Здавалка
Главная | Обратная связь

Положение поклонения




Самая высшая похвала от Всевышнего Аллаха, это когда Он называет кого-то Своим рабом. Всевышний Аллах сказал:

﴿لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً لِّلّهِ وَلاَ الْمَلآئِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ وَمَن يَسْتَنكِفْ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيَسْتَكْبِرْ فَسَيَحْشُرُهُمْ إِلَيهِ جَمِيعًا ﴾


«Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберет к Себе вместе». (Сура ан-Ниса, аят 172)
А также:

﴿إِنَّ الَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ ﴾


«Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц». (Сура аль-А’раф, аят 206)
То есть самое высокое положение для человека - это быть рабом перед Всевышним Аллахом. Также Аллах говорит:

﴿وَلَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴾


«Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали». (Сура аль-Анбийа, аяты 19-20)
Также Он говорит:

﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا﴾


«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно». (Сура аль-Фуркан, аят 63)
А также:

﴿عَيْنًا يَشْرَبُ بِهَا عِبَادُ اللَّهِ يُفَجِّرُونَهَا تَفْجِيرًا ﴾


«Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями». (Сура аль-Инсан, аят 6)
А также:

﴿وَاذْكُرْ عَبْدَنَا دَاوُودَ ﴾


«Помяни Нашего могучего раба Дауда». (Сура Сод, аят 17)
А также:

﴿وَاذْكُرْ عَبْدَنَا أَيُّوبَ ﴾


«Помяни Нашего раба Айюба». (Сура Сод, аят 41)
А также:

﴿وَاذْكُرْ عِبَادَنَا إبْرَاهِيمَ وَإِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ ﴾


«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба». (Сура Сод, аят 45)
Также Всевышний Аллах сказал про Сулеймана (мир ему):

﴿نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ ﴾


«Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху». (Сура Сод, аят 30)
Также Он сказал про Ису (мир ему):

﴿إِنْ هُوَ إِلَّا عَبْدٌ أَنْعَمْنَا عَلَيْهِ ﴾


«Он - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали». (Сура аз-Зухруф, аят 59)
Самое лучшее творение Всевышний Аллах также называет рабом, говоря:

﴿وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا ﴾


«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу». (Сура аль-Бакара, аят 23)
А также:

﴿تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ ﴾


«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран)». (Сура аль-Фуркан, аят 1)
А также:

﴿الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ ﴾


«Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание». (Сура аль-Кахф, аят 1)
Также Всевышний Аллах говорит о призыве посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

﴿وَأَنَّهُ لَمَّا قَامَ عَبْدُ اللَّهِ يَدْعُوهُ كَادُوا يَكُونُونَ عَلَيْهِ لِبَدًا ﴾


«Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему, они (джинны) столпились вокруг него». (Сура аль-Джинн, аят 19)
Также, упоминая об /исра/, Всевышний Аллах говорит:

﴿سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً ﴾


«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». (Сура аль-Исра, аят 1)
Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят Ису, сына Марйам, ибо, поистине, я — раб Аллаха, и поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”». Бухари, 3445; «Сахих аль-Джами’», 7363.
Сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: Однажды я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал ему: «Расскажи мне о качествах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянутых в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране , где сказано: “О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…”, и защитника для неграмотных. Ты — Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его к Себе до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину, чтобы люди говорили: “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца». Бухари, 2125.
Также Всевышний Аллах говорит:

﴿فَبَشِّرْ عِبَادِ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ ﴾


«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них». (Сура аз-Зумар, аяты 17-18)
Здесь речь идет о благой вести от Всевышнего Аллаха. Также Он говорит о безопасности для Своих рабов:

﴿يَا عِبَادِ لَا خَوْفٌ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ وَلَا أَنتُمْ تَحْزَنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِآيَاتِنَا وَكَانُوا مُسْلِمِينَ ﴾


«О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами». (Сура аз-Зухруф, аяты 68-69)
Всевышний Аллах не дал шайтану власти над Своими рабами, а дал власть шайтану только над его приспешниками и многобожниками. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلاَّ مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ ﴾


«Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой». (Сура аль-Хиджр, аят 42)
А также:

﴿إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُم بِهِ مُشْرِكُونَ ﴾


«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей». (Сура ан-Нахль, аяты 99-100)
И самой высокой степенью религии является наилучшее выполнение своей функции, то есть рабства перед Аллахом /ихсан/. Когда Джибриль спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) об /ихсане/, тот ответил: «Суть /ихсана/ в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что Он видит тебя». Бухари, 50; Муслим, 9.

Виды рабства перед Аллахом: общее рабство и особое рабство.
Общее рабство: Это рабство всех обитателей небес и земли, так как все они принадлежат Всевышнему Аллаху, будь они праведными или нечестивыми, верующими или неверными. Это рабство власти и подчинения. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَنِ وَلَدًا وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا ﴾


«Они говорят: "Милостивый взял Себе сына". Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба». (Сура Марйам, аяты 88-93)
А также:

﴿َيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ وَمَا يَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَقُولُ أَأَنتُمْ أَضْلَلْتُمْ عِبَادِي هَؤُلَاء ﴾


«В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов?"» (Сура аль-Фуркан, аят 17)
Всевышний Аллах назвал их Своими рабами, несмотря на то, что они заблудились.
Особое рабство: Это рабство подчинения и любви, следования приказам. Всевышний Аллах говорит:

﴿يَا عِبَادِ لَا خَوْفٌ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ وَلَا أَنتُمْ تَحْزَنُونَ﴾


«О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены». (Сура аз-Зухруф, аят 68)
А также:

﴿فَبَشِّرْ عِبَادِ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ ﴾


«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них». (Сура аз-Зумар, аяты 17-18)
А также:

﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا ﴾


«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: "Мир!"» (Сура аль-Фуркан, аят 63)
Всевышний Аллах рассказал о том, что Иблис сказал:

﴿َلأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ إِلاَّ عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ ﴾


«Я непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». (Сура аль-Хиджр, аяты 39-40)
А также:

﴿ إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ ﴾


«Воистину, ты не властен над Моими рабами». (Сура аль-Хиджр, аят 42)
Все творения являются рабами Аллаха в /рубубийа/. А приближенные и покорные Аллаху люди, являются рабами в /улюхийа/.
Говоря о тех, кто является рабами только в /рубубийа/, Всевышний Аллах использует пять методов описания.
1 - Используется слово в неопределенном состоянии /накира/.
Как например, слова Аллаха:

﴿إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا ﴾


«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба».(Сура Марйам, аят 93)

2 - Используется /алиф уа лям/.
Как например, слова Аллаха:

﴿وَمَا اللَّهُ يُرِيدُ ظُلْمًا لِّلْعِبَادِ ﴾


«Аллах не желает поступать несправедливо с рабами». (Сура Гъафир, аят 31)
А также:

﴿إِنَّ اللَّهَ قَدْ حَكَمَ بَيْنَ الْعِبَادِ ﴾


«Воистину, Аллах уже рассудил между рабами». (Сура Гъафир, аят 48)
3 - Используется указательное местоимение или нечто подобное.
Как например, слова Аллаха:

﴿ أَأَنتُمْ أَضْلَلْتُمْ عِبَادِي هَؤُلَاء ﴾


«Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов?» (Сура аль-Фуркан, аят 17)

4 - Упоминаются все рабы в общем.
Как например, слова Аллаха:

﴿ أَنتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِي مَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ﴾


«Ты рассудишь Своих рабов в том, в чем они расходились во мнениях». (Сура аз-Зумар, аят 46)

5 - Упоминаются их действия.
Как например, слова Аллаха:

﴿قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ ﴾


«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха"». (Сура аз-Зумар, аят 53)
Хотя некоторые толкователи сказали, что здесь речь идет о рабах в /улюхийа/.
Как мы сказали, рабство делится на общее и особое. А само слово /’ибада/ в арабском языке означает смирение и подчинение. Однако, рабы Его особые подчиняются Ему добровольно. Враги Его тоже подчиняются Ему, но вопреки своей воле.

СТЕПЕНИ ИДУЩИХ: Знай, что порядок степеней не означает, что при переходе к следующей степени позади остается предыдущая. Это неподобно земным путям. Например, степень пробуждения, переходя от нее к следующей степени, человек несет предыдущую степень с собой. Например, степень покаяния начинается с первых степеней и идет вместе с человеком до конца пути. Поэтому Всевышний Аллах сделал покаяние последней степенью, когда речь шла о походе в Табук. Это был последний поход пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:

﴿لَقَد تَّابَ الله عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ مِن بَعْدِ مَا كَادَ يَزِيغُ قُلُوبُ فَرِيقٍ مِّنْهُمْ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ إِنَّهُ بِهِمْ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾


«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он - Сострадательный, Милосердный». (Сура ат-Тауба, аят 117)
Всевышний Аллах упомянул о покаянии в начале и в конце аята. Взгляните также на суру, которая снизошла перед смертью пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:

﴿إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا﴾


«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». (Сура ан-Наср, аяты 1-3)
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая поясные и земные поклоны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: “Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”» Бухари, 817; Муслим, 484.
В другой версии этого хадиса сообщается также, что она сказала: «Он говорил так, выполняя то, что было велено ему делать в Коране».
Покаяние бывает в конце пути каждого, кто идет по прямому пути. К покаянию движутся все познавшие Аллаха и познавшие суть рабства. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا لِيُعَذِّبَ اللَّهُ الْمُنَافِقِينَ وَالْمُنَافِقَاتِ وَالْمُشْرِكِينَ وَالْمُشْرِكَاتِ وَيَتُوبَ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا ﴾


«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах - Прощающий, Милосердный». (Сура аль-Ахзаб, аяты 72-73)
Всевышний Аллах сделал принятие покаяния конечной целью для каждого верующего и каждой верующей.
Другая степень - это степень терпения, которая также неразлучно находится с человеком на всех этапах. Также степень довольства вытекает из терпения и довольство не может быть без терпения. И это не значит, что когда человек переходит к степени довольства, терпение ему больше не нужно.

 

اليقظة

ПРОБУЖДЕНИЕ


Это обеспокоенность, которая возникает в сердце от пробуждения человека от сна беспечности. И это пробуждение настолько важное, что трудно представить нечто более важное в движении по прямому пути. Кто почувствовал это, то, клянусь Аллахом, он почувствовал счастье, так как до этого он пребывал в беспечности. Затем он проснулся и начал усердно работать ради Всевышнего Аллаха, чтобы отправиться в путь.


فحي على جنات عدن فإنها
منازلك الأولى وفيها المخيم
ولكننا سبى العدو فهل ترى
نعود إلى أوطاننا ونسلم


«Идем в высшие Сады, поистине,
Это твоя первоначальная обитель.
Почему бы не вернуться нам на нашу родину туда
И обрести там спасение».

Человек начинает готовиться к путешествию и переходит к степени решимости. Это решительно намерение выйти в путь, оставить все то, что мешает ему идти. Человек ухватывается за все, что помогает идти по этому пути. В зависимости от степени своего пробуждения будет меняться решимость.
До того, как придет призывающий раб находится во сне беспечности. Он слышит голос, который призывает его к спасению, голос милости, который говорит: «Идем к счастью». И первый шаг спящего - это пробуждение.
Имам аль-Харауи сказал: «Это тот самый подъем, о котором говорит Аллах:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُم بِوَاحِدَةٍ أَن تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ﴾


"Скажи: “Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному”"». (Сура Саба, аят 46)
Имам аль-Харауи сказал: «Этот подъем ради Аллаха, и есть пробуждение от сна беспечности, от беды пренебрежения. Это первое, что освещает сердце человека жизнью. Оно строится на трех вещах».
Первое: Сердце замечает милости Всевышнего Аллаха, отчаиваясь сосчитать их, и понимает насколько оно неблагодарно. Это обязательно приводит к возникновению двух вещей: любовь к Аллаху и постоянное поминание Его. Возникает презрение к самому се бе. Человек выполняет слова пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Передают со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося (такие слова): “О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-Кя, ва ана ‘аля ‘ахди-Кя ва ва‘ди-кя ма-стата‘ту. А‘узу би-Кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-Кя би-ни‘мати-Кя ‘аляййа, ва абу’у ля-Кя би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/”» Сказав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добавил: «Тот, кто станет повторять эти слова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей рая, и тот, кто станет повторять эти слова ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей рая». Бухари, 6306.
Эта мольба является господином всех мольб о прощении. Человек, понимает, что если бы Всевышний Аллах наказал всех жителей небес и земли, то это наказание не было бы несправедливым. Потому что Всевышний Аллах дает столько милостей, что люди не в состоянии отблагодарить его должным образом. Раб всегда должен идти к Аллаху, видя Его милости и понимая свое упущение.
Второе: Раб начинает видеть свои грехи, понимает, что находится в страшной опасности и засучивает рукава, чтобы спасти себя. Видя свои грехи, он понимает, что находится в великой опасности, находится на краю гибели. Всевышний Аллах порицает тех, которые забыли свои грехи, говоря:

﴿وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ فَأَعْرَضَ عَنْهَا وَنَسِيَ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ ﴾


«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамениях его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что совершили его руки?» (Сура аль-Кахф, аят 57)
Видя свои прошлые грехи, человек старается наверстать упущенное с помощью знания и деяния. Он ищет спасения от преступлений путем прошения прощения /истигъфар/ и сожаления. Он очищает свой иман, очищает свое знание от скверны грехов, подобно тому, как очищают золото и серебро от всяких примесей. Ведь, войти в Рай невозможно без полного очищения, так как Рай - благой и в него войдут только благие. Поэтому ангелы говорят тем людям, которые вошли в Рай:

﴿ سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ ﴾


«Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (Сура аз-Зумар, аят 73)
Также Всевышний Аллах говорит:

﴿الَّذِينَ تَتَوَفَّاهُمُ الْمَلآئِكَةُ طَيِّبِينَ يَقُولُونَ سَلامٌ عَلَيْكُمُ ادْخُلُواْ الْجَنَّةَ﴾


«Те, которых ангелы умерщвляют праведниками. Они говорят: "Мир вам! Войдите в Рай"». (Сура ан-Нахль, аят 32)
Потому что в Раю нет ни одной частицы скверны.
Очищение в этом мире происходит с помощью четырех вещей:
1 - Покаяния /тауба/.
2 - Прошение прощения /истигъфар/.
3 - Совершение благих поступков, которые стирают грехи.
4 - Беды, постигающие человека.
Если эти четыре вещи очистят человека, то тогда ангелы ему скажут те слова, которые пришли в аяте, приведенном выше. Ангелы сразу обрадуют его Раем. О таких людях сказано:

﴿إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنتُمْ تُوعَدُونَ نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ نُزُلًا مِّنْ غَفُورٍ رَّحِيمٍ ﴾


«Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом были стойки, нисходят ангелы: "Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного"». (Сура Фуссылят, аяты 30-32)
Но может быть так, что эти четыре вещи не очистят человека. Быть может, его покаяние не было искренним, а его /истигъфар/ не был полным и совершенным. Например, человек делал /истигъфар/, но при этом не оставлял грех. Такой /истигъфар/ бесполезен. Например, в руках у человека стакан вина и он говорит: «Прошу у Всевышнего Аллаха прощения». Быть может, число благих поступков было мало и этого недостаточно, чтобы очиститься. Быть может, он не очистился, потому что преступление его было слишком страшным. Тогда человек переходит в могилу /барзах/ и там есть три вещи, которые очищают:
1 - Молитва /джаназа/, которую совершают верующие люди за этого покойного. Они просят за него прощения и это является заступничеством за него.
2 - Испытание могилы и ужасы этого испытания. сжатие могилы и крики, и так далее.
3 - Дети раба или другие мусульмане делают за него /ду’а/ и дарят ему какие-то поступки, на которые пришел довод.
Но если и этого недостаточно, тогда он предстает перед своим Господом и в этот момент есть четыре вещи, которые очищают:
1 - Ужасы Судного Дня.
2 - Тяжесть стояния.
3 - Заступничество заступников.
4 - Прощение Всевышнего Аллаха.
Но если и это не помогло, то человек обязательно входит в Огонь, для того чтобы очиститься. Огонь является очищением от скверны. Человек будет находиться там, пока не очистится. Когда он очистится и станет благим, тогда Всевышний Аллах выведет его из Огня и введет в Рай.
Третье: Человек обращает внимание на свой рост и падение в дни своей жизни. Он стремится нагнать все то, что упустил и заполнить свою жизнь только полезным.
Человек знает, что у него есть из роста, а что из падения. Он пытается нагнать упущенное в оставшиеся дни своей жизни. Человек начинает жалеть о каждой минуте, потраченной зря. Все люди терпят убыток. В судный день человек будет жалеть о каждом вдохе и выдохе, который не приближает его к Аллаху, но в этом мире он не понимает этого. Человек будет испытывать сожаление за каждую остановку при движении по прямому пути.
Сказал имам аль-Харауи: «Что касается познания милостей, то достичь этого помогают три вещи:
1 - Свет разума.
2 - Блеск самих милостей.
3 - Назидание при виде тех людей, которых постигло несчастье.
Что касается видения своих грехов, то это становится возможным при наличии трех вещей:
1 - Возвеличивание истины.
2 - Познание самого себя.
3 - Вера в угрозы Всевышнего Аллаха. ».

Если в сердце человека исчезает вера в угрозы Всевышнего Аллаха, тогда не остается никакой нажежды обрести спасение. Всевышний Аллах сообщил о том, что Его знамения могут помочь только тем, кто верит в Его угрозы, кто боится наказания в Вечной жизни. Это те, кто получают пользу от Его увещеваний и знамений. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّمَنْ خَافَ عَذَابَ الآخِرَةِ ﴾


«Воистину, в этом - знамение для тех, кто страшится мучений в Последней жизни». (Сура Худ, аят 103)
А также:

﴿إِنَّمَا أَنتَ مُنذِرُ مَن يَخْشَاهَا ﴾


«Воистину, ты - всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого». (Сура ан-Нази‘ат, аят 45)
А также:

﴿ فَذَكِّرْ بِالْقُرْآنِ مَن يَخَافُ وَعِيدِ ﴾


«Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы». (Сура Къаф, аят 45)
Всевышний Аллах сообщает о том, что спасенные в обоих мирах - это те, которые верят в Его угрозы и боятся Его. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَنُسْكِنَنَّكُمُ الأَرْضَ مِن بَعْدِهِمْ ذَلِكَ لِمَنْ خَافَ مَقَامِي وَخَافَ وَعِيدِ ﴾


«И поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы». (Сура Ибрахим, аят 14)
Говорит имам аль-Харауи: «А что касается осознания роста и падения в дни жизни, то это состоится при наличии трех вещей:
1 - Получение знания.
2 - Ответ на призыв тех, кто говорит о запретах Аллаха.
3 - Нахождение с праведниками.
Но также необходимо отказаться от привычного».

Идущему по прямому пути необходимо получать знания, так как от знаний зависят деяния. С помощью знаний человек узнает свой рост и свои падения, свое положение и свой /иман/. Также человек должен обратить внимание на то, насколько его сердце отвечает тем, кто возвеличивает запреты Всевышнего Аллаха. В зависимости от ответа на призыв происходит увеличение или уменьшение веры /имана/. Человек также должен находиться с теми, кто совершает праведные деяния. Эти люди усердно стремятся присоединиться к высшему обществу.
Но самое главное, это отстранение от привычного образа жизни и приучение своей души к расставанию с таким образом жизни. Осознание того, что душа будет чуждой среди людей, пребывающих в беспечности. Нет ничего сложнее, чем избавиться от прежнего образа жизни. Поэтому неверные противились посланнику из-за своих устоявшихся обычаев. И если человек не отстранится от прежнего образа жизни, он будет оторван от прямого пути. Человек лишится счастья и станет невозможным обретение успеха. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَوْ أَرَادُواْ الْخُرُوجَ لأَعَدُّواْ لَهُ عُدَّةً وَلَكِن كَرِهَ اللّهُ انبِعَاثَهُمْ فَثَبَّطَهُمْ وَقِيلَ اقْعُدُواْ مَعَ الْقَاعِدِينَ ﴾


«Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому. Однако Аллах не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их. Им было сказано: "Отсиживайтесь вместе с теми, кто остался отсиживаться"». (Сура ат-Тауба, аят 46)

الفِكْرَة , البَصيرَة , العَزْم







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.