Здавалка
Главная | Обратная связь

Внелегочная пневмококковая инфекция



 

Пневмококковый менингит. У взрослых пневмококки служат второй (по час­тоте) после менингококков причиной гнойных менингитов, у детей его-чаще, чем пневмококк, вызывает гемоглобинофильная палочка.

Пневмококковый менингит может развиться как первичное заболевание без предшествующих признаков инфекции в других органах, при распространении ин­фекции из полости среднего уха, сосцевидного отростка или придаточных пазух носа или при переломах черепа в результате возникающего сообщения между субарахноидальным пространством и носовой полостью или придаточными пазу­хами носа. Менингеальная инфекция часто регистрируется у больных с пневмо­кокковым эндокардитом. Больные с множественной миеломой и при серповидно-клеточной анемии, по-видимому, подвержены пневмококковой инфекции мозговых оболочек в той же степени, что и пневмонии.

Клинические проявления. Клиника болезни та же, что и при лю­бом остром гнойном менингите (см. гл. 346): озноб, лихорадка, головная боль, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского, спутанное соз­нание, паралич черепных нервов. Всех больных следует тщательно обследовать на предмет выявления отита, синуситов или пневмонии с помощью клинических и рентгенологических методов.

Спинномозговая жидкость. При пункции спинномозгового кана­ла из .него вытекает под повышенным давлением мутная, часто с зеленоватым от­тенком, жидкость, в которой увеличено количество белка и уменьшено количество глюкозы. В окрашенных мазках обычно обнаруживают грамположительные диплокок­ки и сегментоядерные лейкоциты; у некоторых больных число клеток в спинномоз­говой жидкости бывает неожиданно малым, и ее мутность объясняется в основ­ном присутствием в ней бактерий. Диагноз можно быстро установить путем идентификации пневмококков в окрашенных по Граму препаратах из спинномозго­вой жидкости. Иммунологические реакции (встречный иммуноэлектрофорез или латексагглютинация) положительны примерно у 80% больных, у которых в посе­вах был выделен возбудитель; при этом результаты реакции могут указывать на возможную бактериальную этиологию заболевания у больных, у которых не удалось обнаружить микроорганизмы в спинномозговой жидкости.

При соответствующем лечении выздоровление наступает примерно в 70% случаев; прогноз у детей более благоприятен, чем у новорожденных или у взрослых. Возможны рецидивы, но они редки, если проводится адекватное лече­ние. Очень редко заболевание может осложниться субарахноидальным блоком в результате накопления большого количества густого экссудата в менингеальном пространстве и на основании мозга.

Пневмококковый эндокардит. Эндокардит часто осложняет пневмонию или менингит. Клиническая картина при этом та же, что при остром бактериальном эндокардите (см. гл. 188); ремиттирующая лихорадка, спленомегалия и метастати­ческие очаги инфекции в легких, мозговых оболочках, суставах, глазной и других тканях. Петехии встречаются редко. Пневмококки могут инвазировать интактные клапаны сердца, чаще всего аортальный. Клапаны резко деформируются, над ними довольно быстро появляются громкие патологические шумы и развивается сердечная недостаточность. Иногда происходит разрыв или перфорация клапанных створок или даже разрыв аорты. В посевах крови, взятой до начала лечения анти­биотиками, закономерно обнаруживают пневмококки; одновременно в ней могут быть выявлены антитела к ним, что при других болезнях встречается весьма редко (за исключением, эндокардита или бруцеллеза). Несмотря на эффективность лечения пенициллином, повреждение створок сердечных клапанов, особенно аор­тального, может привести к быстро нарастающей сердечной недостаточности. До развития необратимой сердечной недостаточности больного следует направить на хирургическое лечение или замену клапанов.

Пневмококковый перитонит. Это редкое осложнение развивается, вероятно, в результате транзиторной пневмококковой бактериемии, хотя из-за того, что оно несколько чаще встречается у девочек младшего возраста, высказывается мнение о попадании возбудителя в брюшную полость через влагалище и маточные трубы. Ранее пневмококковый перитонит нередко осложнял нефротический синдром, осо­бенно у детей, однако в настоящее время он регистрируется менее чем у 2% больных. У взрослых он развивается при циррозе или раке печени. Диагноз уста­навливается на основании данных исследования асцитической жидкости; в по­севах крови часто обнаруживают пневмококки, а при клиническом анализе крови, как правило, определяют нейтрофильный лейкоцитоз.

 

Лечение

 

Специфическое лечение противобактериальными препаратами. Несмотря на то что в прошлом устойчивость пневмококков к противобактериальным препаратам не представляла большой проблемы, у ряда их штаммов была выявлена устойчивость к одному из перечисленных далее лекарственных средств или ко всем из них: пенициллинам, цефалоспоринам, тетрациклинам, хлорамфениколу (левомицетин), эритромицину, клиндамицину, ко-тримоксазолу и аминогликозидам. В связи с этим требуется определять чувствительность возбудителя к назначаемому препа­рату(ам), особенно при внелегочной инфекции. Пенициллин G (бензилпенициллин) при отсутствии устойчивости или аллергии к нему служит препаратом вы­бора при всех клинических формах пневмококковой инфекции. Довольно часто у человека выделяют штаммы пневмококка с повышенной устойчивостью к пеницил­лину, и хотя ее степень не исключает применение антибиотика, следует помнить о возможности такого феномена. Несмотря на то что минимальная лечебная доза при пневмонии, вызванной штаммами пневмококка с обычной чувствительностью к пе­нициллину, составляет менее 60000 ЕД/сут и доза в 600 000 ЕД/сут обеспечи­вает достаточный запас безопасности при лечении взрослых с бактериемическими и небактериемическими формами болезни и при отсутствии внеклеточных очагов инфекции, возможность заражения пневмококками с повышенной устойчивостью к пенициллину обосновывает целесообразность его использования в более высоких начальных дозах. Лечение можно начать с введения 600000 ЕД водного раствора кристаллического пенициллина или его новокаиновой соли с дальнейшим повтор­ным его введением через каждые 12 ч до нормализации температуры тела в тече­ние 48—72 ч. При пневмококковой пневмонии можно использовать форму пени­циллина, предназначенную для приема внутрь, желательно устойчивую к воздей­ствию желудочного сока (см. гл. 92), в дозах, эквивалентных 2,4—4,8 млн ЕД пенициллина G. Вызванный чувствительными штаммами перитонит обычно купируется через 36—48 ч при введении пенициллина в дозе 2—4 млн ЕД/сут.

Пневмококковый менингит. Взрослых больных следует лечить пу­тем внутривенного введения пенициллина G в дозе 18—24 млн ЕД/сут. В некото­рых клиниках назначают и более высокие дозы, однако при этом необходимо со­блюдать осторожность с тем, чтобы не вызвать нефротического эффекта. Не следует вводить пенициллин интратрахеально и нужно помнить о том, что добавление бактериостатических препаратов широкого спектра действия, например тетрациклинов, может сопровождаться побочными реакциями. Все пневмококки, изолирован­ные из спинномозговой жидкости, необходимо срочно проверить на их чувстви­тельность к противобактериальным препаратам. При менингите, вызванном пнев­мококками с множественной устойчивостью к противобактериальным средствам, препаратом выбора в настоящее время, по-видимому, служит ванкомицин.

При пневмококковом эндокардите назначают умеренно высокие дозы пени­циллина G (8—12 млн ЕД/сут внутривенно). Однако быстро развивающаяся сер­дечная недостаточность в результате поражения клапанов сердца и образование абсцесса миокарда часто приводят к летальному исходу, несмотря на лечение ан­тибиотиками. При развитии сердечной недостаточности следует обсудить воз­можность срочного хирургического вмешательства с целью восстановления целост­ности поврежденных клапанов или их замены.

При пневмококковой пневмонии эффективны цефалоспорины парентерально в суточной дозе 1—2 г, однако их следует назначать с осторожностью больным с повышенной чувствительностью к пенициллину. Многие препараты этого класса b-лактамов не подходят для лечения больных менингитом, поскольку они плохо проникают через гематоэнцефалический барьер. Обнадеживающие результаты полу­чены при лечении больных пневмококковым менингитом некоторыми новыми пре­паратами из группы цефалоспоринов, в частности цефотаксимом и цефтриаксоном, хотя опыт лечения тем и другим пока еще не велик. При пневмококковой пневмо­нии эффективны также тетрациклины (1—2 г/сут), эритромицин (1,6 г/сут) или клиндамицин (1,2 г/сут) при чувствительности к ним возбудителя, однако их рекомендуется назначать только больным с непереносимостью пенициллинов или цефалоспоринов. Несмотря на эффективность левомицетина, его не следует назна­чать при пневмококковой инфекции, за исключением непереносимости к пеницилли­ну у больного менингитом, вызванном чувствительным штаммом возбудителя. При лечении больных с инфекцией, вызванной пневмококками с множественной лекар­ственной устойчивостью, препаратом выбора служит ванкомицин в дозе 2 г/сут. В настоящее время сульфаниламиды редко используют при пневмококковой пне­вмонии, они неэффективны при эндокардите и менингите. Не следует лечить боль­ных с пневмококковыми инфекциями аминогликозидами (гентамицин, тобрамицин и амикацин).

При пневмококковом артрите эффективно системное лечение пени­циллином, однако при этом может потребоваться удаление выпота и внутрису­ставное введение препарата.

При эмпиеме особенно важны ранние диагностика и лечение. Выпот следует удалять и исследовать на предмет выявления бактерий, лейкоцитов, са­хара и определения рН. При обнаружении бактерий, гноя, при рН < 7,0 и/или уровне глюкозы ниже 400 мг/мл в плевральной жидкости следует произвести ее закрытый дренаж. При запоздалом лечении у больного с эмпиемой может раз­виться фиброз плевры, а в дальнейшем потребоваться хирургическая декортикация легких для восстановления дыхательной функции.

Другие мероприятия. Для лечения больного с выраженным цианозом, сердеч­ной недостаточностью и спутанным сознанием ему следует назначить вдыхание кис­лорода через лицевую маску. При синдроме острой дыхательной недостаточности у взрослого больного может потребоваться искусственная вентиляция легких под постоянным положительным давлением. Плевральныеболи обычно эффективно купируются кодеином в дозе 32—64 мг через каждые 4 ч. При выраженных болях мо­жет потребоваться блокада межреберных нервов 1—2% раствором новокаина.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.