Здавалка
Главная | Обратная связь

Медицинское и фармацевтическое товароведение



Теоретические основы медицинского и фармацевтического товароведения. Основные понятия, термины и определения. Маркетинг медицинских и фармацевтических товаров, его особенности. Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Роль стандартов в сохранении потребительской стоимости и качества товаров. Основные направления товарной и ассортиментной политик аптечной организации. Товароведческий анализ потребительских качеств медицинских и фармацевтических товаров. Ценообразование в маркетинге. Система маркетинговых коммуникаций медицинских и фармацевтических товаров (услуг). Особенности рекламы медицинских и фармацевтических товаров. Политика распределения в системе фармацевтического маркетинга для медицинских и фармацевтических товаров.

Надлежащая практика оптовой организации. Рабочие инструкции и стандартные операционные процедуры.

Выпускник должен:

знать:

§ основные принципы и подходы классификации и кодирования медицинских и фармацевтических товаров, их видов;

§ организацию поставок медицинских и фармацевтических товаров от поставщиков;

§ методы оценки основных показателей качества медицинских и фармацевтических товаров;

§ общую систему теоретических основ медицинского и фармацевтического товароведения;

§ общие закономерности формирования, проявления и сохранения потребительной стоимости медицинских и фармацевтических товаров;

§ основы материаловедения, необходимые провизору при приемке медицинских и фармацевтических товаров по качеству;

§ основные функциональные свойства приборов, инструментов, оборудования и других изделий медицинской техники;

§ правила формирования ассортимента медицинских товаров на основе их классификационных и потребительских характеристик;

§ методики маркетинговых исследований при формировании оптимального ассортиментного перечня товаров;

§ формирование ассортимента фармацевтических товаров в соответствии с конъюнктурой фармацевтического рынка;

§ определения спроса на фармацевтические товары с учетом их потребительских характеристик и качества товара;

уметь:

§ классифицировать медицинские и фармацевтические товары ;

§ проводить товароведческий анализ и маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров;

§ определять показатели ассортимента, формировать оптимальный ассортимента аптечных организаций;

§ осуществлять приемку медицинских и фармацевтических товаров по количеству и качеству;

§ рекомендовать методы контроля потребительских свойств медицинских и фармацевтических товаров;

§ самостоятельно работать с учебной, справочной товароведческой литературой, систематизировать информацию и использовать ее для решения конкретных профессиональных задач;

§ проводить товароведческую оценку качества медицинских и фармацевтических товаров;

§ прогнозировать влияние внешней среды на качество медицинских фармацевтических товаров в процессе их хранения, транспортирования, применения и эксплуатации;

§ расшифровывать маркировку медицинских и фармацевтических товаров;

§ консультировать фармацевтических, медицинских работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации медицинских и фармацевтических товаров;

§ оценивать качество изделий медицинского назначения в том числе очковой оптики, а также упаковки и тары в соответствии с ГОСТами и ТУ на эти изделия;

 

7.6 Требования к содержанию и организации практик

Практики (учебная, производственная) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

7.6.1. Пропедевтическая практика

Ознакомление с классификацией аптек по различным признакам, с задачами и функциями аптек, назначением основных помещений, обязанностями аптечных работников в соответствии с утвержденной номенклатурой должностей. Изучение основных положений, инструкции по санитарно-гигиеническому режиму аптек, требований к личной гигиене сотрудников. Приобретение умений проведения уборки производственных помещений аптеки, обработки и мойки аптечной посуды. Ознакомление с организацией производства ЛС в аптеке, особенностями изготовления стерильных ЛС, различными видами тары и упаковочного материала, хранением различных групп ЛС, изделий медицинского назначения, изделий медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента. Знакомство с основами охраны труда и техники безопасности на рабочих местах.

 

7.6.2. Полевая практика по ботанике

Закрепление теоретических знаний и практических навыков по определению и гербаризации лекарственных растений; изучение лекарственных растений местной флоры, их распространение, запасы, особенности заготовки; изучение фитоценозов и экологических условий обитания лекарственных растений, возможности их введения в культуру, особенности вегетативного и семенного размножения, подготовка посадочного материала, почвы; биологические основы выращивания лекарственных растений.

 

7.6.3. Практика по фармакогнозии

Углубление и закрепление теоретических знаний по сбору, сушке, хранению лекарственного растительного сырья и его товароведческому анализу. Определение ресурсов лекарственного растительного сырья и его товароведческий анализ. Определение ресурсов лекарственных растений. Закрепление знаний по основам рациональной заготовки, сбору различных видов ЛРС, особенностям его сушки, хранения; определению его подлинности, доброкачественности. Приведение ЛРС в соответствие с НД.

 

7.6.4. Медицинская ознакомительная практика

Приобретение практических навыков остановки кровотечения, транспортной иммобилизации конечностей при переломах костей и вывихах, транспортирования пострадавших и тяжелобольных, проведения туалета ран и их перевязки, накладывания повязки на отдельные участки тела; выполнение искусственного дыхания, закрытого массажа сердца, промывания желудка, применения клизмы, определение артериального давления, измерение температуры тела, применение горчичников, оказание первой доврачебной помощи при обмороке, коллапсе, шоке, эпилептических припадках, отморожении, при бронхиальной астме, инфаркте миокарда, стенокардии, гипертоническом кризе, диабетической коме, инсульте, при утоплении, отравлении, укусах змей и бешеных животных, при перегревании и переохлаждении организма, проведение внутримышечных и подкожных инъекций.

 

7.6.5. Практика по фармацевтической технологии

Приобретение практических навыков приготовления твердых, мягких и жидких лекарственных форм в производственных условиях по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений.

Приобретение практических навыков работы в асептическом блоке, приготовления в производственных условиях растворов для инъекций, лекарственных форм для глаз, с антибиотиками, для новорожденных и детей первого года жизни.

Приобретение практических навыков работы по обслуживанию аппаратов для получения воды очищенной и воды для инъекций, стерилизации паром под давлением и горячим воздухом, инфундирных аппаратов, бюреточной системы, средств малой механизации, используемых для приготовления лекарственных форм в аптеке.

Ознакомление в производственных условиях с работой основных и вспомогательных цехов фармацевтического предприятия; с основными процессами и аппаратами фармацевтической технологии.

Приобретение практических навыков работы с технологической документацией (опытно-промышленный и промышленный регламент производства лекарственных средств).

7.6.6. Практика по организации и экономике фармации

Приобретение практических навыков по выполнению производственной, торговой и административной работы в аптечных учреждениях, по лекарственному обслуживанию населения и лечебно-профилактических учреждений, по безопасным приемам работы с ядовитыми, легковоспламеняющимися, взрывоопасными веществами. Закрепление и расширение знания по организации учета, планирования и отчетности в аптеках, менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования, фармацевтической деонтологии и этике, микроэкономике фармацевтического предприятия, организации рекламы, информационной службы; организации и совершенствованию рабочих мест, ведению документации и обеспечению правил техники безопасности; особенностей обслуживания населения и лечебно-профилактических учреждений готовыми и экстемпоральными лекарственными формами; особенностей организации работы аптек лечебно-профилактических учреждений.

 

7.6.7. Практика по контролю качества лекарств

Овладение видами внутриаптечного контроля качества лекарственных средств; экспрессными методами идентификации лекарственных веществ (субстанций) в условиях аптеки; методами количественного анализа лекарственных средств; по выполнению полного анализа лекарственных средств по нормативной документации; ознакомление с техническим оснащением рабочего места провизора-аналитика и его обязанностями в аптеке и контрольно-аналитической лаборатории по проверке состояний бюреточной системы, пипеток, весоизмерительных приборов, мерной посуды; по контролю за изготовлением растворов для инъекций, глазных капель, настоев, отваров; по контролю за соблюдением правил обработки посуды, пробок, вспомогательных материалов, а также правил хранения лекарственных средств и других товаров в аптеке, проведение качественного химического анализа лекарственных веществ, поступающих из отдела запасов в ассистентскую, качественного и количественного анализа растворов для бюреточной системы, анализа нестойких и

скоропортящихся лекарственных средств, анализ лекарственных форм экстемпоральной рецептуры; инспектирование аптечных организаций.

 

7.6.8. Практика по клинической фармакологии

Закрепление знаний и приобретение навыков консультирования пациентов и врачей по действию и применению лекарственных препаратов различных фармакологических групп: противоэпилептические средства, противопаркинсонические средства. Опиоидные анальгетики. Снотворные, анксиолитические и седативные средства. Нейролептики, нормотимические средства. Антидепрессанты. Психостимулирующие средства. Ноотропные средства. Аналептики. Средства, влияющие на процессы тканевого дыхания. Биогенные стимуляторы. Препараты гормонов гипофиза и гипоталамуса. Препараты гормонов щитовидной железы, антитиреоидные средства. Препараты паращитовидных желез и другие средства, регулирующие обмен кальция и фосфатов.

Препараты гормонов поджелудочной железы. Пероральные противодиабетические средства, влияющие преимущественно на процессы воспаления. Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Средства, влияющие на функции мочеобразования и мочевыведения. Противоподагрические средства.

Гиполипидемические средства. Средства, влияющие на сократительную функцию сердца. Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

Средства, нарушающие синтез бактериальной стенки. Противомикробные средства, угнетающие синтез нуклеиновых кислот. Противомикобактериальные средства. Противопротозойные средства. Противогрибковые средства. Противоглистные средства.

Противоэктопаразитарные средства. Противовирусные средства.

Антисептические и дезинфицирующие средства. Противоопухолевые средства. Лекарственные средства для лечения и профилактики лучевых повреждений. Специфические антидоты, сорбенты и комплексоны.

Взаимодействие лекарственных средств и вопросы рациональной комбинированной фармакотерапии.

8. Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1. Требования к кадровому обеспечению

Научно-педагогические кадры вуза должны:

иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

8.2. Требования к учебно-методическому обеспечению

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплекса, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенции студентов и т.п.).

8.3. Требования к материально-техническому обеспечению

Высшее учебное заведение должно располагать:

- соответствующей санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ студентов, которые предусмотрены учебным планом;

- соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

- дисплейным временем на 1 студента в год не менее 50 часов.

- обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.

8.4. Требования к организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методический отдел совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых работ, тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).

 

8.5. Требования к организации воспитательной работы

Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен

 

обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

– согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

– вовлечение студентов в социально-значимую работу с учетом их интересов и возможностей;

–приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;

– формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества;

– духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия;

– профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.

 

8.6. Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001:2001) осуществляется мониторинг, измерения, контроль качества.

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др.

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых работ, сдаче зачетов по практикам, защите дипломных работ производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования используются следующие средства диагностики:

– типовые задания;

– тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

– письменные контрольные работы;

– устный опрос во время занятий;

– коллоквиумы;

– составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

– выступления студентов на семинарах;

– защита курсовых работ;

– защита отчетов по производственным практикам;

– письменный экзамен, устный экзамен;

– государственный экзамен;

– защита дипломных работ.

9. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает три государственных экзамена (по фармацевтической химии и фармакогнозии, по фармацевтической технологии, по организации и экономике фармации) или два государственных экзамена и защиту дипломной работы, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.

9.2. Требования к государственному экзамену

Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

9.3. Требования к дипломной работе.

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.

Библиография

(1) Об образовании в республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3)

(2) Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500

(3) Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования".

(4) ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации. Постановление Госстандарта РБ от 26.01. 2001 г. № 3.

(5) СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

(6) СТБ ИСО 9001-2001 Система менеджмента качества. Требования.

(7) СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

(8) РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

(9) РД РБ 02100.5.222-98 Образовательный стандарт по специальности"Фармация"

 

 


Руководители разработки стандарта4

 

Ректор вуза-разработчика _________________ Дейкало В.П.

 

Руководитель коллектива

разработчиков _________________ Гурина Н.С.

 

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Первый заместитель

Министра образования Министра здравоохранения

______________ Жук А.И. ____________ Часнойть Р.А.

 

 

Cопредседатель УМО вузов

по специальности 1-79 01 08 Фармация

 

________________ Дейкало В.П.

 

 

Председатель КНМС УМО вузов

Республики Беларусь

 

________________ Жарский И.М.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.