ЗАБОЛЕВАНИЯ И ГИГИЕНА ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Актуальной проблемой являются нарушения зрения у детей. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей, во многом зависит не только от медицинских работников, родителей, но и от воспитателей детского дошкольного учреждения. Поэтому воспитатель должен иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения и знать круг необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, направленных на профилактику нарушений зрения. Следует учитывать, что глаз - не изолированный орган, а часть единой системы - организма, поэтому заболевания органа зрения неотделимы от состояния других органов и систем. Частые инфекционные заболевания, хронические заболевания, нерациональное питание, отклонения в физическом развитии и т.д. - факторы, нарушающие рост и развитие органа зрения. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ Среди патологии органа зрения наиболее часто встречаются нарушения рефракции - дальнозоркость (гиперметропия) и близорукость (миопия). Рефракцией называется способность оптических сред глаза преломлять лучи, идущие от рассматриваемого объекта. При нормальной рефракции преломляющая сила оптических сред глаза соответствует передне-заднему его размеру, в результате чего изображение фокусируется на сетчатой оболочке. Для дальнозоркости характерны слабая преломляющая сила оптических сред глаза или меньший размер глазного яблока, вследствие чего лучи света, отраженные от удаленных либо от расположенных вблизи предметов, после преломления в роговице и хрусталике фокусируется не на сетчатке, а позади нее. В таких случаях на сетчатке проецируется не точка, а круг светорассеяния, и изображение рассматриваемого объекта расплывается. Чтобы хорошо видеть, нужно пользоваться очками с собирающими сферическими линзами. Близорукость характеризуется тем, что лучи света, отраженные от удаленных предметов, вследствие высокой преломляющей силы оптических сред и удлинения передне-заднего размера глазного яблока, фокусируется не на сетчатке, а перед ней. В этом случае следует пользоваться очками с рассеивающими сферическими линзами. Встречается такая разновидность рефракции, когда в одном глазу сочетаются два из трех преломляющих свойств оптической системы глаза (дальнозоркость, близорукость, эмметропия) или разные степени одного из этих свойств. Такое состояние рефракции называется астигматизмом. Как правило, здоровый ребенок рождается дальнозорким. По мере его роста и развития растут и глазные яблоки, при этом степень дальнозоркости уменьшается, и к 9-10 годам глаза ребенка становятся эмметропичес-кими, или соразмерными. Среди детей, поступающих в первый класс, уже 4 % имеют близорукость. Это самый распространенный дефект зрения. О причинах и происхождении близорукости существует множество разноречивых мнений, кото-
6. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ БЛЮД (г/мл)
Рис. 5.1. Упражнения активной и пассивной гимнастики: а - «положение пловца» - активное упражнение, основанное на шейном рефлексе; б - присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону, либо самостоятельно, с фиксацией коленей; а - присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону, либо с фиксацией колепей; г - ребенок учится держаться за кольца; д - активное упражнение «прыжок»; е - ползание, пассивное упражнение, переходящее в активное 5. Зак. 113. 65 Таким образом, функциональная готовность ребенка к школьным занятиям (школьная зрелость) является важной общей проблемой возрастной физиологии, психологии, педагогики и гигиены. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|