Здавалка
Главная | Обратная связь

Коллектив как объект и субъект воспитания



Основная идея, отражающая современный, личностно-ориентированный подход к работе с ученическим коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для педагога не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности. В этом случае ученический коллектив и каждого отдельного ученика можно рассматривать как взаимодействующих субъектов воспитания, а взаимодействие «ученический коллектив – ученик» – как сложную систему воспитывающих отношений, складывающихся в атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня адаптивности педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности.

Интеграция ребёнка в коллектив сверстников является необходимым условием развития социально важных качеств личности. Коллектив как высшая стадия развития социальной группы выступает субъектом воспитания, поскольку может оказывать воздействие на любого члена коллектива. Иначе говоря, становится возможным целенаправленно использовать его в целях инди­видуального развития каждого отдельного ученика. Поэтому в воспитательном процессе так важно формировать педагогически эффективный коллектив. Педагогическое воздействие на коллектив делает его объектом воспитания: воспитывая ученический коллектив, педагог тем самым усиливает эффективность воспитания каждого ребёнка.

Общепринятым определением коллектива в современной педагогике является следующее: коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью, совместной деятельностью по достижению поставленной цели, имеющая органы самоуправления и строящая жизнь на основе деловых и эмоционально-психологических отношений.

Выделяют три педагогических функции ученического коллектива:

- организационную: коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

- воспитательную: коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- функцию стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В психолого-педагогической литературе выявлены следующие признаки коллектива: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к групповой деятельности, психологическое единство, психологическая коммуникативность.

Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация дея­тельности, высокая личная от­ветственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформи­ровавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для раз­вития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедея­тельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Стадии развития коллектива зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. Развитие всегда связано с преодолением противоречий. Для развития коллектива – это преодоление противоречий между коллективом и отдельными учениками или группами (различный уровень развития), между перспективами коллектива и перспективами отдельных учащихся и групп, между нормами поведения, между ценностными ориентациями и т.д. Каждая стадия развития коллектива соответствует определённому виду социальной группы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.