Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура коллектива



Характеристика детского коллектива.

 

Выполнил студент 2 курса

Группы ...

Третьяков Виктор

Коллектив (от лат. collectivus собирательный) — социальная общ­ность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, об­щих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные, Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении уставов ленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом, сферу узколичной деятельности Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатии Наоборот, они становятся крепче, если подкрепляются личными симпатиями Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимо стен между членами коллектива

Классификация типов коллективов

Существует различная классификация типов коллектива Некоторые классификации основываются на критерии длительности существования коллектива и включают длительно существующие коллективы (класс, группа, кружок, клуб), временные (отряд, экспедиционная ipynna), ситуативные или кратковременные (творческая группа, совет дела и др )

Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не является членом хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов

Классификация по степени сложности структуры коллектива выделяет первичный коллектив (класс, учебная группа, кружок, отряд и т п ) и вторичный (совокупность классов —школьный коллектив, совокупность учебных групп — коллектив ПТУ, коллектив Дворца творчества, дружина и т п )

Характер воспитательной работы в коллективе зависит от его типа и структуры

Структура коллектива

Структура коллектива определяется в зависимости от его типа (Формальная: первичный коллектив, органы самоуправления, система соц.ролей, система отношений; Неформальная: микро-группа, система отношений). От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы самоуправления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации — кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы и ценности всего коллектива. Поэтому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узкогрупповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— разнообразная деятельность,

— специальная методика, направленная на создание и воспитание
сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.