Здавалка
Главная | Обратная связь

Этническое самосознание белорусов: от этноса к нации

Основным фактором долговременного существования этноса является целостное этническое самосознание, основа которого – культура, потому любое ЭС – по сути этнокультурно (или – в случае нации – нациокультурно).

Причины:

1. Относительность всех других признаков;

2. Своеобразие этногенеза (в силу которого может меняться ведущий некогда признак (так, в эпоху ВКЛ конфессиональная принадлежность белорусов имела для самосознания большее значение, нежели в современный период. Для одного из народов основополагающим фактором объединения людей в общность является язык, а для других (например, индийцев, швейцарцев) — иные конституирующие принципы — обычаи, обряды, элементы бытовой культуры).

3. Самосознаниенаиболее мобильный компонент, чем объективные признаки: оно более динамично откликается на ситуацию: (при утере территории может меняться отношение к ней (самосознание): евреи диаспоры – религия, "книга"; армяне – алфавит. Причины этого: а) носители самосознания – люди (динамическая категория); в) история трансформирует культуру и самосознаниеценностная категория. Когда в быте и жизни этноса возникает слом основных парадигм – самосознание изыскивает новые парадигмы. Тогда первоначально выстраивается новая картина мира (или его сегментов), т.е. новый тип самосознания, а затем на этой мировоззренческой основе создаются новые направления, идеологии, идеи, культурные смыслы и т.д. Отчасти они базируются на старых, традиционных, а отчасти – на изменившихся реалиях (постсоветские народы). Ценность элементов ЭС – не в фактичности, а в значимости (Гана – Мали). В разные времена востребованы разные элементы и аспекты ЭС: в сов. время для Бел. – восточнославянская общность, в современности – ВКЛ.

4. При этом этнокультурное самосознание тяготеет к стабильности, т.к. основывается на этнических (культурных) константах (Лурье): образ добра, зла и способа победы добра над злом. Обратить внимание при анализе белорусов. Залог постоянства ЭС – антитеза мы–они (порог коммуникации). Концепция Поршнева (биосоциальность "мы – они". Пристрастие групп к делениям: мегакультуры – цивилизации – делятся на культуры, культуры – на субкультуры и т.д. Пример с убийством израильских мальчиков). В силу биосоциальных оснований этого безуспешно бороться с самим делением (космополитизм, заимствования в глобальном масштабе, т.к. за образец все равно берется лишь одна – или несколько – ведущих на данный момент культур, что бессмысленно и приводит только, с одной стороны, к единообразию, а с другой – к противоположному процессу жесткого разъединения – межэтническим конфликтам. Надо искать мягкие формы консессуальных взаимодействий: т.е. в определенных аспектах основываться на общих (сходных) ценностях, а в других – цивилизованным путем настаивать на своем, если под угрозой самобытность.

5. Этническое самосознание имеет стимулирующий характер: оно не только отражает признаки этнической общности (ценности народа, восприятие собственной территории как "моей земли", общие верования, идеалы и нормы социального поведения этнофоров и т.д.), но и стимулирует развитие культуры, влияя на создание и распространение духовных ценностей и даже может реанимировать утраченные элементы культурного наследия (Москва – третий Рим, "римское происхождение" Мали, Наша Нива – бел. костюм. "Интеллигенция должна собирать народы по памяти"). С другой стороны, оно стимулируется: в первую очередь, межкультурными контактами (ребенок в поликультурной среде раньше усваивает ЭС, чем в монокультурной).

Этнокультурное самосознание в широком смысле слова — это представление народом о собственной сущности, о своем положении в системе взаимодействий с другими народами, о своей роли в истории человечества, включая осознание своего права на свободное независимое существование и на производство самобытной этнической культуры. Этнокультурное самосознание в узком смысле слова — это представление данного этноса о своей специфической отличности от других, осознаваемой как ценность. В этом смысле понятие самосознания сливается с понятием самоидентификации народа.

Предварительные замечания:

1. ЭС существует как на уровне индивида, так и и на надличностном уровне в объективированных формах общественного сознания: в языке, фольклоре, в профессиональной культуре, нормах морали, в предпочтительных системах ценностей и т.п. Потому мы можем исследовать его семиотическими методами.

2. ЭС не обязательно актуально: оно долгое время может существовать латентно (явная и скрытая культура – посмотреть)

Основная проблема этнической действительности современной Беларуси, по мнению большинства отечественных исследователей, — это "размытость" этнического самосознания, ярко выражающаяся в индифферентности этнофоров к родному языку и культуре на родном языке. Утеря языка является сигналом тревоги: она всегда таит в себе опасность ассимиляции народа.

В связи с этим возникают два вопроса:

· Почему сложилась такая угрожающая ситуация?

· И насколько реальна угроза? По данным двух последних переписей населения более 80% населения определило себя как белорусов и более 70% признали своим родным языком белорусский. – Парадокс.

Подход:анализ с точки зрения разделения культуры на большую и малую традицию (Р.Редфилд) – культуру элиты и культуру массы (по Кнабе, высший и низший регистры).

Предположение: у белорусов развито ЭС в смысле самоидентификации (в узком), но не развито в смысле этокультурного самосознания (автохтонный культурный компонент в нем менее важен).

Причины:

1). Полиэтничность и поликультурность, начиная с Киевской Руси. При этом – культивирование своих локальных особенностей (зачатков ЭС): на явном уровне – в политическом отношении – длительная борьба Полоцкого княжества за самоуправление, а на скрытом — сохранение элементов язычества в мифологии, обрядах и быту (например, наличие неизвестных другим славянским народам божеств-олицетворений Ліолі (весны), Тіоці (лета), Жыценя (осени) и Зюзі (зимы), а также — подземного божества и божества лесных пожаров Жыжэля. Уже с этого времени можно говорить о толерантности: нет самобытного богатырского эпоса. ЭС этого периода строится на сознании себя как особой части населения КР– конфессиональный характер ЭС. ( Этноним "русины")

То же в ВКЛ: среди этногрупп на его территории ("жмудинов", татар, евреев, украинцев), "русины", придерживающиеся "русской веры" (православия), составляли около 8/10 населения и занимали около 9/10 территории, в основном, совпадающей с территорией будущей Беларуси.

2). ВКЛ. К конфессиональному типу ЭС приобретается и правово-государственный компонет (белорусы обрели правовую независимость, закрепленную актами на автохтонном языке). Тем самым самосознание белорусов того времени в основном имеет государственный оттенок, и основную роль в нем играет подданство ВКЛ. Отсюда — наряду с самоназванием "русины" появляется этноним "литвины", обозначающий принадлежность белорусов к государству, а с 16 в. — этноним "литвины-белорусцы", строящийся на принадлежности и к государству, и одновременно — к родной земле.

Почему? Потому что государственным самосознанием могли обладать лишь люди, понимающие, что такое государство и играющие в нем какую-то роль, т.е. образованные (шляхта, жители городов с Магдебургским правом). Остальные просто не знали, где они живут.

В ВКЛ – сосуществование двух типов самосознания: тяготеющий к нации в политическом смысле (статуты, сознание прав и автономии личности, наличие государственной территории, общего экономического рынка и т.д.) и традиционный этнический (фольклор, ремесла и т.д.). Причем, толерантность (как наиболее значимая черта ЭС) развивается в двух регистрах: шляхтичи-путешествия-учеба в Европе – влияние ренессансного гуманизма – высший регистр, бытовая толерантность к иноплеменникам и иноверцам в повседневности – низший регистр. Предположение: высший регистр уже тогда развивается в сторону Европы (пусть относительная, но полонизация), а низший – очень значительный период (до явного окатоличивания) в сторону "русской веры" (православие).

Можно говорить, что в высшем регистре существует тяготение к нации и обретению НС. Но эта нация – в типичном, французском понимании"натио" относится не ко всем, а к части народа – политически-сознательной и образованной. Нижний регистр – этничен: русская вера, земля (местная самоидентификация).

3) Речь Посполитая. Усугубление разрыва между регистрами – между массами и элитой в лице шляхты и городского (особенно западно-белорусского) населения. Верхний регистр: шляхта – полонизация дает шляхтичу значительные права и деньги; городское население – полонизация путем образования. Нижний регистр – все более развивается местная самоидентификация. Фольклор того времени – национальное и социальное в мировоззрении смешаны: нет разницы между социальным или национальным недругом. Более того, сосед-татарин или еврей – враг куда меньший, чем пан.

Уния – "белорусская церковь" (экуменический характер, примиряющий конфессии) – неудача, т.к. использовалась утилитарно и воцарялась жестоко. При этом получив собственную "белорусскую" веру, упрочив наименование языка богослужения как “белорусского”, этноним "белорусы" обретает новую жизнь вне приложения "литвины". Однако, и этот тип самосознания не является сбственно-этническим, а, скорее, этноконфессиональным и далеко не общим.

Толерантность в этот период: белорусами называло себя разноэтническое население, куда входили русские, латыши, украинцы, проживающие в областях “Белой Руси”, а также на Черниговщине, Киевщине, Волыни, вероятно, в связи с принятием “белорусской веры”. Это дает возможность предположить, что этнос не только возник и развивался в полиэтнической среде, а и то, что уже с 17 в. и внутри себя является полиэтническим образованием

4). Неизвестная война (1654-1667 г.) привела к сокращению народонаселения вполовину: восстановилось оно лишь к середине 19 в. За пределы страны были вывезены не только библиотеки, книжные собрания монастырей, но и образованные люди, ремесленники, крепостные актеры и т.д., значительная часть из которых погибла в пути, а остальные были вынуждены прилагать свои умения и таланты на ниве иной культуры. Известно, что Оружейная палата Московского Кремля, Валдайский, Иверский, Воскресенский, Ново-Иерусалимский монастыри и Коломенский дворец созданы, в основном, руками белорусских мастеров. В самой же Беларуси ремесла и спустя столетие не достигли прежнего расцвета. Из трех млн. жителей к 1667 г. осталось менее 50%, пришли в упадок города, развитое ремесленное производство и торговля (уровня середины 17 в. производство едва достигло к середине 19 в.); были вывезены или эмигрировали многие образованные люди. В условиях разрухи, этноконфессионального раскола, крушения экономики, а затем и трех разделов Речи Посполитой полноправное осознание граждан ВКЛ (разумеется, верхушки, которая понимала, что такое "гражданство") сменяется ощущением себя как угнетенного народа, что отрицательно отразилось на самосознании этноса. Что касается низшего регистра, то он был всецело озабочен выживанием на разоренных землях.

Этнокультурное самосознание белорусов продолжало существовать — хоть и на латентном уровне. Доказательства этого – утверждение самоназвания “белорусы”; незыблемость ментальных черт, некоторые из которых приняли даже обостренный характер, например, привязанность к малой родине, связанная с усилением роли “местной” самоидентификации; отсутствие агрессивности (помимо оборонительных действий белорусы ни тогда, ни позже не предпринимали первыми враждебных действий по отношению к другим народам).

5). В результате трех разделов РП народ вновь оказался в другой стране — в составе Российской империи. Белорусская элитарная культура (верхний регистр) оказалась в состоянии "национальной летаргии" (М.Богданович). Однако, лишенная "верхнего" слоя, культура начинает фольклоризоватьсяактуализация нижнего регистра. Следствие этого до сих пор – фольклорные корни нашей культуры (поэзия, проза, живопись – Селищук и т.д.)

Именно в эти годы появляется в белорусском менталитете так называемая "тутэйшасць", связанная и с отделением себя и от государственного целого, и от всякого начальства (шляхта, попы, урядники и т.д.). Смысл "тутэйшасти" положительный: сохранение автохтонной культуры хотя бы в низшем регистре.

Доказательство этого разрыва – восстание К.Калиновского. Можно без преувеличения даже говорить о разных типах менталитета — полонизированного шляхетского и белорусского "крестьянского".

Сближение верхнего и нижнего регистров – народа и шляхты – в итоге действий правительства против "польских влияний". Однодворцы+шляхтичи, не принявшие присягу империи. Интеллигенция – как маргинальная страта. Отличие интеллигенции от элиты. Влияние романтизма (в России – народничество, в Беларуси – филоматы и филареты; этнографы, фольклористы, Борщевский и т.д.).

Новое самосознание, с которого начинает отсчет белорусская "новорожденная" интеллигенция, первоначально носило намеренный характер: Я.Купала начинал писать по-польски, Я.Колас и М.Богданович — по-русски, а к белорусскоязычному творчеству пришли сознательно. В лице разночинной интеллигенции Беларусь обрела собственный культурный слой, литературный язык, и профессиональные литературу, театр, этнографию, и, главное — помимо сугубо пограничных районов — единую самоидентификацию населения. Более того, именно в эти годы белорусы впервые в истории обретают национальную идею.Эта идея базируется на осознании себя особым этнически-социальным целым – "белорусом-мужыком" (А хто там ідзе, Ведзь я мужык, дурны мужык). Тип самосознания – скорее, социальный, чем этнический: этническое выступает, скорее, подспорьем в политических интересах народа, служа объединению народа.

Этнонация. Формирующаяся белорусская нация того времени и базируется на народной культуре и традиционном складе менталитета. Однако, это новообразование отличается от того, что в современных науках принято называть нацией. Скорее, это первичная, свойственная аграрным странам, переходная форма от этноса к нации, которую принято именовать "этнонацией", т.е. формой, являющейся началом любой нации. Этнонацию следует понимать в контексте, в котором до середины 20 в. употребляли термин "нация" — как высшую ступень развития этноса. Отличие этнонации от этноса носит количественный характер: она понимается как более высшая ступень этнокультурного развития.

Доказательства постепенного перехода этнонации в нацию (к. 19-нач.20 вв.): важнейшим признаком нации современные исследователи считают появление национально-ориентированной интеллигенции. Ю.Халасинский: "Интеллектуалы создают историю своих общественных групп... Здесь содержится существенная разница между социологическим понятием народа в отличие от нации. Так, осознающую себя нацию невозможно представить без интеллектуалов, без "интеллигенции". В Белоруссии до конца 19 в. образованная часть населения была оторвана от народа, а национальная устремленность была прерогативой небольших группировок (К.Калиновский, "филоматы", "филареты" и др.).

Нация строится на основе образования, носящего национально-культурный характер. Э.Геллнер отводит образованию самую значительную роль в процессе формирования наций. До кон. 19 в. – образование то иезуитское (польское), то православное (русское). В нач. ХХ в. – первые белорусскоязычные учебники (Петербург) и широкое общественное движение учителей и студентов-педагогов на территории Беларуси.

С образованием неразрывно связана и идеология, "которая интегрирует крупную группу и отграничивает ее от окружающего мира" [8, 59]. В кон. 19 в. – появление и расширение сферы белорусской прессы вкупе с образованием и деятельностью интеллигенции повлекло "идеологизацию" народного самосознания.

На этапе преобразования этноса в нацию огромную роль играет переход языка в статус общенационального. К началу 20 в усилиями этнографов и фольклористов, создателей словарей, литераторов, издателей и педагогов, "мужыцкая гаворка" приобрела национально-устремленный характер.

Утверждение в широких массах исторического взгляда на культуру своего народа, предполагающего национальную идею как идеал будущего (творчество белорусских писателей, фольклористов, авторов первых учебников, и в целом "нашаніўскі" период белорусской культуры).

Однако, белорусская национальная идея имела специфические качества. Она строилась с учетом исторически обусловленного полиэтнического "характера" белорусов. Вспомним, что еще в ВКЛ белорусами себя считало все население "Белой Руси" (это был, скорее, не этноним, а топоним). Изобилие этнических русских, поляков, евреев, украинцев, татар, ставших белорусскими деятелями культуры в первые десятилетия советской власти (З.Азгур, З.Аксельрод, А.Александрович, А.Бембель, Зм.Бядуля, М.Блистинов, Я.Бронштейн, И.Замотин, Г.Кобец, Е.Мирович, Н.Никольский, В.Пичета и др.). Национальная идея белорусов имеет "посреднический" характер.

Самый бесспорный признак нации – наличие собственного государства (равноправного статуса в составе многонационального государства) или, по крайней мере, борьба за этот общенациональный идеал. Характеристика национальной идеи к.19-н.20 вв. – тенденция к собственной государственности (или к самостоятельности в рамках полиэтнического государства). Эта тенденция сохранилась до сих пор: потому, вероятно, наша языковая самоидентификация "отступает" перед государственной, о чем свидетельствуют результаты переписей.

Однако, утверждать, что белорусы этого периода стали нацией в современном понимании слова, было бы преждевременно, т.к. понятие нации в этом смысле предполагает параметры, которыми наш народ на рубеже веков еще не обладал (собственное суверенное государство или автономия, массовое распространение национального литературного языка и мощное государственно поддерживаемое образование на нем, экономические предпосылки, государственные социокультурные институции, преобладание развитой городской культуры и т.д.).

6). Советский период – неоднозначность. Индустриальная республика с поголовно грамотным населением, массово укорененным чувством интернационализма, с готовностью воспринять как органичную часть белорусской нации представителей других народов. В 1941-1941 гг. в Беларуси на 10.000 населения приходилось 24 студента, что на то время было больше, чем в Германии, Великобритании, Франции и других развитых в культурном отношении европейских странах. При этом продолжается упадок национально-культурного самосознания, наиболее явственно выражающийся в стремительном сокращении повседневного употребления языка титульного этноса. По Я.Запруднику, основные причины этого — промежуточное положение Беларуси, языковая близость с Россией [7, с.121]. К этим объективным факторам целесообразно прибавить некоторые "субъективные": постепенное размывание "порога коммуникации" вследствие историко-политического и культурного положения Беларуси в составе Речи Посполитой, Российской империи и СССР; социокультурно обусловленные ментальные черты белорусов — с одной стороны, толерантность, а с другой — пассивность и некоторый фатализм. И главное: в результате реформы 30-х 1933 гг. белорусский язык был максимально приближен к русскому. В силу этого он не выглядел примордиальным образованием, а, скорее, "трасяночным" – минимум престижа (деревенский язык). Переход части элиты на белорусский язык – Короткевич привнес с собой желание интеллигенции читать по-белорусски и даже конструировать "свой белорусский" элитарный язык.

Этническое самосознание того времени развивается, в основном, в государственном ключе (Беларусь – советская республика, партизанская республика, героическая республика, индустриальная республика и т.д. Белорус – гражданин БССР). Этнокультурно-языковой пласт номинален: в основном, в литературе и в деревне (да и то максимально приближенный к русскому). Нижний регистр, как и верхний, в большинстве своем индифферентен к языку.

При этом – устойчивая самоидентификация себя как белорусов, т.е. граждан Беларуси, отличающихся от других республик. Примечательно: в силу гражданского (государственного) и полиэтнического характера самоидентификации – практическое отсутствие недоверия к инородцам (интернационализм). Высокое национальное достоинство подкрепляется героическими фактами истории (но на уровне "разрешенной" истории – Киевская Русь, ВОВ) и культуры, причем, особую роль играет признание со стороны других республик и стран (Быков, Адамович, Алексиевич, Короткевич; Песняры). Поддержка государством белорусской культуры (но на официальном, усредненном уровне). Приятие лучших произведений русской культуры не просто как привлекательной, а как своей.

Важное свойство белорусского самосознания: размытость, ситуативность образа чужого (в крайней форме – врага). Отрицательное следствие – расплывчатость порога коммуникации. Положительное – умение понимать Другого.

Тенденции нациостроительства Белоруссии (с т.зр. самосознания):

Белорусская государственность никогда не была собственно-национальной. Так, в период ВКЛ она имела сословный и полиэтнический характер, а в СССР — интернациональный. Но, с другой стороны, исторически обусловленная интернациональная направленность белорусского самосознания оборачивается своей положительной стороной в современной ситуации совместного продвижения народов на пути к мировой культуре.. Не случайно мы все реже говорим о нациях и все чаще — о цивилизациях и даже о субэкуменах (Г.Померанц). В этой ситуации промежуточное положение Белоруссии "между Востоком и Западом" может оказаться положительным фактором. Не случайно народы адаптивного типа, в разные эпохи строящие культуру на принципе трасформации заимствований в самобытные феномены (арабы периода халифата, современные японцы и др.), оказались в более выигрышном положении, чем традиционные этносы, ограничивающие себя узконациональными рамками. При ментальной толерантности, восприимчивости и полиэтнического характера народа этот вариант в современных условиях представляется более чем продуктивным.

Здесь особо важен момент государственности. Государство дает нации институционализированные формы ее бытия. По Э.Геллнеру, государство — единственная сила, которая может обеспечить необходимую в условиях индустриального (а тем более, информативного) общества систему образования и общей высокой культуры в целом. В условиях современного национального государства нация перестает быть замкнутым моноэтническим целым и обретает черты полиэтнической общности, невзирая на то, одним, двумя или более языками пользуются ее представители (Бельгия: франкоязычные валлоны и говорящие по-голландски фламандцы. В США часть этногрупп сохраняет в качестве второго свой родной язык, некоторые (маркирующие) обычаи и элементы автохтонной культуры. Однако практически все население США говорит по-английски и идентифицирует себя, в первую очередь, как американцев (с высокоразвитым общеамериканским патриотизмом). В Швейцарии добрососедство французского, немецкого и итальянского этносов обеспечиваются за счет поддержания реального равноправия и обучения этнофоров всем государственным языкам).

Нация не столько этническая, сколько культуроцентрированная общность (родство по культуре). Это отражает основополагающую тенденцию нашего времени в общемировом пространстве к интеграции, переход от локального партикулизма к сверхлокальному обществу, которое можно назвать “современной нацией”, основным отличием которого от этноса и этнонации является следующее: если этническая культура или “этнонациональная” культура стремится сохранить различия между свойственными группам населения особенностями быта, поведения, произношения и др., то для национальной культуры эти различия постепенно размываются. Потому возрастает роль культурной тождественности представителей нации. Кроме того, следует отметить и такую черту нации как внутренний динамизм. "Нация — это динамическая общность. Изменяются (что особенно заметно в рамках значительных отрезков времени) критерии национальной принадлежности".

Поскольку черты современной нации более склонны к трансформации, чем черты этноса или этнонации, как основополагающие ее характеристики выступают национальная тождественность, национальное самосознание и национально-культурная идентичность. Немаловажное значение имеет государственный язык (языки) представителей нации, хотя следует учитывать, что он (они) не всегда объединяют общность или разделяют ее членов с членами других этносов и наций.

На основании исследований ведущих ученых, можно определить современную нацию как моноэтническую или полиэтническую общность, сознающую себя в качестве самобытного и самостоятельного социокультурного целого и реально функционирующую в качестве такового целого.

В этом контексте развитие белорусской нации понимается нами как приятие в ее орбиту представителей всех народов, проживающих на территории Беларуси, идентифицирующих себя как граждан нашего государства, разделяющих его ценности, нормы и идеалы и трудящихся на ниве белорусской культуры (вне зависимости от языка).

Почему не прошли призывы З.Позняка к переходу на белорусский язык и отторжению от русской культуры в массах? Причина – своеобразие белорусского ЭС.

1) насильственные и стремительные изменения вызывают не только у нацменьшинств, но и у белорусов отторжение (в силу исторических изменений). Белорус консервативен – в силу до сих пор существенного нижнего (традиционного) регистра культуры. Белорус – человек, верный не только традициям, но и истории (например, ВОВ и помощи других народов в восстановлении страны в послевоенные годы).

2) белорус толерантен – и это соприкасается с современной идеей мультикультурализма.

3) усиливающаяся роль православия, которое до сих пор осталось "русской верой".

4) у белорусов образ врага ситуативен, и в массе своей это не образ русского. Он не этничен, а социален (паны, фашисты и т.д.) и достаточно амбивалентен) – фольклор.

5) белорус не склонен к широкомасштабным коллективным действиям (отличие от русского).

Что касается интеллигенции, то прибавляется:

а) привычка к русскоязычному образованию и интерес к русской культуре;

б) традиционно-народный характер белорусской культуры (сельская тема и колорит и т.д.), как правило, вызывающий не столь уж много интереса у горожан.

в) отношение к "матчынай мове" как языку несовременному, крестьянскому – не столько от СССР, сколько еще с РП (иезуитские спектакли). Немногочисленные попытки писателей и историков "создать" новый белорусский язык чисто практически не доходят до широкой массы. Неприятие рафинированного белорусского языка – в силу привычки к русскому и в силу того, что он создается индивидуально-творчески, а потому различен у разных авторов (нет институциализированной его формы, а та, что есть, максимально сближена с русской). Отсутствие терминологии (принтер-друкарка).

Этнические константы (свойственны не всем, но большинству, массе): образ добра – белорусы и белорусские нацменьшинства, а также другие народы, с которыми в данный момент отношения хорошие + образ покровителя (власть(?). Образ зла – ситуативен и не выявлен в яркой форме. Способ победы – тихое сопротивление.

Угроза ассимиляции белорусов –преувеличена. Недостаток языковой самоидентификации не означает отсутствия национальной. Доказательства – оседлость, привязанность к родному куту (тутэйшасть) + гражданственская самоидентификация.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.