Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды исследовательской работы студентов



Стандарт

Написания и оформления рефератов, контрольных,

Курсовых и выпускных квалификационных работ

 

Методические рекомендации

 

Уфа 2011


УДК

ББК

 

Составители:

директор ИУБП БашГУ к.и.н., доцент Уразова А.И.;

зав. кафедрой экономики, управления и финансов к.э.н., доцент Кузнецова А.Р.;

зав. кафедрой информационной безопасности к.ю.н., доцент Журавленко Н.И.;

зам. директора по учебной работе, к.п.н., доцент Великжанина Т.Б.

Рецензенты:

д.э.н., профессор Гатауллин Р.Ф.

Стандарт написания и оформления рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ [Текст]: методические рекомендации / сост.: А.Р. Кузнецова, Н.И. Журавленко, А.И. Уразова, Т.Б. Великжанина. – Уфа: ИУБП БашГУ, 2011. –50 с.

 

В методических рекомендациях представлены требования, предъявляемые к письменным работам студентов. Они составлены на основе действующих нормативно-методических документов, и определяют основные правила оформления непубликуемых учебных (контрольных, курсовых, выпускных квалификационных) работ.

В связи с введением ГОСТ 7.1–2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования» в рекомендациях особое внимание уделяется оформлению библиографического списка курсовых и дипломных работ.

 

Стандарт рекомендован к использованию в учебном процессе решением кафедры экономики, управления и финансов ИУБП БашГУ (протокол № 4 от 15.11.2011).

Стандарт рассмотрен и рекомендован к использованию в учебном процессе решением заседания Ученого совета ИУБП БашГУ (протокол № 3 от 25.10.2011).

 

 

Ó А.Р. Кузнецова, Н.И. Журавленко, А.И. Уразова, Т.Б. Великжанина, 2011

Ó ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 2011

 


Оглавление

введение
1 ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕльской работы студентов
1.1 Контрольная работа
1.2 Реферат
1.3 Курсовая работа
1.3.1 Процесс выполнения курсовой работы
1.3.2 Структура курсовой работы
1.4 Выпускная квалификационная работа
1.4.1 Организация выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР)
1.4.2 Структура выпускной квалификационной работы (ВКР)
1.4.3 Защита выпускной квалификационной работы
2 Требования к оформлению работ
2.1 Общие требования
2.2 Нумерация страниц
2.3 Рисунки
2.4 Таблицы
2.5 Формулы и уравнения
2.6 Ссылки
2.7 Библиографический список
2.8 Ресурсы Интернет для самостоятельной работы студента, бакалавра, магистра
2.9 Оформление приложений
2.10 Хранение работ
Библиографический список
Приложения  
Приложение 1 Обложка курсовой работы
Приложение 2 Задание на выполнение курсовой работы
Приложение 3 Отзыв на курсовую работу
Приложение 4 Заявление на утверждение темы выпускной квалификационной работы
Приложение 5 Титульный лист
Приложение 6 Задание на выполнение дипломной работы
Приложение 7 Реферат на выпускную квалификационную работу  
Приложение 8 Отзыв на выпускную квалификационную работу  
Приложение 9 Рецензия на выпускную квалификационную работу  
Приложение 10 Протокол предварительной защиты выпускной квалификационной работы  
Приложение 11 Заявка на выполнение научно-исследовательской работы  
Приложение 12 Справка о внедрении результатов научно- исследовательской работы в производство  
Приложение 13 Основные технические требования к оформлению рукописи  

Введение

 

Написание реферата, контрольной, курсовой или дипломной работ является важнейшим этапом обучения в высшей школе, в процессе которого студент выполняет самостоятельную творческую работу, посвященную решению той или иной социально-экономической, нормативно-правовой или информационно-управленческой проблемы с элементами научного анализа. Эта работа отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы, экономические расчеты. При написании письменных работ должны быть максимально использованы знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического, естественно-научного и профессионального цикла.

Письменные работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Они позволяют систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки при решении конкретных задач, развивать навыки самостоятельной научной работы. Кроме того, письменные работы позволяют осуществить контроль самостоятельной работы студента и, наряду с экзаменами и зачетами, оценить подготовленность будущего специалиста, бакалавра или магистра.

В любой письменной работе должны быть отражены: актуальность, цель, задачи и методы, предмет и объект исследования,.

Актуальность (от латинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный) – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Здесь приводится формулировка научной проблемы и доказательство того, что эта проблема еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе. Описание сущности проблемной ситуации, из которой очевидна актуальность избранной темы, может быть ограничено одной-двумя страницами машинописного текста.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. «Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования» [5, C.61]. Именно на него и направлено основное внимание студента, бакалавра или магистра, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. К наиболее часто используемым методам относят абстрагирование, анализ, синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов при одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования – анализом и синтезом. Анализ предполагает разложение целого на составные части, а синтез – соединение полученных при анализе частей в единое целое.

Методы дедукции – это умозаключения, ведущие «от общего к частному», при которых использование общих научных положений реализуется для исследования конкретных явлений.

Методы индукции представляют собой рассуждения «от частного к общему», когда на основании знания о части предметов делается вывод об их общих свойствах. Метод индукции в более широком смысле слова можно рассматривать как метод познания, как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим.

 

 

Виды исследовательской работы студентов

 

Контрольная работа

 

Контрольная работа представляет собой форму традиционного контроля качества усвоенного учебного материала по конкретной тематике. При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсеместрового контроля знаний студентов, бакалавров или магистрантов.

Задания выдаются ведущим преподавателем. Для раскрытия сущности темы студент самостоятельно формирует библиографический список (как правило, из перечня, рекомендованного преподавателем). Студент самостоятельно составляет план изложения темы, делает конспект с цитатами и ссылками на авторов. Готовая работа сдается в установленные сроки.

Классическая структура контрольной работы выглядит следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, библиографический список, приложения.

Объем контрольной работы, как правило, может составлять от 15 до 20 страниц машинописного текста. Оформление контрольных работ производится на листах формата А4.

Критериями оценки является степень раскрытия рассматриваемых вопросов, а также отсутствие грубых ошибок. В противном случае контрольная работа возвращается на доработку.

Реферат

 

Рефера́т (нем. referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п. Реферат – представляет собой письменную работу, отражающую имеющиеся в научной, учебной и периодической литературе концепции по заданной теме, как по специальным, так и общим предметам.

Во время защиты или обсуждения реферата студент (бакалавр, магистр) должен продемонстрировать необходимые знания, грамотно и логично изложить основную идею по заданной теме, обосновать ее преимущество, культуру письменной речи, а также умение работать с научной литературой, правильно оформлять текст, ссылки, составлять библиографию.

Задача студента (бакалавра или магистра) состоит в том, чтобы максимально полно использовать рекомендованную литературу, понять позицию авторов и правильно передать ее в своей работе. В процессе написания реферата студент приобретает навыки правильного цитирования авторских текстов, грамотного построения ссылок на используемый библиографический список.

Этапы работы над рефератом включают в себя:

- подбор и изучение основных источников по теме (15-20 различных источников);

- составление библиографического списка;

- обработку и систематизацию информации;

- разработку плана реферата;

- написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Классическая структура реферата включает титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, библиографический список, приложения.

Критериями для оценки реферата являются:

- умение формулировать актуальность избранной темы реферата;

- соответствие содержания теме, степень раскрытия, глубина проработки материала;

- соответствие оформления реферата стандарту, отсутствие грубых ошибок.

В противном случае контрольная работа возвращается на доработку, и студент к зачету (экзамену) не допускается. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Курсовая работа

 

Написание курсовой работы является важнейшим этапом обучения в высшей школе. В процессе написания курсовой работы студент выполняет самостоятельную творческую работу с элементами научного анализа, посвященную решению той или иной научной или практической проблемы. Контрольная работа отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. При написании курсовой работы должны быть максимально использованы знания, полученные при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин.

Курсовая работа является индивидуальной самостоятельной работой студента, предусмотренной рабочим учебным планом подготовки специалиста, бакалавра или магистра. Она является формой контроля знаний, полученных во время аудиторных занятий и самостоятельной работы. Курсовая работа представляет собой вид учебно-научной и исследовательской деятельности, выполняемой на основе всестороннего изучения различных типов научных источников и эмпирических данных, а также включающий в себя обобщение результатов собственных данных и наблюдений. Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения.

Задание на выполнение курсовой работы выдается преподавателем и оформляется на специальном бланке (Приложение 1). Без задания курсовая работа к защите не принимается.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.