Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ



 

Эпидемический паротит (Parotitis epidemica, синонимы: свинка, заушница) — острая вирусная болезнь, характеризующаяся лихорадкой, общей интоксика­цией, увеличением одной или нескольких слюнных желез, нередко поражени­ем других железистых органов (орхиты, панкреатиты) и центральной нервной системы.

Исторические сведения.Эпидемический паротит известен очень давно. Гиппократ начинает Первую книгу эпидемий с описания эпидемической вспышки этого заболевания на острове Фасосе. «У многих стали появляться опухоли около ушей (заушницы) на одной стороне и на двух; у всех без вреда эти опухоли разошлись и ни у кого не произвели нагноений. ...У юношей и лю­дей цветущего возраста вскоре (а у некоторых после известного промежутка времени) появились воспаления с болью в яичке с одной стороны, а у некото­рых и в обоих... Большинство переносило это очень тяжело». Однако лишь в 1934 г. была доказана инфекционная природа этого заболевания. К. Johnsons, R. Goodpasture ввели в выводной проток слюнной железы обезьяны профиль­трованную через бактериальный фильтр слюну больного и наблюдали харак­терную картину заболевания. В 1954 г. А. А. Смородинцев и Н. С. Клячко раз­работали живую аттенуированную противопаротитную вакцину и в 1956— 1957 гг. этой вакциной было привито свыше 30 000 детей в Ленинграде. Вак­цина оказалась очень эффективной. В 1968 г. началась противопаротитная вак­цинация в США и в некоторых странах Европы.

Этиология.Возбудитель относится к парамиксовирусам. Вирионы поли­морфны, округлые вирионы имеют диаметр 120—300 нм. Вирус обладает гемагглютинирующей, нейраминидазной и гемолитической активностью. Ан­тигенная структура вируса стабильна. Культивируется на развивающемся кури­ном эмбрионе и клеточных культурах. Только у обезьян возможно воспроизве­сти заболевание, сходное с паротитом человека. Вирус нестоек во внешней сре­де, быстро инактивируется дезинфицирующими средствами.

Эпидемиология.Источником инфекции является только человек (боль­ные манифестными и инаппарантными формами инфекции). Больной стано­вится заразным за 1—2 дня до появления клинических симптомов и в первые 5 дней болезни. Механизм передачи возбудителя аэрозольный. Восприимчи­вость к инфекции высокая, чаще болеют дети. Отмечается выраженная сезон­ность с максимумом заболеваемости в марте-апреле (минимум — август-сен­тябрь). После введения в практику противопаротитной вакцинации заболевае­мость сократилась.

Патогенез и патологическая анатомия.Воротами инфекции служит слизистая оболочка верхних дыхательных путей. Вирус проникает в слюнные железы не через околоушный (стенонов) проток, а гематогенно. Вирусемия яв­ляется важным звеном патогенеза паротита (уже на ранних этапах болезни ви­рус можно выделить из крови). Вирус разносится по всему организму и нахо­дит благоприятные условия для размножения в железистых органах и в нер­вной системе. Поражение других железистых органов и нервной системы чаще происходит после поражения слюнных желез и является следствием проникно­вения в них вируса. После перенесенного паротита остается длительный, стой­кий иммунитет (возможно, в течение всей жизни). Летальные исходы при эпи­демическом паротите наблюдаются крайне редко, патологическая анатомия изучена недостаточно.

Симптомы и течение.Инкубационный период продолжается от 11 до 23 дней (чаще 15—19 дней). У части больных за 1—2 дня до развития типичной картины болезни наблюдаются продромальные явления в виде разбитости, не­домогания, болей в мышцах, головной боли, познабливания, нарушения сна, аппетита. С развитием воспалительных изменений слюнной железы все симп­томы интоксикации усиливаются и появляются признаки поражения слюнных желез: сухость во рту, боли в области уха, усиливающиеся при жевании.

Эпидемический паротит может протекать в различных клинических формах.

A. Манифестные формы могут быть неосложненными (поражение только слюнных желез) и осложненными (поражение не только слюнных желез, но и других органов — менингит, орхит, панкреатит и др.). По тяжести они могут быть легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Б. Инаппарантная форма инфекции без каких-либо клинических признаком.

B. Резидуальные явления эпидемического паротита (атрофия яичек, беспло­дие, диабет, глухота, нарушение функций центральной нервной системы). Неосложненный эпидемический паротит протекает обычно легко, реже в форме средней тяжести, а при тяжелом течении всегда отмечаются осложнения (не­редко множественные).

К легким формам паротита относятся заболевания, протекающие с субфеб-рильной температурой тела, с отсутствием или слабо выраженными признака­ми интоксикации, без осложнений. Среднетяжелые формы характеризуются фебрильной температурой (38—39,9° С), длительной лихорадкой и выражен­ными симптомами общей интоксикации (озноб, головная боль, артралгия и миалгия), значительным увеличением слюнных желез, чаще двухсторонним паротитом (см. цв. вклейку, рис. 23), наличием осложнений. Тяжелые формы эпидемического паротита характеризуются высокой температурой тела (40° С и выше), лихорадка длится до 2 нед. и более. Резко выражены признаки инток­сикации: астенизация, резкая слабость, тахикардия, снижение АД, нарушение сна, анорексия и др. Паротит почти всегда двухсторонний, осложнения, как правило, множественные. Токсикоз и лихорадка протекают в виде волн, каж­дая новая волна связана с появлением очередного осложнения.

В типичных случаях лихорадка достигает максимальной выраженности на 1—2-й день болезни и продолжается 4—7 дней. Характерный симптом болез­ни — поражение слюнных желез, чаще околоушных. Область увеличенной же­лезы болезненная при пальпации. Боль особенно выражена в некоторых точ­ках: впереди мочки уха, позади мочки уха (симптом Филатова) и в области сосцевидного отростка. Большое диагностическое значение имеет симптом Мурсу — воспалительная реакция слизистой оболочки в области выводного протока пораженной околоушной железы. Кожа над увеличенной слюнной же­лезой становится напряженной, лоснится, припухлость может распространять­ся и на шею. Увеличение слюнной железы быстро прогрессирует и в течение 3 дней достигает максимума. На этом уровне припухлость держится 2—3 дня и затем постепенно (в течение 7—10 дней) уменьшается чаще до нормальных размеров.

Осложнения.Одним из частых осложнений (у 10% больных) является се­розный менингит, на который приходится до 80% всех серозных менингитов у детей. Обычно он развивается после воспаления слюнных желез, но может быть и одномоментное поражение слюнных желез и нервной системы (у 25%) и даже несколько раньше воспаления слюнных желез (у 10%). Менингит начи­нается остро, нередко бурно (чаще на 4—7-й день болезни). Появляется озноб, вновь повышается температура тела (до 39° С и выше), беспокоит сильная го­ловная боль, рвота, развивается менингеальный синдром (ригидность затылоч­ных мышц, симптомы Брудзинского, Кернига). Спинномозговая жидкость про­зрачная, вытекает под давлением, повышается содержание белка до 2,5 г/л, цитоз до 1000 в 1 мкл. Симптомы менингита и лихорадка исчезают через 10—12 дней.

У некоторых больных, помимо менингеальных симптомов, развиваются признаки энцефалита (менингоэнцефалита) или энцефаломиелита. У больных отмечается нарушение сознания, вялость, сонливость, неравномерность сухо­жильных и периостальных рефлексов, парезы лицевого нерва, вялость зрачко­вых рефлексов, гемипарезы.

Орхиты являются частым осложнением. При среднетяжелых и тяжелых формах болезни орхиты возникают у половины больных. Признаки орхита по­являются на 5—7-й день болезни и характеризуются новой волной лихорадки (до 39—40° С), появлением сильных болей в области мошонки и яичка, иногда иррадиирующих в нижние отделы живота. Яичко увеличивается, достигая раз­меров гусиного яйца (5 на 8 см). Лихорадка держится 3—7 дней, увеличение яичка — 5—8 дней. Затем боли проходят, и яичко постепенно уменьшается в размерах. В дальнейшем (через 1—2 мес.) могут появиться признаки атрофии яичка, которые отмечаются у 50% больных, перенесших орхит (если не назна­чались кортикостероиды в начале развития осложнения).

Острый панкреатит развивается на 4—7-й день болезни. Появляются рез­кие боли в эпигастральной области, тошнота, многократная рвота, лихорадка, у некоторых больных отмечается напряжение мышц живота и симптомы раз­дражения брюшины, повышается активность амилазы мочи.

Поражение слуха иногда приводит к полной глухоте. Первым признаком служит появление шума и звона в ушах. Обычно глухота бывает односторон­ней (на стороне пораженной слюнной железы).

Остальные осложнения (артриты, нефриты, миокардиты, маститы, тромбо-цитопеничсская пурпура) наблюдаются редко.

Диагноз и дифференциальный диагноз.В типичных случаях диагноз эпидемического паротита трудностей не представляет. Другие заболевания слюнных желез (рецидивирующий аллергический паротит, болезнь Микулича, камни протоков слюнных желез, новообразования) протекают без лихорадки и довольно длительные. Паротитный менингит приходится дифференцировать от серозных менингитов другой этиологии, важным является сочетание менин­гита с поражением слюнных желез.

Из лабораторных методов наиболее доказательным является выделение вируса из крови, смывов зева, секрета околоушной слюнной железы, спинно­мозговой жидкости и мочи. Серологические методы позволяют выявить нарас­тание титра антител только через 1—3 нед. от начала болезни. Используются РСК, РТГА, более информативным является твердофазный иммуноферментный анализ. Может быть использована внутрикожная проба с аллергеном. Диагностическим считается переход отрицательной пробы в положительную или нарастание титра антител в 4 раза и более.

Лечение.Этиотропного лечения нет. Гипериммунная специфическая сыво­ротка оказалась неэффективной. Важной задачей является предупреждение осложнений. Большое значение имеет соблюдение постельного режима не ме­нее 10 дней. У мужчин, не соблюдавших постельного режима в течение 1-й не­дели, орхит развивался в три раза чаще (у 75%), чем у лиц, госпитализирован­ных в первые три дня болезни (у 26%). Для профилактики панкреатита, кроме того, необходимо соблюдать определенную диету: избегать переедания, умень­шить количество белого хлеба, макарон, жиров, капусты. Диета должна быть молочно-растительной. Из круп лучше употреблять рис, разрешается черный хлеб, картофель.

При орхитах возможно раньше назначают преднизолон в течение 5-7 дней, начиная с 40—60 мг и уменьшая дозу каждый день на 5 мг, или другие кортикостероиды в эквивалентных дозах.

При менингите применяют такой же курс лечения кортикостероидами, бла­гоприятное влияние оказывает также спинномозговая пункция с извлечением небольшого количества ликвора. Некоторое значение имеет дегидратационная терапия. При остром панкреатите назначают жидкую щадящую диету, атропин, папаверин, холод на живот, при рвоте — аминазин. Назначают препараты, ингибирующие ферменты, в частности контрикал (трасилол), который вводят внутримышечно (медленно) в растворе глюкозы, в первый день 50 000 ЕД, за-тем 3 дня по 25 000 и еще 5 дней по 15 000 ЕД. В последние годы изучается эффективность интерферона и индукторов интерферона для лечения осложне­ний эпидемического паротита (орхита и серозного менингита).

Прогнозблагоприятный, летальные исходы бывают очень редко (1 на 100000 заболевших); однако следует учитывать возможность глухоты и атро­фии яичек с последующей азооспермией. После паротитных менингитов и менингоэнцефалитов длительное время сохраняется астенизация.

Правила выписки.Реконвалесценты выписываются после клинического выздоровления, но не ранее 15-го дня от начала заболевания.

Диспансеризация.Диспансерное наблюдение проводится в течение одно­го месяца, осмотр проводят через 2 и 4 нед., по показаниям (в зависимости от осложнений) проводится консультация специалистами (урологом, невропатологом, гастроэнтерологом). Основными лечебно-профилактическими меропри­ятиями являются: 1) освобождение от тяжелых физических работ на 5—7 дней; 2) витаминизация (поливитамины) в течение 1 мес; 3) ЛФК, физиотерапия, са­наторно-курортное лечение — по показаниям.

Профилактика и мероприятия в очаге.Больных эпидемическим паро­титом можно лечить дома, срок изоляции составляет 9 дней. Госпитализируют больных из организованных коллективов и с тяжелыми осложненными фор­мами. В детских учреждениях, где выявлен случай заболевания паротитом, устанавливается карантин на 21 день. Дезинфекция в очагах паротита не про­водится.

Для специфической профилактики используется живая паротитная вакцина из аттенуированного штамма «Ленинград-3» (Л-3), прививкам подлежат дети в возрасте от 15 мес. до 7 лет, не болевшие ранее паротитом. Если данные ана­мнеза не достоверны, ребенок подлежит прививке. Прививку проводят одно­кратно подкожным или внутрикожным методом. При подкожном методе вво­дят 0,5 мл разведенной вакцины (одну прививочную дозу растворяют в 0,5 мл растворителя, приложенного к препарату). При внутрикожном способе вакци­на вводится в объеме 0,1 мл безыгольным инъектором (в этом случае одну прививочную дозу разводят в 0,1 мл растворителя). Детям, контактировавшим с больным паротитом, не болевшим ранее и не получавшим прививки, можно срочно провести прививку паротитной вакциной. В последние годы в России зарегистрированы и могут применяться противопаротитные вакцины ино­странных фирм.

Врачебная экспертизапроводится при развитии стойких резидуальных последствий эпидемического паротита (глухота, диабет, остаточные явления менингита и др.).

ВВК проводится после окончания лечения, категория годности к военной службе военнослужащих определяется в зависимости от состояния функций органов и систем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.