Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО



КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

При организации медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях врач или медицинская сес­тра детского сада должны, прежде всего, познакомиться с планом работы воспитателя. Они выясняют отвечает ли содержание занятий требованиям программы физическо­го воспитания детей; учитывается ли возраст и уровень физической подготовленности детей; выполняются ли ос­новные физиологические принципы: динамичность физи­ческих упражнений, равномерное распределение физи­ческой нагрузки на мышцы, использование разных исход­ных положений, контроль за правильным дыханием.

Медико-педагогический контроль включает в себя также:

- проведение медицинского обследования состояния здоровья, физического развития детей и определение на основе этого мер по его улучшению;

- организацию медико-педагогических наблюдений за методикой проведения процесса физического воспи­тания, за физиологической реакцией детей, соответс­твием нагрузки возрастным возможностям;

- санитарно-педагогический надзор за местами про­ведения физкультурных занятий, утренней гимнасти­ки, подвижных игр, спортивных развлечений, закали­вающих мероприятий; за гигиеническим состоянием физкультурного оборудования, пособий, одежды, обуви занимающихся и т.п.;

- определение степени утомления занимающихся по внешним признакам.


 


Контроль интенсивности двигательной активнос­ти. При нормировании физической нагрузки, которую получают дети на физкультурном занятии, ориентиру­ются на частоту сердечных сокращений. При правиль­ном распределении нагрузки пульс увеличивается на 15-20 % во вводной части занятия, на 40-70 % - в кон­це основной (пик нагрузки). К концу занятия пульс дол­жен вернуться почти к исходной величине. Если на про­тяжении 3 мин после пика нагрузки пульс не восстано­вился, нагрузка считается завышенной, вредной для ор­ганизма. В свою очередь низкие нагрузки не дают оздо­ровительного эффекта. Тренирующая направленность физкультурных занятий достигается при среднем уровне частоты сердечных сокращений 140-160 ударов в мин у детей 3-4 лет и 160-180 ударов в мин у детей 6-7 лет.

В зависимости от содержания занятий, формы орга­низации и методики проведения можно получить разно­го типа физиологические кривые с одним или несколь­кими пиками. Но так как адаптационные механизмы детей дошкольного возраста еще несовершенны, при проведении физкультурных занятий необходимо избе­гать резких увеличений или уменьшений физической нагрузки.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Выделяют три степени утомления: небольшое, значительное и сильное (табл. 5.1). Небольшая степень утомления - вполне до­пустимая реакция организма на физическую нагрузку. При допустимой степени утомления наблюдается не­большое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание ровное, слегка учащенное, движения бодрые, общее самочувствие хорошее. При значительном утом­лении признаки резко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, общее выступание пота на коже, дыхание частое, поверхностное, могут быть одышка, дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, рвота. В данном случае необходимо исключить из заня­тий сложные упражнения, ограничить нагрузку, увели­чить отдых, так как данная нагрузка не соответствует уровню физической подготовленности ребенка.

Контроль времени двигательной активности. Оценку двигательной активности детей на занятии мож-


но провести путем вычисления его общей и моторной плотности. Общая плотность времени занятия представ­ляет собой отношение полезного времени к общей про­должительности всего времени занятия, выраженное в процентах. Она должна составлять не менее 80-95 %.


полезное время
хЮО.

Общая плотность =

продолжительность занятия

Моторная плотность характеризуется отношением времени, которое затрачено ребенком на выполнение уп­ражнений, ко всему времени занятия, выраженному в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 60-85 %.


Определение степени утомления


Таблица 5.1


 
 


 

Признаки Признаки выраженности утомления
утомления      
небольшая значительная сильная
Изменение незначительное значительное сильное
окраски кожи покраснение покраснение покраснение
лица     (побледнение, синюшность)
Потливость незначительная большая (выше обильное
    пояса) (ниже пояса)
Дыхание учащенное значительно очень учащенное,
    учащенное поверхностное, беспорядочное (одышка)
Движения не нарушены неуверенные, резкое
    покачивание покачивание
    туловища туловища, нарушение координации движений
Внимание нормальное неточное замедленное
    выполнение выполнение
    задании заданий
Самочувствие хорошее жалобы на сильная усталость,
    усталость боль в мышцах, головная боль, чувство жжения в груди, тошнота

., время движении

Моторная плотность = —---------------------------- — х 100

общее время занятии

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудова­ния, спортивной одежды и обуви. Эффективность физ­культурного занятия зависит не только от правильного его построения, но и от соответствующих гигиенических и санитарных условий, в которых оно проводится. Мак­симальный оздоровительный эффект достигается при проведении занятий на воздухе. В зимний период физи­ческие упражнения выполняются на воздухе при темпе­ратуре не ниже -12...-15 С. Летом максимальную часть времени дети проводят на воздухе.

Для занятия дети переодеваются в спортивную фор­му. Она должна быть свободной, легкой, чистой. Для за­нятий в спортивном зале - трусы, спортивная майка, та­почки на резиновой подошве. Если пол в зале подогрева­ется, здоровым детям рекомендуется заниматься боси­ком. Для занятий на воздухе в холодный период года не­обходимы трикотажная фуфайка с длинными рукава­ми, колготы, спортивный костюм, носки, кеды, шерстя­ная шапочка, варежки.

Температура воздуха в спортивном зале должна быть +18 °С, относительная влажность - 40-55 % . Осве­щение зала - 200 лк на уровне 0,5 м от пола. Освети­тельная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.

Влажная уборка помещений проводится перед каж­дым занятием няней той группы, которая будет зани­маться в зале.

Профилактика травматизма. О ней обязан пом­нить воспитатель во время проведения каждого заня­тия. Профилактика травматизма не должна ограничи­ваться только контролем за страховкой и ее правильнос­тью. Необходимо еще учитывать подготовку мест заня­тий, исключить нарушения методических правил веде­ния занятия, его подготовительной части. Надо обучать детей технике приземления, падения, не допускать к за­нятиям детей после болезни без медицинского освиде­тельствования, контролировать соблюдение ими правил личной гигиены.


Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания должна проводиться с детьми, воспитателями, родителями. Необходимы врачебные назначения физических упражнений и нагрузок в зави­симости от состояния здоровья детей и их заболеваний.

Формы физического воспитания в режиме дня дет­ского дошкольного учреждения следующие.

1. Физкультурные занятия проводят ежедневно: 2-3 раза в неделю в гимнастическом зале, остальные -на открытом воздухе.

2. Утренняя гимнастика.

3. Физические упражнения после дневного сна в со­четании с воздушной ванной.

4. Физкультурные нагрузки на общеобразователь­ных занятиях.

5. Физкультурные праздники и дни здоровья.
Учет работы детских учреждений по закаливанию

детей. Анализ и оценка состояния физического воспи­тания в дошкольных учреждениях являются одним из важных направлений инспекторского контроля. Следу­ет помнить, что главное внимание при инспектировании обращается на результат работы по улучшению здоро­вья, физического и двигательного развития детей.

Показатели эффективности работы по результатам за год (для самоанализа) следующие.

1. Улучшение здоровья детей по сравнению с исход­ными данными (сравниваются исходные и конечные по­казатели: состояние внутренних систем и органов каж­дого ребенка; количество часто болеющих детей, а так­же частота и продолжительность болезни в каждом слу­чае в каждой возрастной группе).

2. Увеличение к концу года числа детей с гармоничес­ким физическим развитием, количественное уменьшение отклонений в физическом развитии воспитанников.

3. Организация оптимального двигательного режи­ма в группе, результаты работы с детьми более подвиж­ными и менее подвижными.

4. Результаты коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в двигательном развитии.

5. Психологический климат в группе.

6. Обеспечение индивидуального подхода при осу­ществлении режимных моментов.


 


7. Поддержание нормальных эколого-гигиеничес-ких условий в группе.

8. Создание щадящего режима для группы часто бо­леющих детей.

9. Совершенствование системы закаливания.

10. Улучшение физкультурно-игровой среды в груп­пе и на участке.

11. Участие родителей в физкультурных мероприя­тиях, проводимых в детском саду, повышение у них ин­тереса к закаливанию, развитию у детей двигательных умений и т.д.

12. Повышение педагогом профессионального мас­терства: овладение теорией физического воспитания, обеспечение эффективности физкультурных мероприя­тий, использование в процессе работы с детьми элемен­тов эксперимента, поиск наиболее результативных ме­тодик работы и т.д.

Показатели эффективности физкультурных занятий:

- оптимальность физической нагрузки;

- моторная плотность (в пределах 60-80 %);

- овладение детьми программными материалами занятия;

- разностороннее развитие детей;

- психологический комфорт в группе, тактичность и доброжелательность воспитателя в общении с детьми.

Учет работы детских учреждений по закаливанию детей проводится по следующим отчетным документам:

- перспективный план коррекционно-профилакти-ческой работы на год (диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей);

- план-система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе;

- календарный план работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.