Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельность педагога



при управлении развитием детского коллектива [1]

 

Вид группы Характеристика группы на данном этапе развития Задачи по развитию коллектива Позиция педагога Стиль управления
Номинальная группа Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Актив формальный. Первичное распределение обязанностей. Определение общих целей и близких перспектив. Формирование деловых отношений в общей деятельности Предъявляющий требования Требующий, настраивающий, приказывающий
Группа- ассоциация Имеет общую цель, официальную структуру. Есть лидеры, стабильные деловые отношения, стабильный актив, группировки. Отсутствие единства, общих интересов. Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Формирование деловых отношений между группировками Организатор Основной – требующий. Вводится стиль коллегиальный, советующийся.
Группа-кооперация Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения, актив авторитетный, ведёт всех за собой. Работа группы неритмична. Выражен пассив. Формирование общественного мнения на основе единых ценностный ориентаций. Формирование эмоционального единства. Помощник Сочетание требующего с советующийся, консультирующийся. Вспомогательный – просящий, уступчивый
Группа-автономия Внутренняя сплочённость, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Дорожат честью группы. Гармонизация личных и общественных интересов Сотрудник Ведущий – коллегиальный, консультирующийся.
Группа-коллектив Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность. Связи с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия Консультант Консультирующийся, советующийся. Вспомогательный – соглашающийся

Продолжение табл.

Содержание деятельности педагога Новообразования в коллективе
Предъявление единых требований. Выбор общей деятельности. Планирование и организация делового общения. Обучение деловому взаимодействию. Оценивание результатов. Принятие общих целей. Складываются отношения ответственной зависимости, выделяется актив
Помощь активу. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценивания результатов деятельности. Цели группы становятся привлекательными для её членов. Появление законов и норм жизни группы. Развитие самоуправления.
Коррекция положения личности в группе. Создание атмосферы взаимного доверия и уважения. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, её контроль и анализ. Цели группы стали мотивами деятельности её членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует чёткая система ответственной зависимости.
Развитие инициативы, активности каждого. Организация взаимодействия с другими группами. Самостоятельность, сплочённость группы. Ценностно-ориентационное единство. Сложившееся самоуправление.
Использование влияния коллектива на воспитание личности. Создание условий для самореализации личности. Высокая организованность, психологическое единство. Защищённость личности в коллективе.

 

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников (См. Приложение 6). Анализ работ И. П. Иванова, Ф. Я. Шапиро, Ю. М. Цейтлина, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе.

1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.

4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.

7. Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».

11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.

12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т. д.

13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.

14. Смена характера деятельности. Деятельность не должна надоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).

 


[1] Таблица приводится по изданию: Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Н.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. С. 200-201.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.