Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАБОЛЕВАНИЯ КРОВИ И СЕРДЦА.



РЕВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ

И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Сердечно-сосудистая система детей в некоторой сте­пени отличается от системы кровообращения взрослых. Кровообращение ребенка, благодаря более широкому просвету сосудов, совершается свободнее, что способс­твует лучшему питанию всех органов. Кроме того, сер­дце и сосуды ребенка не подвержены воздействию вред­ных факторов (алкоголь, табак, физическое перенапря­жение, атеросклероз сосудов). Поэтому сердце ребенка отличается большим запасом сил и выносливостью.

Особенно интенсивно растет сердце в первые 2 года жиз­ни ребенка. К 6 годам форма сердца и его нервный аппарат приближается по форме и функциям к сердцу взрослого.

Усиленный обмен веществ у ребенка требует повы­шенной доставки кислорода, что обеспечивается за счет ускоренного пульса. Чем младше ребенок, тем интен­сивнее у него обмен веществ и тем чаще у него пульс (например, частота сердечных сокращений у ребенка в 2 года - 100-120 ударов в минуту, в 3-4 года - 100-110 ударов в минуту, в 6-7 лет - 80-100 ударов в минуту).


Артериальное давление у детей ниже, чем у взрос­лых, и колеблется в зависимости от возраста ребенка.

От функционирования сердечно-сосудистой системы зависит нормальное развитие и рост ребенка. Поэтому для стимуляции системы кровообращения ребенок дол­жен достаточное время бывать на свежем воздухе, боль­ше ходить и бегать. Однако необходимо оберегать сердце от чрезмерных перегрузок и инфекций (ОРЗ, ангины).

У детей раннего возраста ниже показатели наличия в крови гемоглобина и эритроцитов по сравнению со взрослыми.

В кроветворении участвуют такие органы, как крас­ный костный мозг, тимус, лимфоузлы, селезенка.

Отмечается повышенная чувствительность кроветвор­ного аппарата детей к различным неблагоприятным воз­действиям: нарушениям режима, питания, ухода, инфек­ционным заболеваниям. Однако у детей хорошо развиты и восстановительные способности кроветворной системы.

Врожденные пороки сердца

Врожденные пороки сердца - это анатомические де­фекты клапанов сердца, развившиеся в результате не­правильного формирования сердечной системы.

К наиболее часто встречающимся порокам относят: 1) открытый аортальный проток; 2) дефект межжелу­дочковой перегородки; 3) дефект межпредсердной пере­городки; 4) стеноз (сужение) легочной артерии; 5) стеноз аорты; 6) транспозиция (нетипичное расположение) ма­гистральных сосудов.

Различают компенсированные и декомпенсирован-ные врожденные пороки, а также комбинированные -при сочетании двух и более пороков сердца.

О компенсированном пороке говорят в тех случаях, когда в результате приспособленческих реакций орга­низма (гипертрофия мышцы сердца, расширение полос­ти сердца) сердце справляется со своей функцией и боль­ной не предъявляет каких-либо жалоб. При декомпенса­ции у больного появляются одышка, сердцебиение, боли и неприятные ощущения в области сердца, учащение пульса, а в дальнейшем развиваются застойные явления в малом и большом кругах кровообращения и сердечная недостаточность.


Причины врожденных пороков сердца до настоящего времени не полностью выяснены. В последние годы при­дается большое значение заболеваниям, перенесенным матерью во время беременности (вирусные инфекции). Отмечается роль наследственной предрасположенности.

Общие признаки врожденных пороков: 1) цианоз ко­жи и слизистых, выявляемый при рождении ребенка, при крике, сосании груди; 2) одышка (может возникать после нагрузки); 3) наличие шумов при аускультации (выслушивании) сердечных тонов; 4) наличие наруше­ния кровообращения в конечностях (синюшность, вы­пуклые ногти в виде «барабанных палочек»); 5) усилен­ный сосудистый рисунок на коже передней поверхности грудной клетки, на животе; 6) повышенное содержание гемоглобина и эритроцитов в крови и др.

Дети с пороками сердца менее активны, предпочита­ют спокойные игры, быстрее устают, иногда у них наб­людается задержка физического развития.

Детям с врожденными пороками сердца необходим режим без значительной физической нагрузки, длитель­ное пребывание на свежем воздухе. Важно предупреж­дение простудных вирусных заболеваний.

Посещать детские дошкольные учреждения может ребенок только с компенсированным пороком, индиви­дуального режима ему можно не назначать.

Дети с врожденными пороками постоянно находятся под наблюдением участкового педиатра. При некоторых пороках в стадиях компенсации показано хирургичес­кое лечение.

Анемия

Анемия - заболевание, характеризующееся умень­шением количества эритроцитов и снижением гемогло­бина в единице объема крови. Может быть как самосто­ятельным заболеванием, так и симптомом самых раз­личных заболеваний у детей. Снижение количества эритроцитов и гемоглобина у детей раннего возраста мо­жет наступить в результате неполноценного и однооб­разного питания, длительного питания только молоком, недостатка витамина В, микроэлементов (медь, кобальт,


цинк). Симптомы анемии встречаются при острых гной­ных процессах, глистных инвазиях, острых инфекцион­ных заболеваниях, рахите и др.

Различают следующие виды анемий: 1-я группа -анемии, наступившие вследствие кровопотерь (постге­моррагические); 2-я группа - анемии как результат на­рушения кровообразования (апластические); 3-я груп­па - анемии вследствие повышенного кроворазрушения (гемолитические).

Апластические анемии, в свою очередь, бывают: а) железодефицитными (при недостаточном содержании железа в организме или при повышенной потребности организма в железе); б) железорефракторными (при не­достатке в организме витамина В12); в) В12-фолиевые ах-ристические анемии (при нарушении ассимиляции В12-фолиевой кислоты костным мозгом) и др.

Гемолитические анемии развиваются в результате перенесения тяжелых инфекций (малярия, сепсис) или при тяжелых отравлениях мышьяком, фосфором, гри­бами, змеиным ядом и др. Могут быть вызваны и'нас­ледственной патологией эритроцитов.

Чаще всего у детей развиваются вторичные анемии, возникающие от воздействия инфекций и в результате неполноценного питания. Эти причины приводят к де­фициту железа в организме ребенка, вследствие чего и развиваются железодефицитные анемии. Следует также учитывать анемизирующее влияние на ребенка постоян­ного пребывания в закрытых помещениях, без свежего воздуха, а также радиационный фактор, особенно на загрязненных радионуклидами территориях.

У ребенка, больного анемией, отмечается бледность кожи и слизистых, плохой аппетит. В крови снижено количество эритроцитов до 3,0-2,5х1012 г/л, гемоглоби­на - до 75-100 г/л. Может быть и дефицит массы тела, а также повышенная утомляемость, вялость, плакси­вость. В тяжелых случаях отмечается дряблость муску­латуры, одышка, учащенный пульс, резкая бледность с восковым оттенком, повторная рвота и жидкий стул.

Для больных детей важны оптимальные условия жизни, питания, режима. Ребенок должен чаще бывать на свежем воздухе, избегать чрезмерных физических нагрузок, соблюдать оптимальный режим занятий и от-


дыха. Пища должна содержать достаточное количество железа и микроэлементов, а также витаминов (А, В12, С, фолиевая кислота). В рационе больного ребенка обя­зательно наличие таких продуктов, как молоко, мясо, яйца, сырые овощи и фрукты, творог, печень. Кроме то­го, назначаются препараты железа, которые необходимо принимать до еды вместе с витамином С или 1-процент­ной соляной кислотой. Применяют также фолиевую кислоту.

В профилактике анемии большое значение имеет правильная организация питания ребенка, его режима (прогулки на свежем воздухе, предохранение от инфек­ций), выявление и лечение глистных инвазий.

Гемофилия

Гемофилия является наследственным заболеванием. Связана с отсутствием в крови VIII, IX, XI факторов свертываемости и проявляется частыми и длительными кровотечениями. Гемофилией болеют только мальчики. Заболевание передается по наследству через внешне здо­ровых женщин (носителей патологического гена гемо­филии), во втором поколении проявляется у мужчин. Встречается заболевание повсеместно. Во всем мире не более 1 на 10 000 новорожденных.

Симптомы наблюдается с первых лет жизни. Это длительные и трудноостанавливаемые кровотечения после случайных травм. Характерный симптом - крово­излияния в суставы (гемартрозы). Сопровождаются вы­сокой температурой, болезненностью, нарушением под­вижности суставов. Часто отмечается появление крово­течений без видимых причин. Наблюдаются кровотече­ния из десен, носа, почечные кровотечения. Течение бо­лезни отличается периодичностью.

Прогноз в отношении выздоровления неблагоприя­тен, но систематическое лечение дает значительное улучшение состояния.

Дети, больные гемофилией, находятся под постоян­ным диспансерным наблюдением. Лечение проводят в период обострения. Направлено оно на остановку кро­вотечения. В период ремиссии необходимо предупреж­дение кровотечений.


При кровоизлиянии в суставы применяют холод, да­вящую повязку, иммобилизацию конечности.

Для предупреждения кровотечений необходимо со­блюдение определенного режима (избегать больших фи­зических нагрузок и, по возможности, травм).

Ревматизм

Ревматизм распространен среди населения разных стран, в том числе и в нашей республике. В последние годы количество заболеваний ревматизмом снизилось, особенно среди детей (до 1 %). Ревматизмом заболевают главным образом в младшем школьном возрасте. Это об­щее иммунокомплексное заболевание с преимуществен­ным поражением соединительной ткани, которая явля­ется составной частью разных органов. Характеризует­ся хроническим течением, часто бурным началом в виде острого приступа и резко выраженной наклонностью к периодическим обострениям, которые нередко протека­ют скрыто (без выраженных симптомов).

Клинические проявления этого заболевания чрезвы­чайно многообразны. При ревматизме поражаются раз­личные органы и системы, наиболее часто - сердечно­сосудистая и нервная, суставы. Ведущим является по­ражение сердца, в основном и определяющее судьбу больного.

В механизме развития ревматизма в настоящее вре­мя особо выделяют инфекционное начало.

Способствуют развитию ревматизма частые переох­лаждения, переутомление, неполноценное питание, ослабление защитных сил организма различными пато­логиями (особенно инфекцией, травмами), системати­ческая аллергизация организма.

Ревматизм развивается медленно и вначале не дает характерных симптомов. На передний план выступают общие симптомы: слабость, вялость, недомогание, го­ловная боль, часто длительный субфебрилитет (темпера­тура тела 37,0-37,5 °С). Состояние ребенка то улучшает­ся, то ухудшается. Болезнь продолжает вяло развивать­ся и, наконец, может «вспыхивать» яркой симптомати­кой, локальными болями в местах поражения (сердце, суставы и нервная система) и высокой температурой.


Характерны изменения в крови: лейкоцитоз, ускоре­ние СОЭ.

Острый период болезни может заканчиваться ослож­нениями: поражением клапанов сердца, ревматическим полиартритом с деформацией суставов и поражением го­ловного мозга.

За поражением суставов, как правило, следует рев­матическое поражение других органов. Суставы начина­ют болеть, опухают, кожа вокруг них краснеет, темпе­ратура повышается до 38 С и выше. Движения суставов вызывают болезненные ощущения. На этом этапе у больных нарушается чувствительность больной конеч­ности, ребенок не чувствует уколов иглы. При ревматиз­ме характерна «летучесть» поражения: болезнь мигри­рует по суставам, преимущественно поражая наиболее крупные из них (суставы ног).

Поражения сердца чаще проявляются в формирова­нии порока митрального клапана («основного» клапана по нагрузке, перекачивающего, кровь в большом круге кровообращения). Среди всех ревматических осложне­ний частота митральных пороков составляет 60-70 %, частота поражения аортальных клапанов - от 5 до 12 % .

Болезнь характеризуется преимущественно вялым течением с периодическими сезонными обострениями (весна-осень). Протекает хронически, симптоматика за­болевания медленно нарастает, появляются изменения на ЭКГ и рентгенограмме сердца.

По мере увеличения числа перенесенных больным ребенком ревматических атак размеры его сердца посте­пенно увеличиваются во всех направлениях. Дальней­шее поражение клапанов сердца формирует у больного комбинированные пороки сердца.

Ревматическое поражение нервной системы чаще всего проявляется гиперкинезами - непроизвольными сокращениями мышц, особенно лица (непроизвольные гримасы, подмигивания) и верхнего плечевого пояса (пожимание или подергивание плечами, повороты голо­вы в сторону и т.д.). Иногда отмечаются судороги в дру­гих мышцах туловища, но кратковременные и без поте­ри сознания.

Нервная система ослаблена: больные ревматизмом дети отличаются повышенной утомляемостью, несдер-


жанностью, раздражительностью, вспыльчивостью, иногда плаксивостью.

При более глубоком поражении головного мозга воз­можны судорожные припадки с нарушением сознания (чаще сумеречного, «помутненного» сознания). Это сос­тояние известно как ревматическая хорея. Она часто на­зывается «малой», поскольку не дает выраженного большого судорожного припадка, который бывает при эпилепсии.

Малая хорея

Среди ревматических заболеваний нервной системы детей малая хорея занимает значительное место. Малой хореей заболевают чаще дети школьного возраета. Де­вочки болеют чаще, чем мальчики. Важную роль в рев­матическом поражении ЦНС играет стрептококк и та­кие заболевания, как тонзиллит и ангина. Наследствен­ные особенности организма (склонность к судорогам у родителей или заболевание эпилепсией) считают пред­располагающим фактором.

Развитию хореи способствуют другие ревматические формы - ревматический полиартрит, ревматический по­рок сердца.

Хорея почти всегда начинается постепенно и редко -остро. В каждом случае начальными симптомами явля­ются нерезкие насильственные движения и расстройс­тва психики.

Родители и педагог замечают перемены в поведении ребенка: он делается рассеянным, начинает жаловаться на утомляемость и ухудшение памяти. У него появляют­ся непроизвольные движения, которые вначале могут быть локализованы мышцами лица. Вскоре, однако, проявления хореи делаются более отчетливыми и ти­пичными: гиперкинезы, нарушения тонуса и рефлек­сов. У больного ребенка непрерывно или с очень неболь­шими интервалами возникают непроизвольные движе­ния головы, рук, ног, лица, туловища, он не может со­хранять неподвижное положение.

Движения мышц лица имеют характер гримаснича­ния (родители и педагог могут за это наказывать больно­го): ребенок открывает и закрывает глаза и рот, иногда


высовывает язык изо рта. В пальцах рук отмечается приведение и разведение, реже сгибание и разгибание. Когда больной двигается, можно обнаружить несораз­мерность отдельных компонентов двигательного акта. Во время письма почерк бывает неровным (также повод для наказания ребенка).

Наказания и нервное напряжение в ожидании оче­редного, не поддающегося волевому контролю движе­ния, в свою очередь, могут еще более усиливать гипер­кинез. Ребенок в начале болезни скрывает, что эти его движения непроизвольны. Во время еды он расплески­вает суп, поднося его в ложке ко рту; то же самое проис­ходит и во время питья. Больной с трудом сидит за пар­той или на стуле.

Когда ребенок лежит в постели, можно наблюдать также беспрерывные движения локального или общего характера. В тяжелых случаях гиперкинез достигает та­кой степени, что больного словно подбрасывает на посте­ли, он может выпасть из кровати. При выраженных формах хореи наблюдается и расстройство речи: речь де­лается неясной, слова произносятся отрывисто. Сохра­няющиеся при хорее произвольные движения имеют своеобразный характер: они совершаются рывками и не координированы.

В остром периоде заболевания больного госпитали­зируют, затем проводят амбулаторное, санаторное лече­ние и в последующем - наблюдение ревматолога по мес­ту жительства.

Важно для больного хореей полноценное питание с достаточным (по возрасту) количеством витаминов и микроэлементов.

Профилактика заключается в предупреждении ост­рых заболеваний, полноценном и качественном лечении ангин, санации полости рта и ликвидации в организме очагов инфекции (кариозные зубы, хронический тон­зиллит, отит и др.). Важен правильный режим занятий и отдыха ребенка, полноценный сон, разумное оздоров­ление организма и закаливание.

Большое значение имеет правильное отношение к больному ребенку окружающих его взрослых - родите­лей, воспитателей, педагогов. В случае появления


«странностей» в поведении ребенка следует своевремен­но обратиться к врачу.

Для предупреждения обострений и нарастания пато­логии при уже обнаруженном у больного ребенка ревма­тизме важна так называемая вторичная профилактика. Кроме общеукрепляющих процедур (ЛФК, обтирания), она включает бициллинопрофилактику.

Текущая профилактика в виде 10-дневного курса ан­тибиотиков в сочетании с противовоспалительными средствами проводится после перенесенной ангины, обострения тонзиллита, ОРВИ.

Важно оградить ребенка от простудных заболеваний, особенно во время обострения ревматизма - осенью, ран­ней весной, а также летом, от купания в прохладной во­де вскоре после недавней болезни. В это время организм ребенка еще ослаблен и повышена его чувствительность к изменениям температуры внешней среды.

Педагоги-воспитатели не должны забывать о таком заболевании, как хорея. И если у ребенка, болевшего ревматизмом, появляются указанные признаки, его сле­дует не наказывать и бранить, а направить к врачу для лечения. Кроме того, школьники, перенесшие несколь­ко атак ревматизма, имеют право на дополнительный, свободный от школьных занятий день в течение недели (для занятий дома).

11. ЗАБОЛЕВАНИЯ И ГИГИЕНА МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Поражение почек и мочевыводящих путей у детей встречается чаще, чем у взрослых. Объясняется это тем, что у детей имеются особенности сосудистой системы почек и их иннервации.

Почки ребенка особенно богаты кровеносными сосу­дами и содержат большее количество крови, чем у взрос­лого, которая к тому же быстрее циркулирует по сосу­дам. В почках фильтруется около 20 % протекающей че­рез них плазмы крови.

Функциональная деятельность почек у детей более интенсивная, чем у взрослых. Почечные лоханки и

15. Зак. 113. 225


Значительная роль в предупреждении некоторых неврозов, особенно неврастении, принадлежит психоги­гиене умственного труда школьников (подбор индивиду­альной нагрузки, режима труда и отдыха, нормального сна), борьбе с интеллектуальными перегрузками.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.