ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ При организации медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях врач или медицинская сестра детского сада должны, прежде всего, познакомиться с планом работы воспитателя. Они выясняют отвечает ли содержание занятий требованиям программы физического воспитания детей; учитывается ли возраст и уровень физической подготовленности детей; выполняются ли основные физиологические принципы: динамичность физических упражнений, равномерное распределение физической нагрузки на мышцы, использование разных исходных положений, контроль за правильным дыханием. Медико-педагогический контроль включает в себя также: - проведение медицинского обследования состояния здоровья, физического развития детей и определение на основе этого мер по его улучшению; - организацию медико-педагогических наблюдений за методикой проведения процесса физического воспитания, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки возрастным возможностям; - санитарно-педагогический надзор за местами проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений, закаливающих мероприятий; за гигиеническим состоянием физкультурного оборудования, пособий, одежды, обуви занимающихся и т.п.; - определение степени утомления занимающихся по внешним признакам.
Контроль интенсивности двигательной активности. При нормировании физической нагрузки, которую получают дети на физкультурном занятии, ориентируются на частоту сердечных сокращений. При правильном распределении нагрузки пульс увеличивается на 15-20 % во вводной части занятия, на 40-70 % - в конце основной (пик нагрузки). К концу занятия пульс должен вернуться почти к исходной величине. Если на протяжении 3 мин после пика нагрузки пульс не восстановился, нагрузка считается завышенной, вредной для организма. В свою очередь низкие нагрузки не дают оздоровительного эффекта. Тренирующая направленность физкультурных занятий достигается при среднем уровне частоты сердечных сокращений 140-160 ударов в мин у детей 3-4 лет и 160-180 ударов в мин у детей 6-7 лет. В зависимости от содержания занятий, формы организации и методики проведения можно получить разного типа физиологические кривые с одним или несколькими пиками. Но так как адаптационные механизмы детей дошкольного возраста еще несовершенны, при проведении физкультурных занятий необходимо избегать резких увеличений или уменьшений физической нагрузки. О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Выделяют три степени утомления: небольшое, значительное и сильное (табл. 5.1). Небольшая степень утомления - вполне допустимая реакция организма на физическую нагрузку. При допустимой степени утомления наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание ровное, слегка учащенное, движения бодрые, общее самочувствие хорошее. При значительном утомлении признаки резко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, общее выступание пота на коже, дыхание частое, поверхностное, могут быть одышка, дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, рвота. В данном случае необходимо исключить из занятий сложные упражнения, ограничить нагрузку, увеличить отдых, так как данная нагрузка не соответствует уровню физической подготовленности ребенка. Контроль времени двигательной активности. Оценку двигательной активности детей на занятии мож- но провести путем вычисления его общей и моторной плотности. Общая плотность времени занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего времени занятия, выраженное в процентах. Она должна составлять не менее 80-95 %.
Общая плотность = продолжительность занятия Моторная плотность характеризуется отношением времени, которое затрачено ребенком на выполнение упражнений, ко всему времени занятия, выраженному в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 60-85 %. Определение степени утомления Таблица 5.1
., время движении Моторная плотность = —---------------------------- — х 100 общее время занятии Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви. Эффективность физкультурного занятия зависит не только от правильного его построения, но и от соответствующих гигиенических и санитарных условий, в которых оно проводится. Максимальный оздоровительный эффект достигается при проведении занятий на воздухе. В зимний период физические упражнения выполняются на воздухе при температуре не ниже -12...-15 С. Летом максимальную часть времени дети проводят на воздухе. Для занятия дети переодеваются в спортивную форму. Она должна быть свободной, легкой, чистой. Для занятий в спортивном зале - трусы, спортивная майка, тапочки на резиновой подошве. Если пол в зале подогревается, здоровым детям рекомендуется заниматься босиком. Для занятий на воздухе в холодный период года необходимы трикотажная фуфайка с длинными рукавами, колготы, спортивный костюм, носки, кеды, шерстяная шапочка, варежки. Температура воздуха в спортивном зале должна быть +18 °С, относительная влажность - 40-55 % . Освещение зала - 200 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Влажная уборка помещений проводится перед каждым занятием няней той группы, которая будет заниматься в зале. Профилактика травматизма. О ней обязан помнить воспитатель во время проведения каждого занятия. Профилактика травматизма не должна ограничиваться только контролем за страховкой и ее правильностью. Необходимо еще учитывать подготовку мест занятий, исключить нарушения методических правил ведения занятия, его подготовительной части. Надо обучать детей технике приземления, падения, не допускать к занятиям детей после болезни без медицинского освидетельствования, контролировать соблюдение ими правил личной гигиены. Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания должна проводиться с детьми, воспитателями, родителями. Необходимы врачебные назначения физических упражнений и нагрузок в зависимости от состояния здоровья детей и их заболеваний. Формы физического воспитания в режиме дня детского дошкольного учреждения следующие. 1. Физкультурные занятия проводят ежедневно: 2-3 раза в неделю в гимнастическом зале, остальные -на открытом воздухе. 2. Утренняя гимнастика. 3. Физические упражнения после дневного сна в сочетании с воздушной ванной. 4. Физкультурные нагрузки на общеобразовательных занятиях. 5. Физкультурные праздники и дни здоровья. детей. Анализ и оценка состояния физического воспитания в дошкольных учреждениях являются одним из важных направлений инспекторского контроля. Следует помнить, что главное внимание при инспектировании обращается на результат работы по улучшению здоровья, физического и двигательного развития детей. Показатели эффективности работы по результатам за год (для самоанализа) следующие. 1. Улучшение здоровья детей по сравнению с исходными данными (сравниваются исходные и конечные показатели: состояние внутренних систем и органов каждого ребенка; количество часто болеющих детей, а также частота и продолжительность болезни в каждом случае в каждой возрастной группе). 2. Увеличение к концу года числа детей с гармоническим физическим развитием, количественное уменьшение отклонений в физическом развитии воспитанников. 3. Организация оптимального двигательного режима в группе, результаты работы с детьми более подвижными и менее подвижными. 4. Результаты коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в двигательном развитии. 5. Психологический климат в группе. 6. Обеспечение индивидуального подхода при осуществлении режимных моментов.
7. Поддержание нормальных эколого-гигиеничес-ких условий в группе. 8. Создание щадящего режима для группы часто болеющих детей. 9. Совершенствование системы закаливания. 10. Улучшение физкультурно-игровой среды в группе и на участке. 11. Участие родителей в физкультурных мероприятиях, проводимых в детском саду, повышение у них интереса к закаливанию, развитию у детей двигательных умений и т.д. 12. Повышение педагогом профессионального мастерства: овладение теорией физического воспитания, обеспечение эффективности физкультурных мероприятий, использование в процессе работы с детьми элементов эксперимента, поиск наиболее результативных методик работы и т.д. Показатели эффективности физкультурных занятий: - оптимальность физической нагрузки; - моторная плотность (в пределах 60-80 %); - овладение детьми программными материалами занятия; - разностороннее развитие детей; - психологический комфорт в группе, тактичность и доброжелательность воспитателя в общении с детьми. Учет работы детских учреждений по закаливанию детей проводится по следующим отчетным документам: - перспективный план коррекционно-профилакти-ческой работы на год (диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей); - план-система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе; - календарный план работы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|