Разработка и применение систем рейтинговых оценок деловой репутации на основе социально ответственного поведения
Корпоративный имидж и деловая репутация год от года приобретают все большее значение. Это существенная, а порой и основная часть стоимости бизнеса. Именно имидж и репутация во многом определяют возможности привлечения денежных средств, построения деловых связей, поиска стратегических инвесторов, влияют на отношение компании с местным сообществом и властными структурами. Деловая репутация компании – это неоднозначное явление. Ее по-разному понимают не только в разных странах и отраслях, но и разные социальные группы. Поскольку деловая репутация представляет собой актив компании, то, естественно, ею можно управлять. И как любой актив она нуждается в оценке. На Западе весьма популярны рейтинги деловой репутации. Журнал деловой репутацииo Fortune ежегодно публикует список наиболее уважаемых компаний США America’s most admired companies[67], а британская газета Financial Times составляет мировой рейтинг World’s most respected companies. Необходимо отметить, что в российской практике общепринятые количественные критерии не распространены. Оценка репутации дается на уровне ощущений и субъективных мнений. Хотя в условиях развитого фондового рынка отработаны разные методы оценки репутации. В рамках анализа подходов к оценке эффективности процесса формирования корпоративного имиджа и деловой репутации на основе управления социальной ответственностью важным представляется анализ и оценка социальной деятельности компании, информация о которой обычно представляется в виде индексов[68], позволяющих превратить общественное мнение, в данном случае о соответствии компании этическим, социальным и т.п. требованиям, в определенный показатель. В мировой практике социальные индексы делят на фондовые и нефондовые. Назначение социальных фондовых индексов (DSI400, FTSE 4 Good, Dow Jones Sustainability Index, NASDAQ Social Index) – обеспечить принятие решений в рамках социально-ответственного инвестирования. Нефондовые индексы (CPI, Social Index (SI) Датского министерства социальной политики) используется для сравнительного позиционирования и основываются на оценке деятельности компании различными группами заинтересованных сторон. Для расчета индексов используется как публичная, так и внутренняя информация о компании, проводятся опросы среди всех заинтересованных сторон. Такие рейтинги основаны на принципе влияния компании на положение всех заинтересованных сторон, в т.ч. на окружающую среду. Основные направления и показатели, используемые для оценки репутации компании и расчета индексов социальной ответственности, представлены на рис.8.
Рисунок 8 - Основные направления оценки репутации компании на основе КСО Учет мнения потребителей, с одной стороны, -это определение степени развития условий, обеспечивающих узнаваемость компании. Это совокупность показателей, характеризующих состояние имидж-рекламы, развитие индивидуальности компании, коммуникации, в т.ч. информационная открытость. С другой стороны, должна определяться социальная ценность продукции: ее вклад в состояние здоровья человека, в рост благосостояния населения, обеспечивающая равный доступ к необходимым ресурсам жизнедеятельности (вода, пища, жилье, здравоохранение и т.п.). Учет интересов деловых партнеров определяется уровнем корпоративной культуры и осуществлением политики в отношении заинтересованных сторон, а также качеством корпоративного управления компании, его соответствия международным стандартам. Соблюдение этических норм предполагает не только применение их на практике самой компанией, но и требования к деловым партнерам придерживаться аналогичных этических норм. Уважающая себя современная компания не эксплуатирует детский труд, не использует некачественные пищевые добавки, не способствует развитию коррупции и те же требования предъявляет своим партнерам по бизнесу. Отношения с работниками: здесь важными представляются показатели, характеризующие условия труда и его оплату, обеспечение безопасности на рабочем месте, обеспечение финансовых и социальных гарантий, развитие профессиональных навыков сотрудников, повышение их квалификации (уровень инвестиций в человеческий капитал). Отношение с властными структурами и местным сообществом предполагают, прежде всего, полную уплату налогов и отказ от развития особого отношения с чиновниками. Это также социальный вклад компании в развитие местных сообществ, социальные инвестиции, участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ (пожертвования, волонтерство, и т.п.). В отличие от западных стран в российской действительности только делаются первые попытки создания соответствующих рейтингов. Одним из первых шагов в данном направлении стало исследование репутации компаний Северо-Запада России, проведенное в 2003 году[69], в рамках которого был подготовлен список компаний, разбитых на пять групп по сферам бизнеса, определяющим основу региональной экономики: пищевая промышленность, машиностроение, сырьевой и финансовый сектора, строительство. В рамках каждой из упомянутых отраслей было отобрано от 10 до 20 компаний, крупнейших по обороту за 2002 год. Вошедшие в выборку компании оценивались экспертами по степени их ответственности перед государством, потребителями, деловыми партнерами, персоналом и акционерами по шкале от значений от 1 до 10. Максимальный балл соответствовал максимальной ответственности. Результаты данного исследования, с одной стороны, продемонстрировали как достаточно высокий уровень социальной ответственности компаний по отношению к каждой из заинтересованных сторон, так и сбалансированность данных отношений в целом. С другой стороны, они могут свидетельствовать об отсутствии у компаний продуманной политики в выстраивании отношений с различными группами контрагентов, понимания ими значения деловой репутации и позитивного имиджа для позиционирования на рынке. Журнал «Эксперт» составляет рейтинги репутации российских компаний с 1997 года. Эти исследования основаны на экспертных опросах. Уральские компании присутствуют и в рейтингах крупнейших российских компаний «Эксперт-400», и в рейтингах репутации, составляемых журналом «Эксперт». Однако был проведен отдельный рейтинг уральских компаний, поскольку на Урале сосредоточены известные промышленные предприятия, банки. Урал - привлекательный регион для инвестиций. Но компании, обладающие хорошей репутацией в регионе, далеко не всегда известны за его пределами. Исследование охватило десять субъектов федерации Большого Урала: Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Курганскую, Пермскую, Оренбургскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Башкирию и Удмуртию. В рейтинг включались только значительные и известные в своих отраслях компании. В данном исследовании под деловой репутацией принималось мнение не потребителей, а деловых партеров, потенциальныхинвесторов и кредиторов: именно эта составляющая репутации, по мнению экспертов, играла главную роль в развитии уральских компаний. Конечно, можно считать, что данное исследование деловой репутации грозит определенной однобокостью. Ведь учитывается практически лишь одно из направлений развития деловой репутации компании. Тем не менее, оно интересно с позиции определения удельного веса различных составляющих в формировании общей стратегии. Большой интерес представляют рейтинги Ассоциации менеджеров. Например, совместный проект Ассоциации менеджеров и журнала «Карьера» - рейтинг лучших работодателей, осуществленный в несколько этапов. С 2001 г. Ассоциацией Менеджеров проводятся рейтинги профессиональной репутации российских менеджеров. Как известно, деловая репутация компании во многом определяется деловыми и профессиональными качествами ее лидера. Рейтинг Ассоциации Менеджеров «ТОП-1000 российских менеджеров» является инструментом объективной оценки профессиональной репутации ведущих российских менеджеров высшего эшелона. Рейтинг подводит итоги работы за год и выявляет наиболее профессиональных управленцев России, лидеров в своих отраслях и функциональных направлениях. Рейтинг адресован как представителям бизнес-сообщества, так и другим заинтересованным лицам. Рейтинг активно используется деловыми и специализированными СМИ, а также отечественными и западными инвесторами. Рейтинг основан на простой и прозрачной методологии. В ее основе лежит принцип «лучшие выбирают лучших», позволяющий получить максимально объективную оценку профессиональной репутации менеджера. Важной особенностью рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» является глубокая проработка всех этапов подготовки и реализации этого исследования. Итоговые таблицы рейтингов публикуются на страницах партнера проекта ежедневной газеты «КоммерсантЪ» и на сайте Ассоциации Менеджеров. Есть попытки оценки реализации концепции КСО в России и определения ее влияния на деловую репутацию. В частности, исследование использования индексов социальной ответственности в условиях российской действительности было осуществлено в 2004 году Ассоциацией менеджеров России и представлено в первом Докладе о социальных инвестициях в России. В данной работе использовались несколько видов количественных и качественных индексов социальных инвестиций. В соответствии с используемой исследователями методикой измерения было выделено три разновидности количественного индекса социальных инвестиций российского бизнеса: - Индекс удельных социальных инвестиций IL, представляющий собой величину социальных инвестиций российских компаний приходящуюся на 1 работника (в рублях). - Отношение (доля) социальных инвестиций российских компаний к суммарному объему их продаж IS (в процентах). - Отношение (доля) социальных инвестиций компаний к суммарному объему их прибылей (до налогообложения) IP (в процентах). Все три разновидности количественного индекса социальных инвестиций не является нормируемым и могут принимать любые положительные значения. Большая величина индекса соответствует более высокой социальной активности компании. В отличие от количественного индекса социальных инвестиций, который создает картину масштаба явления, качественный индекс социальных инвестиций призван оценить степень комплексности и полноты такого явления, как корпоративная социальная ответственность. В настоящее время не существует единых стандартов для оценки степени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных программ. Поэтому в проведенном исследовании использовались три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее адекватно характеризующих современный этап развития российских компаний (см. табл. 7.) Таблица 7 - Показатели качественного индекса социальных инвестиций
С учетом выделенных показателей можно сформировать следующие виды качественного индекса социальных инвестиций: - Качественный индекс социальных инвестиций для i-ой компании IK(i), показывающий уровень комплексности социальной деятельности компании (в процентах). - Качественный индекс социальных инвестиций для j-oгo признака IK(j), показывающий степень присутствия данного качественного признака в выборке компаний-респондентов (в процентах). - Общий качественный индекс социальных инвестиций IK, показывающий уровень комплексности социальной деятельности исследуемой компании (в процентах). Все три разновидности качественного индекс социальных инвестиций пронормированы и могут принимать значения от 0% до 100%. Чем больше значение индекса, тем более целостной и комплексной является социальная политика компании. Разработка рейтинговой системы оценки деловой репутации компании предполагает определение набора показателей, позволяющих произвести ее адекватную оценку с позиций различных групп заинтересованных сторон. Деловая репутация современной компании строится на основе ее социально-ответственного поведения. Это указывает на необходимость использования показателей оценки эффективности управления данными областями деятельности в компании в комплексе. Рейтинг деловой репутации является своего рода инструментом качественной оценки состояния управления в компании, прежде всего, ее социальной ответственности. Для целей разработки методики определения рейтинга деловой репутации, характеризующего эффективность управления в компании, в т.ч. социальной ответственностью, можно выделить следующие основные группы показателей, которым нужно присвоить определенный удельный вес: 1. это учет мнения потребителей, узнаваемость компании на рынке; 2. уровень корпоративной культуры и осуществление политики в отношении заинтересованных сторон; 3. качество управления корпоративной социальной ответственностью и социальные инвестиции. В целом, алгоритм разработки и применения методики рейтинговой оценки деловой репутации можно представить следующим образом (см. рис. 9):
Рисунок 9- Алгоритм разработки и применения методики рейтинговой оценки деловой репутации
Определив основные направления и группы показателей, характеризующих деловую репутацию компании, рассмотрим более подробно компоненты, которые составляют основу каждой из представленных групп. Начнем с учета мнения потребителей и узнаваемости компании на рынке. Данная группа включает показатели, характеризующие имидж компании, степень развития условий, обеспечивающих ее узнаваемость. Для анализа положительного имиджа у потребителя выделим несколько областей, в рамках которых желательно провести анализ показателей (см. табл. 8). Таблица 8 - Направления анализа и оценки деловой репутации компании у потребителей
Уровень корпоративной культуры и осуществление политики в отношении заинтересованных сторон. Данная группа включает показатели, характеризующие уровень корпоративной культуры, соблюдение этических норм поведения менеджмента, а также реализуемой компанией политики в отношении своих работников, деловых партнеров, акционеров (инвесторов) государства и общества (см. табл. 9). Таблица 9 - Направления анализа и оценки уровня корпоративной культуры компании
Охарактеризуем некоторые из них. Такой критерий как стабильность показывает, что превыше всего ценится в организации – стабильность, надежность или постоянные изменения, стремление к развитию. Агрессивность определяет, до какой степени поощряется стремление людей соперничать и конкурировать как внутри организации, так и за ее пределами. Результативность показывает ориентацию на результаты, высокую степень концентрации на конечных результатах работы. Ориентация на людей показывает, что компания в большей степени концентрирует внимание на работниках, на их удовлетворенности и развитии. С этим связана и мотивация. Труд работников своевременно оценивается, вознаграждается. При этом изучаются и учитываются индивидуальные потребности работников, ясно формулируются цели и задания, задачи, стоящие перед компанией обсуждаются с исполнителями. Представляет интерес и открытость организации – внимательное изучение происходящих изменений, использование прогрессивного опыта. Политика компании в отношении заинтересованных сторон также включает показатели реализуемой компанией политики в отношении работников компании, деловых партнеров компании, акционеров, государства и общества. При оценке реализуемой компанией политики в отношении персонала выделяется несколько областей, в рамках которых проводится анализ показателей по направлениям, представленным в таблице 10. Таблица 10 -Направления анализа и оценки реализуемой компанией политики в отношении своих работников
Оценку политики компании в отношении деловых партнеров можно проводить в соответствии с направлениями, представленными в табл. 11. Таблица 11 - Направления анализа и оценки реализуемой компанией политики в отношении деловых партнеров
К числу заинтересованных сторон относятся и акционеры (собственники) и инвесторы. Анализ политики компании в отношении этой группы сторон предполагает оценку соблюдения компанией прав акционеров, риски нарушения данных прав, принятие компанией дополнительных обязательств по защите прав акционеров, а также оценку деятельности органов корпоративного управления и контроля (см. табл. 12). Таблица 12 - Направления анализа и оценки реализуемой компанией политики в отношении акционеров (собственников) и инвесторов
И, наконец, представляется необходимым анализ политики компании в отношении государства и общества, основные направления которого рассмотрены в таблице 13. Таблица 13 - Направление анализа и оценки реализуемой компанией политики в отношении государства и общества
Следующей группой показателей, представляющей важность и актуальность в данной методике рейтинга деловой репутации, является определение качества управления корпоративной социальной ответственностью и социальные инвестиции. Можно предположить, что анализ деятельности органов управления корпоративной социальной ответственностью предполагает оценку нормативного обеспечения процесса управления социальной ответственностью, структуры управления КСО, наличия и уровня программ обучения в области социальной ответственности, количество и типы реализуемых социальных программ, а также процедур доведения до сведения заинтересованных сторон результатов реализации социальных программ компании. В данном случае выделяются соответствующие направления оценки, которые представлены в таблице 14. Таблица 14 - Направления анализа и оценки управления корпоративной социальной ответственностью
Чтобы оценить социальные инвестиции, осуществляемые данной компанией, необходимо использовать количественные и качественные индексы социальных инвестиций, отражающих масштаб и степень комплексности реализуемой компанией политики в области корпоративной социальной ответственности (табл. 15). Таблица 15 - Направления анализа и оценки на основе индексов социальных инвестиций
Представленные выше показатели оценки эффективности управления деловой репутации компании на основе корпоративной социальной ответственности, а также полученные в ходе исследования выводы и обобщения использовались автором при разработке методики определения рейтинга деловой репутации компании. Предлагаемый рейтинг деловой репутации компании представляет собой качественную оценку состояния системы управления процессом формирования корпоративного имиджа и деловой репутации в российских компаниях и компаниях, действующих на территории РФ. Использование рейтинга деловой репутации позволяет увидеть реальное положение дел в области управления процессом формирования корпоративного имиджа, определить уровень корпоративной культуры, а также выявить проблемы, с которыми могут столкнуться различные заинтересованные стороны при взаимодействии с компанией. Заинтересованные в деятельности компании стороны, используя рейтинг деловой репутации, получают инструмент, позволяющий оценить состояние реализуемой корпоративной политики в отношении потребителей, акционеров, инвесторов, деловых партнеров, государства, общества. Анализ интеграции процессов формирования корпоративного имиджа и реализации концепции корпоративной социальной ответственности позволяет дать адекватную оценку управленческой деятельности компании, возможностей ее позиционирования на рынке. Для самих компаний рейтинг является системой показателей, используя которую топ-менеджмент может оценить условия и факторы формирования корпоративного имиджа и деловой репутации социально-ответственной компании, определить пути их улучшения. Методика рейтинга деловой репутации компаний включает ряд составляющих, обеспечивающих релевантность проводимой оценки эффективности управления процессом формирования корпоративного имиджа и деловой репутации, это: 1. источники информации; 2. основные группы показателей рейтинга; 3. представление результатов оценки. Оценка эффективности управления процессом формирования корпоративного имиджа и деловой репутации компании основана, прежде всего, на использовании открытой информации, которая может предоставляться в обязательном и добровольном порядке. В данном случае в качестве источников могут использоваться: - официальный Интернет-сайт компании; - годовой отчет; - ежеквартальная отчетность (для акционерных обществ); - годовой социальный отчет; - новостные ленты информационных агентств и регулирующих органов; - годовая финансовая отчетность компании; - внутренняя документация компании (Положения, Устав, Кодексы корпоративного поведения, этики и т.п.); - данные различных рейтинговых агентств. Для сбора информации можно использовать специально разработанные анкеты, в которых будут поставлены вопросы в соответствии с проводимым исследованием. Анкета заполняется специалистами компании, заверяется высшим руководством. Основные группы показателей рейтинга деловой репутации были уже охарактеризованы, теперь им нужно дать определенный удельный вес в итоговом значении рейтинга. Если исходить из 500-балльной системы оценки, то это будет выглядеть следующим образом: 1. Учет мнения потребителей, узнаваемость компании на рынке – максимальное количество баллов по данной группе показателей – 25% баллов; 2. Уровень корпоративной культуры и осуществление политики в отношении заинтересованных сторон – 40% баллов; 3. Качество управления корпоративной социальной ответственностью и социальные инвестиции – 35% баллов. Представление результатов оценки имеет определенные сложности, поскольку в методике используется более 100 показателей, которые распределены в соответствии с выделенными группами (см. табл. 16). Таблица 16 - Основные группы показателей рейтинга деловой репутации
В зависимости от качества реализуемой политики в области управления процессом формирования корпоративного имиджа и деловой репутации на основании полученного удельного числового показателя компания относится к одному из соответствующих классов[70] (см. табл. 17). Таблица 17 - Шкала рейтинга деловой репутации
К классам А (ААА, АА, А) относятся компании с высокой деловой репутацией, имеющие позитивный имидж, обеспечивающие на практике узнаваемость компании, отношения с заинтересованными сторонами строятся на соблюдении этических норм и высокого уровня корпоративного управления. Компании данного класса проводят активную и сбалансированную политику в области корпоративной социальной ответственности, их узнаваемость обеспечивается в т.ч. за счет спонсорской и благотворительной деятельности. К классам В (ВВВ, ВВ, В) относятся компании со средним уровнем деловой репутации. Такие компании имеют значительные наработки в формировании корпоративного имиджа, реализуют активную политику в отдельных областях КСО. Риски нарушения прав заинтересованных сторон, предоставления некачественной информации невелики. К классам С (ССС, СС, С) относятся компании с низким уровнем деловой репутации, не соблюдающие нормы корпоративного поведения, не обеспечивающие достаточную узнаваемость компании и добросовестное отношение к потребителю, заинтересованным сторонам, а также не осуществляющие активную политику в какой-либо области КСО. К классу D и SD относятся компании с неудовлетворительным уровнем деловой репутации, с неразвитыми коммуникациями, не учитывающие мнение потребителей, имеющие факты нарушения заинтересованных сторон, игнорирующие политику в области корпоративной социальной ответственности. Это компании - социально-безответственные и, естественно, имеющие отрицательный имидж. Анализ и оценка деловой репутации отдельных российских компаний, согласно данной методики показывает, что сложно выделить компанию, имеющую показатели, соответствующие одному классу по определению уровня деловой репутации. Как правило, имеются значительные различия по отдельным направлениям. Характерным становится тот факт, что российские компании уделяют больше внимания работе с потребителями. Это свидетельствует об их понимании важности этого направления в развивающейся рыночной экономике. Ряд компаний сделали серьезные заявки в области управления КСО, спонсорская и благотворительная деятельность определяют их облик на рынке. Некоторые компании все в большей степени понимают важность качества управления человеческими ресурсами. Однако по-прежнему нет осознания важности комплексного подхода к управлению процессом формирования корпоративного имиджа и репутации, для деятельности многих компаний характерна информационная закрытость, определенная непрочность отношений с заинтересованными сторонами, нарушение норм этики, отсутствие понимания значимости упрочения деловой репутации на внутреннем рынке. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|