Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательный процесс



Законодательный процесс - порядок принятия законов в Парламенте. Выделяются следующие его стадии:

1) Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в Парламент.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента, Правительству и Президенту, реализуется исключительно в Мажилисе.

2) Обсуждение законопроекта в постоянных комитетах Палаты.

Определяется головной комитет, который дорабатывает законопроект, готовит доклад или содоклад, заключение, обобщает замечания и предложения разработчиков законопроекта, других комитетов и депутатов.

3) Обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палаты (Парламента).

Оно может осуществляться в одном, двух или трех чтениях.

4) Принятие законопроекта – это голосование.

5) Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Сенат может отклонить проект закона и вернуть его в Мажилис. Если Мажилис большинством в 2/3 голосов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Внесенные Сенатом большинством голосов (для конституционных законов – не менее 2/3) изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис согласится с внесенными предложениями, то закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

 

6) В течение десяти дней принятый закон представляется Президенту на подпись. После подписания они уже вступают в силу.

Президент вправе внести возражение на закон, принятый Парламентом (право вето). Парламент может преодолеть вето на совместном заседании Палат квалифицированным, в 2/3 большинством голосов депутатов каждой из Палат. Если Парламент не смог преодолеть возражения Президента, то закон считается не принятым либо принятым в редакции Президента. Возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

7) Опубликование закона – напечатание текста закона в официальном издании: газетах “Казахстанская правда” и “Егемен Казахстана”. Если не установлен специальный срок вступления закона в силу, он вступает в силу через 10 дней после официальной публикации либо с момента его подписания Президентом.

В Конституции установлены средства давления Правительства на законодательную деятельность Парламента. Так, проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе поставить на совместном заседании палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. [kgl]

 

[gl]Тема № 11 Правительство Республики Казахстан [:]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.