сыр и анисовое семя. Праздничную трапезу заканчивали десертом из цукатов, орехов и семечек с медом. На столе всегда был хлеб. Все это под обильные возлияния (пили, правда, разбавленное вино, т.к. неразбавленное, по общему мнению, потребляли лишь варвары и пьяницы) и музыку. Пирушки устраивали на мужской половине дома, замужние дамы участия в них не принимали (на обычных же внутрисемейных обедах женщины садились за стол с мужчинами, хотя «садились за стол» следует понимать так: мужчина пировал полулежа, женщина сидела на стуле). На пирах гости располагались не привычным для нас способом, а на обеденных ложах, перед которыми стояли маленькие столики. Прислуживали им рабы. Для увеселения приглашали акробатов, жонглеров, других профессиональных артистов. Однако мужчины не страдали от недостатка общения с прекрасным полом, в пирах часто участвовали гетеры (от getaira - букв. подруга, любовница). А. Боннар отмечает, что жена афинского гражданина всего лишь «ойкурема», «предмет» (по-гречески это слово среднего рода), созданный для «домашнего хозяйства»; по сути, для афинянина это лишь первая среди служанок. Другое дело гетера (подруга). Так, Аспасия пленяла всех качествами ума и ученостью; Перикл поселил ее в собственном доме, отказавшись от законной жены из знатного рода. Аспасия устраивала приемы, где велись ученые беседы; ее псевдомуж достиг признания афинским обществом, хотя его и оскорбляли за эту «незаконную связь». Уж слишком его подруга была независима и незаурядна. Кстати, Платон так же терпимо относился к подобному явлению, он лишь отмечал, что мужчины не должны выставлять своих дам, чтобы не вызывать скандалов. [19, с. 179-180].

Однако гетеры низшего разряда - всего лишь проститутки, почти все из них были рабынями и «работали» в публичных домах Афин и Пирея, их услугами можно было воспользоваться всего за один обол («обол» - букв. «копье, вертел», т.к. в древности в качестве денег использовали железные прутья; самая маленькая серебряная и медная монета. Ее обычно клали в рот умершему для уплаты







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.