Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальное инвестирование в корпорациях: сущность, возможности и факторы эффективности



Исследование процесса социального инвестирования корпораций и собственно социального инвестирования занимает важное место в экономической науке и социально-экономической практике управления. Особенно это необходимо для современного российского общества, стоящего перед решением двух стратегических задач: построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриального к постиндустриальному, преимущественно инновационному пути развития. Очевидно, что без достижения баланса между экономической эффективностью деятельности бизнеса и социальной справедливостью их решение невозможно. Поэтому поиск способов сочетания и динамичного развития указанных принципов в практике взаимодействия корпораций и общества составляет цель анализа, представленного в данном разделе, основу принятия ими управленческих решений.

Системой, в рамках которой осуществляется баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью, является инвестиционная сфера, а основными ее субъектами выступают бизнес[96], государство и общество. Системообразующей категорией инвестиционной сферы в целом являются инвестиции, под которыми принято понимать долгосрочные вложения средств с целью увеличения производства и получения прибыли посредством создания новых и модернизации действующих предприятий, с использованием новейших технологий и техники[97].

Динамический процесс, определяемый как инвестиционная деятельность[98], или инвестирование, характеризует систему субъектно-объектных отношений в рамках инвестиционной сферы и определяется как «осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем»[99].

С этих позиций можно разграничить инвестиции на предпринимательские и непредпринимательские[100], т.е. на инвестиции, целью которых является в первом случае получение дохода, во втором – безвозмездные инвестиции. Подобная позиция небесспорна. В данном случае происходит смешение понятий «инвестиции»[101] и «пожертвование», определяемое Гражданским кодексом РФ как «дарение вещи или права в общеполезных целях»[102], т.е. передача материальных и иных ценностей на безвозмездной основе – без ожидания какого-либо положительного эффекта для жертвователя. Под «непредпринимательскими» инвестициями следует понимають социальные инвестиции, то есть вложения средств в объекты социальной среды, непосредственным образом связанные с корпорацией-инвестором, и определяющие образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. В свою очередь, социальная среда представляет собой совокупность объектов, образующих непосредственное окружение корпораций.

Под результатом инвестиционной деятельности принято понимать не только доход, а любой полезный, или «бизнес-эффект»[103] для инвестора. Под полезным эффектом может пониматься как доход, так и другие результаты, положительно влияющие на деятельность инвестора, но оценку которых трудно или невозможно провести в денежной форме (например, репутация корпорации, лояльность работников). В состав инвестиционной сферы в данном случае включаются не только объекты, которые способны приносить доход, но и объекты, инвестирование в которые не преследует цели получения доходов в форме финансового результата, но может принести существенный полезный эффект. К объектам инвестирования, вложения в которые, как правило, не подразумевают непосредственного дохода для инвестора, относятся объекты здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения санитарно-гигиенических условий и техники безопасности и т.д., т.е. то, что связано с гуманизацией производства и сферы обитания[104].

Отдельные ученые делают попытку выявить составляющие инвестиционной сферы. К ней, в частности, относят: сферу капитального строительства, инновационную сферу, сферу финансового капитала, сферу реализации имущественных средств, сферу формирования инвестиционных ресурсов и сферу информационной индустрии[105]. По нашим представлениям в таком виде она является неполной. В ее состав необходимо включить социальную сферу, во многом определяющую темпы расширенного экономического роста не только инвестиционной сферы, но и экономической системы в целом (см. рис. 10). Под социальной сферой в данном случае предлагается понимать инвестиционную активность субъектов инвестиционной сферы в социальной среде, а под социальным инвестированием – процесс осуществления инвестиционной деятельности в рамках социальной сферы.

Рисунок 10 - Структура инвестиционной сферы

 

Наиболее полно, на наш взгляд, сущность социальных инвестиций с точки зрения корпораций отражена в следующем определении: «Социальные инвестиции представляют собой материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, которые направляются по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект»[106]. Другими словами, социальные инвестиции могут быть направлены в любой проект в социальной среде, реализация которого за счет инвестированных средств обеспечит определенный положительный эффект как инвестору, так и социуму.

В современной экономической науке сложилось два подхода к определению источников финансирования социальных инвестиций. Ряд исследователей полагает, что финансирование инвестиций в развитие человеческого ресурса должно осуществляться преимущественно из индивидуальных (частных) источников. В рамках такого подхода государству отводится роль кредитора, обеспечивающего своих граждан долгосрочными кредитами целевого назначения с последующим их погашением за счет личных доходов.

Имеет место и другая точка зрения, согласно которой все расходы, связанные с социальным инвестированием, должно взять на себя государство, поскольку домохозяйства и частный бизнес не способны нести это бремя. На практике оба эти подхода не были реализованы в полной мере ни в одной стране. Однако в большинстве экономически развитых стран в качестве доминирующей тенденции развития отношений между корпоративным сектором и общественными институтами следует отметить возрастающую роль именно корпоративных структур в сфере финансирования проектов, связанных с жизнедеятельностью социума.

Действительно, государство не в состоянии удовлетворить растущие потребности населения. Рост благосостояния жителей ведущих мировых государств ведет к смещению потребностей из сферы жизненно-необходимых (питание, безопасность, жилищные условия и т.п.) к потребностям все более высокого уровня (качественное образование, разнообразный отдых, удовлетворение творческого потенциала), которые требуют значительных финансовых ресурсов, а также точечного использования средств. В отличие от бизнеса государство не в состоянии реализовывать подобные проекты.

Именно возрастающая роль бизнеса в удовлетворении потребностей населения, обладающего мощными финансовыми ресурсами, дает основание рассматривать специфику его влияния на социальную среду. Прежде всего, особенностью предпринимательской деятельности является полная свобода частной инициативы, частного интереса. Рынок не является средством решения всей совокупности стоящих перед обществом проблем: предоставляя различным субъектам свободу реализации различных интересов, он одновременно формирует механизмы, ограничивающие эту реализацию. Кроме того, сами субъекты рыночных отношений и соответствующая им система интересов не всегда способны «воспринять» качественные изменения экономического роста.

Изменение политической обстановки в странах Запада во второй половине XX века, вызванное обострением отношений между различными социальными группами[107], способствовало усилению внимания инвесторов к проблеме целей, на которые направляются их средства, размещенные в банках и инвестиционных компаниях. Инвесторы, вкладывающие финансовые средства в проекты, обеспечивающие решение социальных вопросов, оказывали значительное влияние на других инвесторов. К концу 1970-х годов ведущие компании США и Великобритании начали приходить к пониманию необходимости вырабатывать целостные подходы к их взаимоотношению с обществом. Результатом этих процессов стало появление концепции социального инвестирования корпораций, характеризующей систему отношений корпоративного сектора и общества.

Вопросы теории и практики социального инвестирования затрагивались в трудах ряда отечественных[108] и зарубежных[109] ученых. Так, на микроуровне понятие «социальное инвестирование» в мировой практике сформировалось сравнительно недавно, около 40 лет назад[110]. До этого периода существовали стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В то же время в сфере социальной политики компаний стандарты и правила еще не были выработаны.

В рамках планово-централизованной системы основным понятием, тождественным социальному инвестированию, являлось понятие «капитальные вложения в социальную сферу», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Уточнения понятие «социальное инвестирование». В настоящее время под социальным инвестированием понимается вложение средств в объекты социальной среды, в частности, долгосрочные вложения средств «с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей»[111]. В расширительной трактовке социальные инвестиции отождествляются с вложениями, направляемыми на усиление социальной ориентации экономической системы: достижение экологической безопасности, стимулирование экономического роста, целесообразное распределение благ, обеспечение гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания, выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода[112]. Иначе говоря, ключевой является характеристика социального инвестирования как активности субъектов инвестиционных отношений, направленной на получение определенного «полезного эффекта» для общества.

Однако подобный подход, по нашему мнению, не учитывает необходимости получения полезного эффекта и для субъектов инвестирования. Рассмотрим социальное инвестирование в качестве инвестиционной деятельности корпоративного сектора экономики, посредством которой корпорации могут достигать помимо своих целей (доход, полезный эффект), еще и целей общества (социума) – повышения уровня благосостояния населения, роста его интеллектуальной, культурной активности и т.п. Иначе говоря, если эффект от осуществления инвестирования получает только корпорация, то это «традиционные» инвестиции, если же ожидаемый эффект распространяется как на корпорации, так и на общество (в той или иной пропорции), то это – «социальные инвестиции» (см. рис. 11).

 

Рисунок 11 - Формы инвестирования

Подобное разграничение инвестиций на «социальные» и «традиционные» достаточно условно, поскольку любые инвестиции опосредованно распространяют получаемый эффект в том числе и на элементы общества, которые взаимодействуют с данной корпорацией. Действительно, социальные инвестиции могут обеспечивать положительный финансовый результат для корпорации одновременно с решением какой-либо социальной задачи, а «традиционные» инвестиции опосредованно могут обеспечивать повышение благосостояния населения. Например, инвестирование корпорацией средств в детское дошкольное учреждение (ДДУ) решает социальную задачу по организации занятости женщин, и, соответственно, увеличению благосостояния конкретных домохозяйств. Одновременно предприятие может получать финансовый доход от содержания ДДУ за счет введения платы за пользование услугами ДДУ. Кроме того, в случае, когда услугами ДДУ пользуются женщины, работающие на данном предприятии, имеет место экономия средств предприятия на выплату пособий по уходу за ребенком, оплату больничных листов и т.п. Таким образом, опосредованный положительный эффект «традиционных» инвестиций для общества может заключаться в улучшении качества продукции, в увеличении объема производства востребованных населением товаров, обеспечить которые позволили инвестиции в основной капитал предприятия.

В число основных принципов корпоративного социального инвестирования следует включить:

- наличие положительного эффекта для корпорации-инвестора;

- наличие положительного эффекта для общества.

Соответственно, к объектам инвестирования, не подразумевающим непосредственного дохода для инвестора, следует отнести: объекты здравоохранения, охрану окружающей среды, улучшение санитарно-гигиенических условий и технику безопасности и т.д. Другими словами, все то, что связано с гуманизацией производства и сферы обитания как сотрудников компаний, так и населения региона, города, поселения.

Рассмотрим особенности социального инвестирования корпоративного сектора. На рисунке 12 представлена структурно-логическая схема корпоративного социального инвестирования. Основные элементы системы социального инвестирования, составляющие его содержание, тесно взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. При этом цель определяет объекты и субъекты социального инвестирования, а также его предмет. Соответственно, социальное инвестирование можно определить как динамический процесс реализации отношений между субъектами социальной среды по поводу обеспечения баланса интересов корпоративного сектора с интересами общества и государства.

Рисунок 12 - Социальное инвестирование в корпорациях как система

 

Многообразие объектов и сложность структуры социального инвестирования в корпорациях обусловили потребность в определении его специфики на основе определенных критериев классификации. В основу классификации видов корпоративного социального инвестирования могут быть положены такие критерии, как: организационные формы, объекты инвестирования и др., что определяется целями и задачами корпоративного управления. В общем случае социальные инвестиции корпораций могут быть классифицированы по следующим признакам (см. табл. 19):

Таблица 19 - Классификация корпоративных социальных инвестиций

Классификационные признаки социальных инвестиций Типы социальных инвестиций
Цель инвестирования 1. Обеспечение безопасности и стабильности общества 2. Поддержание существующего и стабильного уровня производства товаров (работ, услуг) субъекта инвестирования 3. Повышение эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг 4. Увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения 5. Приобретение и внедрение новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг
Тип инвестирования 1. Непосредственно социальные инвестиции 2. Опосредованные социальные инвестиции
Объект инвестирования 1. Инвестиции в объекты социальной среды 2. Производственные инвестиции социальной направленности 3. Инвестиции в ноо- и креатосферу 4. Инвестиции в человеческий капитал
Уровень влияния реализации инвестиционного проекта 1. Макро-уровень (государственный, межгосударственный) 2. Мезо-уровень (региональный уровень) 3. Микро-уровень (отдельные хозяйствующие субъекты, домохозяйства)
Формы и инструменты инвестирования   1. Инвестиции с непосредственным (прямым) положительным эффектом для корпорации 2. Инвестиции с рассеянным положительным эффектом для корпорации 3. Инвестиции с косвенным положительным эффектом для корпорации 4. Инвестиции с опосредованным положительным эффектом для корпорации
Ожидаемое влияние на финансовые результаты 1. Инвестиции, обеспечивающие увеличение совокупных доходов корпораций 2. Инвестиции, обеспечивающие снижение совокупных расходов корпораций
По организационным формам 1. Инвестиционные проект – предполагается, во-первых, наличие определенного объекта инвестиционной деятельности; во-вторых, реализация одной формы инвестиций. 2. Инвестиционный портфель – включает различные формы инвестиций одного инвестора

По целям, на которые направлен проект, социальные инвестиции можно классифицировать на подклассы аналогично прямым производственным инвестициям с учетом характера этих проектов:

– социальные инвестиции, призванные обеспечить социальную безопасность и стабильность общества, обусловливающих экономическую стабильность самих корпораций. Оценка их эффективности сводится к минимизации затрат, поскольку в большинстве случаев решение о реализации таких проектов принимается на основе безальтернативности;

– реновационные социальные инвестиции (так называемые инвестиции «нулевого уровня»), осуществляемые с целью поддержания существующего и стабильного уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;

– «автономные» социальные инвестиции, которые осуществляются компаниями с целью повышения эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг;

– экстенсивные социальные инвестиции (инвестиции повышения плотности), они осуществляются с целью распространения существующих социальных технологий и удовлетворения потребностей социального характера (увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения);

– инновационные социальные инвестиции, осуществляемые с целью приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг. Данный вид инвестиций приводит к изменению сущности социальной системы и настроен на прорыв в какой-либо сфере.

По типу инвестирования все социальные инвестиции следует разделить на два основных типа. Во-первых, это непосредственно социальные инвестиции – вложения в социальную среду, человеческий капитал, инвестиции в социально-экономическую и социально-экологическую безопасность, формирование новых секторов экономики и создание социальных технологий. Во-вторых, это некоторая величина в структуре процесса, которую можно назвать социальной составляющей производственных («традиционных») инвестиций, или опосредованные социальные инвестиции.

По объекту инвестирования все множество социальных инвестиций можно разделить на четыре основных подтипа:

– инвестиции в объекты социальной среды;

– производственные инвестиции социальной направленности;

– инвестиции в ноо- и креатосферу;

– инвестиции в человеческий капитал.

Для определения особенностей функционирования системы социального инвестирования требуется различать уровни реализации инвестиционного проекта:

– система социального инвестирования на макроуровне;

– система социального инвестирования на региональном уровне;

– система социального инвестирования на уровне предприятия;

– система социального инвестирования на уровне домашних хозяйств.

Целесообразность осуществления социальных инвестиций следует рассматривать с точки зрения возможного влияния на экономическую эффективность корпорации. В связи с этим любые социальные инвестиции могут быть также классифицированы по признаку экономического влияния на финансовые результаты деятельности компании-инвестора как инвестиции, обеспечивающие:

– увеличение совокупных доходов компании;

– снижение совокупных расходов компании.

Следующая классификация социальных инвестиций касается форм и инструментових осуществления, к которым относят программы и проекты. По конечному ожидаемому эффекту (результату) от реализации социальных инвестиций можно выделить следующие подвиды инвестиций:

– инвестиции с непосредственным (прямым) социальным эффектом – это инвестиции с эффектами, проявляющимися через определенный промежуток времени;

– инвестиции с рассеянным социальным эффектом – это инвестиции, эффект от реализации которых не может быть определен непосредственно по истечении проектного времени, но способен оказать долговременные внешние эффекты в будущем;

– инвестиции с косвенным социальным эффектом – это инвестиции, вызывающие мультипликативные изменения в социальной среде;

– инвестиции с опосредованным социальным эффектом – инвестиции в одну из сфер социальной среды, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу в виде положительных эффектов. Таким образом, эффективность социальных инвестиций заключается в их способности провоцировать «возвратные» положительные эффекты, ценность которых превышает первоначальные затраты.

Итак, суммируя вышесказанное, можно отметить следующее: социальные инвестиции - это долгосрочные вложения в объекты социальной среды с целью улучшения качества жизни населения посредством создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей[113]. Иначе говоря, социальные инвестиции есть механизм воздействия корпоративного сектора на социальную среду с целью удовлетворения потребностей населения, а также достижения определенных положительных эффектов непосредственно для компании-инвестора. Сущность социальных инвестиций корпораций проявляется в их двойственной природе как инструмента возможности одновременного удовлетворения потребностей общественного и корпоративного секторов. Именно двойственная природа социальных инвестиций дает основание выделить их как самостоятельный вид инвестиций, а процесс инвестирования – в самостоятельный вид деятельности корпорации (компании, предприятия).

В процессе функционирования корпорации в ее систему взаимоотношений тем или иным способом вовлекаются различные субъекты общества и категории людей. Их интересы направлены не только на объекты, вложения в которые способны приносить доход (прибыль), но и на объекты, инвестирование которых не преследует цели получения доходов (прибыли). К ним в свою очередь относятся объекты образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения санитарно-гигиенических условий и техники безопасности и т.д. Так, например, отсутствие предложения на подготовку квалифицированных специалистов (в основном технических специальностей) в ответ на сформировавшийся в последнее время устойчивый спрос отечественной промышленности, вынуждает бизнес участвовать в той или иной мере в процессе подготовки кадров[114]. Анализ ситуации в данных секторах экономики страны свидетельствует о возрастающем вовлечении российских корпораций в решение социальных проблем. Важно знать по каким принципам и в каких формах оно осуществляется.

Понимание того обстоятельства, что жизнь корпорации протекает в окружении человеческого и природного мира, обусловливает и поиск путей воздействия на этот мир через осуществление социальных инвестиций. Местом человеческого обитания является социальная среда. Совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых происходит жизнедеятельность населения, образует социальную среду. Люди, выступая социальным окружением для других людей, также составляют элементную базу социальной среды. В свою очередь, условия труда и быта человека, здоровья и досуга, социально-групповые и национальные отношения как совокупность отношений образуют социальную среду.

Можно предположить, интерпретируя определение «среды» как «совокупности природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организма»[115], что наиболее полной характеристикой социальной среды является совокупность экономической, природной, социально-культурной, политической сред. В свою очередь, социальная среда корпорации представляет собой ее непосредственное социальное окружение, в котором персонал предприятий, организаций и учреждений составляет население; население выступает конечным потребителем продукции, работ, услуг компаний; принятие решений, регламентирующих деятельность субъектов экономических отношений, также осуществляют человеческие индивидуумы. Действительно: «Все организации существуют и действуют в обществе»[116], т.е.социальная среда оказывает активное воздействие на темпы и эффективность экономического развития, влияя на качество жизни человека (его образование, здоровье, физическое развитие).

Эффективное функционирование корпораций невозможно вне рамок социальной среды. При этом для целей проводимого анализа социальная среда корпорации имеет ключевое значение. Коммерческая организация, являясь субъектом хозяйствования, существует в «социальной окружающей среде»[117], представляя собой ее часть, бизнес вынужден участвовать в функционировании социальной среды. Следовательно, рассматривать факторы, влияющие на принципы социального инвестирования отечественного бизнеса без учета обратной связи с социальной средой невозможно.

Современные теории организаций обращают особое внимание на среду окружения организации. Дж. Бьюкенен делает важный вывод о неизбежности дифференциации общества под воздействием процессов интернализации внешних эффектов. В результате общество делится на четыре группы:

а) не имеющие отношения к внешнему эффекту и деятельности фирмы, производящей «загрязнение»;

б) получающие только выгоды от деятельности данной фирмы;

в) получающие только вред от деятельности данной фирмы;

с) получающие как выгоду, так и вред от деятельности данной фирмы.

Таким образом, социальная среда становится, с одной стороны, условием, а с другой стороны, результатом деятельности компании. Например, установление руководством корпоративной структуры более высокой заработной платы с целью привлечения работников приводит к ответным мерам со стороны других хозяйствующих субъектов, поскольку они вынуждены компенсировать своим сотрудникам альтернативные возможности перехода на работу с большим размером оплаты труда. Одним из первых акцент на необходимости вовлечения в сферу регулярного менеджмента компаний управления объектами социальной среды сделал Питер Ф. Друкер в своей работе «Задачи менеджмента XXI века»[118].

Для подробного анализа системы отношений корпораций с различными субъектами социальной среды рассмотрим основные группы влияния на корпорации. Компании по-разному связаны с социальной средой: организациями и группами заинтересованных лиц (гражданским обществом); партнерами (поставщиками, подрядчиками и т.д.); потребителями; местным населением; персоналом компании; собственниками компании (см. рис. 13):

 

Рисунок 13 - Схема взаимоотношений корпорации с социальной средой

1. Деятельность корпораций оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц (гражданское общество) на национальном и международном уровнях, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов.

2. Партнеры (поставщики, подрядчики и т.д.), большую часть которых составляют, как правило, небольшие компании, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы.

3. Потребители требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без них корпорация просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу.

4. Бизнес оказывает различное влияние на жизнь местного населения. Поскольку деятельность компании, как правило, сконцентрирована на какой-то территории, то именно здесь от корпораций ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. Соответственно, и объекты социального инвестирования корпораций сконцентрированы в том регионе, где расположена компания.

5. Персонал компании, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований большей оплаты труда к другим аспектам взаимоотношений: защите здоровья на рабочем месте, социальной защите, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни и т.п.

6. Собственники вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, институциональная среда представляет собой область взаимодействия корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.

Для обеспечения нормального функционирования и устойчивого развития корпорации во всех ее принципиальных решениях должно быть достигнуто согласование интересов участников корпоративных отношений. В качестве инструмента подобного согласования интересов может выступать концепция социального инвестирования, которая позволяет выстраивать отношения корпоративного сектора как с внешней, так и с внутренней средой на максимально выгодных всем участникам отношений основаниях.

В России социальная среда качественно меняется: обострение конкуренции на насыщающемся рынке ведет к повышению его неопределенности, увеличивается число непредсказуемых факторов влияния. Приоритеты корпоративного управления смещаются в область управления этими факторами. В условиях неопределенности внешней (и, как следствие, внутренней) среды корпоративная стратегия выступает не просто как одна из форм или функций управления корпорацией, а как ключевой элемент ее существования. Следует согласиться, что «не бизнес выступает как объект стратегического развития (управления), а общественно значимое стратегическое развитие реализуется с помощью данного бизнеса»[119].

При формировании стратегии социального инвестирования в первую очередь необходимо выделить ключевые факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на деятельность бизнес-организации. При высокой неопределенности особую значимость приобретают факторы или силы, не оказывающие серьезного воздействия на бизнес в обычной ситуации. Изучение влияния различных факторов на разработку и выбор стратегии социального инвестирования корпораций дает основание утверждать, что практически все специалисты в области стратегического менеджмента дают свой набор факторов внешней и внутренней среды компаний.

Помимо факторов внутренней среды, считаем необходимым выделить:

– финансовое состояние корпорации;

– структуру собственности корпорации.

Фактором, оказывающим наибольшее влияние на возможность и объем инвестирования корпораций, безусловно, является ее финансовое состояние. Так, компании отраслей топливно-энергетического комплекса России, инвестируют больше, чем корпоративные структуры других отраслей. Это объясняется сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой, связанной с ростом спроса и цен на энергоносители, что позволяет компаниям ТЭК получать устойчивую прибыль. Из неэнергетических отраслей на 10-14% чаще остальных инвестируют предприятия лесной и пищевой промышленности[120], на протяжении ряда лет показывающие темпы роста на уровне 7%. Корреляция финансового состояния корпораций с объемом их инвестиционных вложений находит объяснение в обеспеченности компаний свободными ресурсами для осуществления инвестирования. При этом проекты по социальному инвестированию в жизненном цикле компаний реализуются, как правило, после удовлетворения основных «потребностей» компании в «традиционных инвестициях».

В структуре себестоимости отечественной продукции доля расходов на заработную плату составляет не более 20%. Однако, будучи ключевым элементом социальной среды корпорации, персонал является одним из основных факторов ее внутренней среды. Развитие человеческого ресурса, обладающего творческим и новаторским потенциалом, остается главным условием достижения устойчивого развития экономики. Человеческий ресурс может быть рассмотрен как капитал-собственность субъекта, то есть его способности, знания, интеллект, и капитал-функция – профессионализм, инициативность, добросовестность, активность, коммуникабельность и т.д.

Исследование факторов, влияющих на наличие и объем инвестиционных программ в корпорациях, позволяет выделить в качестве одного из ключевых факторов осуществления инвестиционной деятельности структуру собственности[121]. Консолидация собственности у топ-менеджмента корпорации или крупного внешнего собственника повышает вероятность инвестиций. При наличии большого числа миноритарных акционеров объем инвестиций снижается. Подобная зависимость характерна как для «традиционных», так и для социальных инвестиций.

В качестве гипотезы возникновения данной зависимости нами рассматривается усложнение процедуры принятия решений в корпорациях с распределенной структурой собственности. В отсутствие действенных механизмов концентрации управленческих функций у топ-менеджмента компании, решения об осуществлении инвестиций (особенно масштабных, согласование которых с собственниками, как правило, закреплено в учредительных документах) представляет собой сложную бюрократическую процедуру.

Причинами, снижающими уровень инвестиционной активности корпораций с распределенной структурой собственности и неэффективными механизмами концентрации управленческих функций топ-менеджмента, объясняется рост объема социальных инвестиций и так называемой, «корпоративной благотворительности» в корпорациях, собственность которых сконцентрирована в руках одного человека. В данном случае собственник компании, обладающий всей полнотой власти по управлению ее финансовыми средствами, осуществляет за счет средств компании финансирование социальных проектов. В результатах последних заинтересован, как правило, только он сам. Цели данных инвестиционных проектов могут быть различными – от реализации действительно инвестиционных проектов в социальной среде, которые приносят «положительный эффект» корпорации, так и для удовлетворения собственных амбиций, политических устремлений.

В экономически развитых странах мира с устоявшимися традициями ведения хозяйственной деятельности крупными корпорациями практика использования собственниками средств компаний для решения личных филантропических амбиций используются благотворительные фонды, создаваемые на собственные свободные средства инвесторов. Собственники крупнейших отечественных корпораций, отошедшие от активного управления созданными ими компаниями, начинают реализовывать аналогичную стратегию, создавая на свои средства независимые финансовые структуры, осуществляющие реализацию различных социальных программ.

До сих пор в отсутствие единого перечня внутренних факторов организации, не существует единого подхода в отношении внешних факторов корпорации. Все изученные подходы к классификации внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование корпораций, можно условно поделить на два типа. Ряд авторов, к их числу относится М. Мескон и К Боумэн, выделяют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на корпорации на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия компании. В частности, М. Мескон выделяет во внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия[122]. В качестве факторов прямого воздействия – поставщиков, потребителей, профсоюзы, закон и государственные органы, конкурентов. А под факторами косвенного воздействия понимаются: местные события, состояние экономки, научно-технический прогресс, политические факторы и социально-культурные факторы.

Такие специалисты в области стратегического управления, как
Д. Дэниелс, Л. Радеба, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов, считают, что влияние факторов внешней среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер. Дж. Д. Дэниелс и
Ли Х. Радеба выделяют географические, исторические, политические, правовые, экономические и культурные факторы внешней среды[123].

Следует, однако, отметить, что факторы внешней среды, выделенные М.Месконом в среде прямого воздействия, отражают положение в США и Западной Европы. Именно в этих странах, в частности, значительное влияние оказывают профсоюзные комитеты и местные органы власти. Характер существующей системы экономических, политических и социальных отношений в российской обществе позволяет скорректировать перечень факторов внешней среды с учетом превалирующей роли государственных контрольно-надзорных органов.

Таким образом, более точным представлением внешней среды корпораций является совокупность социальной, экономической, природной, социально-культурной, политической сред. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение бизнес-организации предлагается разделить на четыре основные группы:

– политические и правовые;

– экономические;

– социальные и культурные;

– технологические.

Различные факторы законодательного и государственного характера существенно влияют на уровень возможностей и угроз для деятельности организации. Так, национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Не менее важен аспект взаимоотношений наёмного менеджмента бизнес-организации с собственниками[124]. Это означает, что для данных организаций оценка политической обстановки может стать наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.

Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию: доступность кредитных средств, динамика обменных курсов валют, объем налоговых отчислений и др. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Негативные экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные – могут обеспечить предпосылки для его роста.

Например, крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.

Влияние на компании технологических факторов часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного – и шире – социального прогресса. При этом неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).

Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому компании должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

Роль социальных факторов постепенно возрастает, поскольку они формируют стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие не только на коммерческие организации, но и на экономику в целом. Характерным примером подобного влияния является ситуация резкого падения уровня жизни населения России в 90-е гг. XX ст. При резком снижении прожиточного минимума и минимальной заработной плате (не многим более трех долларов США в 1999 году) проблемой стало физическое воспроизводство людей. Интенсифицировался процесс маргинализации наименее обеспеченных слоев населения. «Социальное дно» только по данным официальной статистики в 2004 году превышало 25,2 млн. чел, или 17,8% от общей численности населения. Как следствие, возникло угрожающее общей стабильности давление на экономику. Большая доля населения с низкими доходами снижает внутренний платежеспособный спрос для отечественных производителей, а также увеличивает вероятность социальных конфликтов.

Кроме того, все большее влияние (с прогнозируемым увеличением в ближайшие годы) на отечественную экономику в целом и на отдельные коммерческие структуры оказывает демографический фактор. Превышение смертности над рождаемостью в 1,5 раза (естественная убыль населения России в 2005 году составила 846,5 тыс. чел.) предвещало тяжелые последствия для генофонда страны, что повлекло кадровый дефицит для экономики.

Новые культурные тенденции создают качественно иной тип потребителя и вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии корпораций. Подтверждением этому служит возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые компании ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов.

Активные стратегии корпораций в социальной среде способствуют снижению девиантногоповедения, угрожающего как ее экономическим показателям, так и самому существованию. О влиянии девиантного поведения населения на функционирование бизнес-стуктур свидетельствуют, например, данные исследования последствий различных актов насилия в США, проведенные Университетом Джорджии (США) – это наносит ущерб, оцениваемый в 70 млрд. долл. Сумма сопоставима с затратами федерального бюджета США на образование (67,2 млрд. долл. в год) и с ущербом, нанесенным США ураганом «Катрина» (80 млрд. долл.). Вывод был сделан по данным криминальной статистики США, на основе которой были рассчитаны прямой ущерб – стоимость медицинской помощи пострадавшим (5,6 млрд. долл.), а также косвенные потери – снижение производительности труда (64,4 млрд. долл.).

Анализ показал, что наибольший ущерб наносят мужчины в возрасте 15-44 лет (группа наиболее экономически активного населения). На их долю приходится 68% ущерба, нанесенного в результате совершения насильственных преступлений[125]. Соответственно, реализуемые корпорациями мероприятия, направленные на снижение уровня отклоняющегося поведения, а также на его предотвращение позволяют снизить риски экономических потерь самих корпораций. Безусловно, внешние факторы вынуждают бизнес-организации, прежде всего крупные корпорации, делать свою деятельность прозрачной. В противном случае негативная реакция со стороны потребителей, партнеров, местного сообщества неизбежно приводит к утрате репутации и, в конечном счете, к значительному снижению прибыльности компании.

Корпоративный сектор вовлечен в сложную систему взаимоотношений с различными субъектами социальной среды. Компании выступают одновременно и субъектами отношений, оказывая воздействие на населения территории присутствия, на окружающую среду, экономическое положение региона и т.п., а также объектами влияния со стороны государственных органов, общественных организаций и др. Инструменты взаимоотношений корпораций со своим окружением различны и многогранны как по механизмам использования, так и распространенности и эффективности. Рассмотрены сущность и содержание одного из инструментов воздействия корпораций на социальную среду – социальных инвестиций. Выявлены факторы, оказывающие влияние на использование корпорациями данного механизма. Однако исследование сущностных основ социального инвестирования корпораций не может рассматриваться полноценным без сравнительного анализа социальных инвестиций с другими инструментами воздействия компаний на объекты социальную среду.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.