Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационно-управленческий механизм социального инвестирования



За последние годы в России активизировались научные исследования в сфере социальной деятельности бизнеса. Предметом изучения выступают эволюция отношений корпораций, общества и государства, виды и масштабы социальной поддержки, роль социальных программ в деятельности предприятий, влияние социальной политики бизнеса на социальную дифференциацию в обществе и др. Одной из проблем, к которой неизменно обращается внимание исследователей, является оценка эффективности социальной деятельности бизнеса.

Традиционным считается, что основной целью ведения бизнеса является получение прибыли. Очевидно, что любая компания стремится к обеспечению максимально возможной рыночной эффективности, которая позволяет производить качественную продукцию, выплачивать дивиденды акционерам, заработную плату рабочим и служащим и т.п. Как альтернативный вариант прибыли рассматривается уровень капитализации корпораций, по сути, представляющий собой потенциальную прибыль собственника бизнеса.

В большинстве источников понятие «эффективность» зачастую сводится к экономии затрат на создание и функционирование социально-экономических систем. Существуют различные позиции авторов в подходах к определению понятия «эффективность», а так же подходах к ее оценке. Предлагается под эффективностью понимать экономическую категорию, применяемую для характеристики выражения наибольшей степени достижения цели управления социально-экономической системой (или получения желаемого результата в виде прибыли), которая определяется отношением результата достижения цели к затратам на получение этого результата. Такой целью для субъектов социальной среды становится повышение качества жизни населения, адекватное новым экономическим условиям, и качественное обновление содержания социальной среды, т.е. создание предпосылок для минимизации влияния негативных социально-экономических факторов и, таким образом, достижения социальной справедливости.

Экономическая практика показывает, что нет прямой взаимосвязи между эффективностью производства материальных благ и социальной справедливостью в экономических отношениях[139]. Ответные реакции разных людей на реально сложившиеся соотношения между эффективностью и социальной справедливостью могут различаться в зависимости от их индивидуальных психологических особенностей. Проводимые исследования показали, что снижение уровня социальной справедливости приводит к повышению эффективности производства благ до некоторого предельного уровня[140], поэтому необходимость определения условий, при которых наиболее вероятен компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы важно определение зависимости между экономической эффективностью (Е) производства и социальной справедливостью в экономических отношениях (S) для индивидуального экономического субъекта – человека в системе координат (S, E). Например, на основе результатов графического анализа гипотетической кривой (в основу положены общепринятые концепции индивидуального экономического поведения) делается вывод, что чрезмерное снижение, так равно чрезмерное повышение социальной справедливости приводит к снижению экономической эффективности[141].

Отметим, что зависимость между социальной справедливостью и экономической эффективностью может отличаться не только у разных индивидуальных экономических субъектов, но также у одного и того же экономического субъекта в различных ситуациях и отдельные моменты времени. Поэтому следует определять эту результирующую зависимость для множества индивидуальных экономических субъектов как в статике – по состоянию на конкретный момент времени, так и в динамике – за некоторый период времени функционирования индивидуальных экономических субъектов.

Тогда, статический показатель интегральной экономической эффективности Q может быть выражен в виде интегральной функции зависимости совокупных значений индивидуальных экономических эффективностей Ei (S) i-х субъектов от S-го уровня социальной справедливости на текущий момент времени:

Q = dS, (1)

 

где E (S) = Ei (S),

E (S) – сумма эффективностей Ei (S) i-х субъектов, имеющих один и тот же S-й уровень справедливости.

Выбор стратегии обеспечения социальной справедливости следует производить с учетом того, чтобы ни чрезмерное снижение, ни чрезмерное повешение социальной справедливости не приводили к снижению экономической эффективности, а значит и статического показателя – Q. Поэтому условие компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью следует выразить критерием максимизации статического показателя:

Q → max,

при ограничениях SOH Si SOB.

В идеале граничные значения SOH и SOB оцениваются в зависимости от социально-психологических особенностей личности каждого индивидуального экономического субъекта. Однако в реальных условиях следует использовать усредненные показатели по отдельным социальным и профессиональным стратам.

Динамический показатель интегральной социальной эффективности Q (T) может быть выражен в виде интегральной функции статистического показателя Q (t) от t за некоторый период T=[t0,t1].

Q (T) = dt (2)

 

Условие компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью для множества экономических субъектов за период T можно выразить критерием максимизации динамического показателя:

Q (T) → max,

при ограничениях SOH Si SOB.

Предполагается, что достижение максимизации динамического показателя Q (T) при соблюдении ограничений по уровню социальной справедливости приведет к формированию значительных финансово-экономических ресурсов. Иначе говоря, появляется возможность создать материальные основы для решения на практике не только проблем модернизации производственно-технологической базы национальной экономики, но и осуществлять своевременную профилактику причин возникновения социальной напряженности и устранить непосредственно и социальные угрозы.

Существует большое количество предпосылок достижения компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью, которые в различной степени влияют на динамику этого процесса. В число основных предпосылок входят следующие:

– модернизация экономических отношений между государством, бизнесом и обществом;

– формирование системы государственно-общественного регулирования экономики на базе институтов гражданского общества;

– создание институционального механизма обеспечения компромисса.

Экономические отношения не только формируются, но и модернизируются на основе сложных взаимосвязей между основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют социально-экономическое развитие страны. Такими макросистемами являются государство (как политическая организация, осуществляющая управление страной), общество (как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, а также различных политических и иных организаций) и экономика (как совокупность производительных сил и производственных отношений)[142].

Каждая из составляющих этих подсистем действует в масштабе страны и образует общественный сектор. Успешное функционирование всех секторов экономики и дальнейшее развитие России по преимущественно инновационному пути во многом будут зависеть от форм взаимодействия и баланса сил государства, общества и экономики. Например, такая форма взаимодействия и достигнутое состояние, как «сильное государство» – «сильное общество» – «сильная экономика» характерны для высокоразвитых стран (США, Швеция и т.п.). В то же время, конфигурация «сильное государство» – «слабое общество» – «слабая экономика» определяет доминирующее положение государства, что было в достаточной мере характерно для СССР. Ряд авторов определяет современно состояние России в рассматриваемом случае как «слабое государство» – «слабое общество» – «слабая экономика»[143].

В поиске институциональных основ взаимодействия основных макросистем в качестве главных институтов принято рассматривать триаду: государство, рынок/бизнес и общество. Взаимное влияние выражается в следующем: государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества; общество указывает бизнесу цели и ограничения развития, делегирует полномочия выявления и реализации интересов граждан государству.

Таким образом, исследование взаимосвязи экономической эффективности и социальной справедливости, анализ предпосылок достижения компромисса между ними занимают особое место в социальной практике. По мнению М. Алле, «эффективность экономики не только обусловливает реализацию всевозможных социальных целей, но и одновременно составляет необходимое условие расцвета культуры и цивилизации… Распределение доходов должно обеспечивать достаточное стимулирование эффективности и быть социально приемлемым. Поиск этой меры есть, по существу, поиск социального компромисса»[144].

По нашему мнению, в рамках взаимодействия всех экономических субъектов в системе «общество-бизнес-государство» наиболее актуальной для нужд российской практики корпоративного управления является проблема реализации процесса социального инвестирования в корпорациях. В этой связи выстраивание системы критериев эффективности социальных инвестиций становится важной задачей для формирования организационно-управленческого механизма в отечественных компаниях. Для формирования системы критериев остановимся на трех положениях, учитывающих и раскрывающих особенности их использования:

1. Обеспечение государством важнейших для общества социальных функций не всегда совместимо с прямыми задачами бизнеса, что создает иллюзию внеэкономического, «внестоимостного» характера закономерностей социального развития. Экономические результаты социальных инвестиций не столь очевидны в отличие от инвестиций в реальный сектор экономики в кратко- и среднесрочном периодах.

2. Эффективность экономическая и социальная – отношение полезного результата к затратам. Эффективным считается все то, что в наибольшей мере способствует решению стоящих перед обществом экономических и социальных задач. Количественные показатели экономической эффективности и социальной подразделяются на стоимостные и натуральные. Натуральные показатели применяются главным образом для оценки тех видов эффекта, которые не могут быть исчерпывающе измерены стоимостными показателями. Это относится к социальной эффективности образования, здравоохранения и других отраслей.

3. Эффективность инвестиций в социальную среду целесообразно оценивать с точки зрения системного подхода, с позиций которого социальная среда рассматривается как система или совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимовлияющих элементов, способных при активном взаимодействии с окружающей средой изменять структуру, сохраняя в то же время целостность и выбирать стратегию и тактику для достижения общей цели.

Следует подчеркнуть, что осуществление социального инвестирования также предполагает наличие прибыли, отличающейся от прибыли при традиционном инвестировании появлением вариативности параметров измерения. Выгода может быть трудно исчисляемой и получена будет не в данном периоде. Получение прибыли от инвестирования в социальную среду является одним из определяющих в концепции социального инвестирования. Действительно, принцип рациональности в принятии управленческих решений – никто не отменял. Распространим данное наблюдение на определение инвестиционного мотива в стратегии управления компанией: «…инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринима­тельской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект»[145].

Имеется множество доказательств того, что социальное инвестирование компаний положительным образом соотносится с итогами их финансовой деятельности. Например, в США в пользу этого утверждения свидетельствует рост стоимости обыкновенных акций 400 компаний, которые с 1990 г. ежегодно проходят с положительными результатами социальную и экологическую экспертизу, так называемый «Социальный индекс Домини 400» (DSI). Компании DSI лидируют по показателям роста продаж, балансовой стоимости, окупаемости капитала и доходам.

В отечественных публикациях существуют высказывания, что никакой социальной прибыли быть не может[146]. Мы придерживаемся той позиции, в соответствии с которой результатом социальных инвестиций корпораций является некий положительный эффект как для компании-инвестора, так и для объектов инвестирования. В отношении положительного эффекта для объектов инвестирования, которыми выступают элементы социальной среды, применим термин «социальная прибыль». В настоящее время понятие «социальная прибыль» разработано недостаточно, поскольку нет четких критериев измерения социальной прибыли. Отметим, что это понятие значительно более многомерное, чем денежный эквивалент прибыли и действительно требует глубокого изучения в процессе формирования организационно-управленческого механизма социального инвестирования.

В связи с этим вернемся к положению, что основной целью ведения бизнеса является получение прибыли или уровень капитализации корпорации, по сути представляющий собой потенциальную прибыль собственника бизнеса. С некоторой долей обобщения можно утверждать, что существует два направления влияния на уровень прибыли, в соответствии с формулой прибыли, – это рост выручки и снижение затрат.

 

Прибыль = Выручка – Затраты (3)

 

В случае с оценкой прибыльности социальных инвестиций эта формула может быть трансформирована следующим образом:

(4)

где:

Результат инвестирования – результат, получаемый корпорацией от социального инвестирования.

Сумма инвестиций – общий объем социальных инвестиций корпорации.

Положительный эффект – оценка объема полезности осуществления социального инвестирования («социальная прибыль»), произведенная на основе сравнения общего объема инвестиций с эффектом, полученным от инвестирования[147].

С понятием социальной прибыли тесно связано понятие «социального капитала». Ряд исследователей роли бизнеса в социальной среде определяет социальный капитал как «особый вид нематериального богатства, связанный с качеством взаимоотношений между людьми и уровнем доверия в обществе»[148]. Иначе говоря, понятие социального капитала не только представляет собой сумму человеческих потенциалов людей, проживающих на данной территории, но и позволяет определить положительные и отрицательные тенденции развития социально-экономической системы посредством формирования элементов социального капитала.

В контексте проводимого исследования интерес представляют характеристики каждого из элементов и их взаимосвязь. Так, считается, что элементный состав социального капитала включает в себя три группы[149]: взаимное доверие между гражданами и государством, между государством и негосударственными институтами, между отдельными индивидуумами; наличие и развитость государственной управленческой и инфраструктурной сетей; экономические, политические и некоммерческие организации. Каждая из перечисленных групп, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру, отличающуюся высокой степенью институциональной неопределенности в условиях трансформируемой социальной среды современной России. Как подтверждает мировая практика корпоративного управления и имеющийся отечественный опыт, наличие социального капитала влияет на снижение издержек бизнеса посредством укрепления доверия, координации и кооперации на всех уровнях.

При оценке результатов социального инвестирования корпораций предлагается различать (см. рис. 14):

- экономический доход;

- непосредственный результат;

- социальный эффект.

 

 


Рисунок 14 - Формы результата социального инвестирования

 

Экономический доход от социального инвестирования корпораций проявляется в экономии издержек на воспроизводство человеческого капитала (в частности, здоровья, образования и воспитания, подготовки рабочих и специалистов, культурно-нравственного капитала). Под непосредственным результатом понимается физическая составляющая процесса инвестирования, находящая выражение в некотором объеме реально получаемых участниками инвестиционных трансакций товарно-материальных ценностей. Социальный эффект характеризуется определенными показателями, повышающими качество человеческого капитала. Они выражаются, например: в здравоохранении – снижением заболеваемости населения, сокращением потерь рабочего времени по болезням, укреплением потенциала здоровья нации; в сфере общего образования – готовностью к социализации, освоением базовых знаний, профилактикой отклоняющегося поведения; в сфере профессионального образования – выявлением профессиональных способностей к физическому и умственному труду и усвоению информации, поддержкой квалификации.

Исследование эффективности социальных инвестиций и, в частности, методик оценки результатов социального инвестирования в корпорациях, будет неполным, если обойти вниманием категорию социальных издержек. Это важно, поскольку социальные издержки свойственны всему спектру хозяйственных связей социально-экономического пространства: на микро-, макро-, мезо- и мега- уровнях. Экономический эффект социального инвестирования не ограничивается сведением к минимуму трансакционных издержек компаний. Само взаимодействие единовременно протекающих в непосредственной близости производственных процессов порождает добавочную производительную силу труда, иначе говоря, появляется своеобразный «синергетический» эффект. В таком случае социальные инвестиции обеспечивают максимизацию полезного эффекта для бизнеса, которую могут принести факторы производства при альтернативном их использовании, через механизм мультипликативного воздействия на социальную среду.

Производители, которые обычно заинтересованы лишь в максимизации собственного дохода (Доход → max), не обращают внимания на социальные издержки. Как правило, они приступают к какой-либо деятельности, если ценность того, что производят вовлеченные факторы, будет большей, чем их частные издержки (Доход > ИЧАСТНЫЕ). При этом анализируется величина дохода, который можно заработать с помощью этих факторов при их наилучшем альтернативном использовании.

Если частные издержки равны социальным инвестициям
ЧАСТНЫЕ = СИ), значит, производители приступят к деятельности только тогда, когда ценность того, что производят вовлеченные факторы, больше, чем ценность того, что они могут дать при альтернативном использовании (ДоходПРОЕКТ1 > ДоходСИ). Таким образом, выбор альтернатив чреват тем или иным видом издержек для бизнеса.

Определение собственно социальных издержек в самом общем виде может быть представлено тождественным определению трансакционных издержек в расширительном понимании: «это затраты ресурсов (труда, времени, денег и пр.) для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе»[150]. В этом ряду находится другое подобное обозначение: «все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий». Еще более глобально дано у К. Эрроу: «это издержки эксплуатации экономической системы»[151].

Социальные издержки, по мнению Р. Коуза, носят более глобальный характер, как у физических и юридических лиц, связанных с производственной деятельностью, так и у экономических субъектов, не принимающих непосредственного участия в производстве. Например, шум аэродрома или дым заводских труб, сброс отходов в реку или порча лесов, потеря здоровья и снижения самочувствия грозят всем попавшим в зону неблагоприятного воздействия на природу и человека. По Р. Коузу, социальные издержки имеют взаимозависимую природу, поэтому в минимизации их заинтересованы как отдельные фирмы, так и все общество.

До недавнего времени в отечественной науке превалировал подход к социальным инвестициям как к затратам, вычетам из доходов в настоящий период времени без реальной оценки отдачи в будущем. В системе экономического управления укоренился фискальный (не стимулирующий) механизм изъятия созданных ресурсов, остаточный принцип их распределения в любую социальную отрасль без анализа условий жизнедеятельности людей. Социально-экономическая действительность заставляет отходить от столь одностороннего подхода.

«Парадоксальность категории “социальные издержки”», – отмечает, например, Р.В. Черняева[152], – «в соединении двух разных смыслов: с одной стороны, они выступают мерилом затрат, потерь того, что должно быть отдано, пожертвовано ради достижения желаемого результата, а с другой – предполагают альтернативу в виде желаемых приобретений, неся не просто безвозвратные затраты, а осуществляя инвестиции, приносящие отдачу». Упущенные выгоды общества в целом – это социальные издержки, но любые достижения и эффекты невозможны без существенных и долгосрочных, чаще всего, социальных издержек. Издержки общества на «качество жизни» проявляются в виде альтернативных затрат роста доходов населения, государственных расходов на образование, здравоохранение, создание новых рабочих мест, обустройство городов, экологическую защиту и экономическую безопасность страны.

Отметим, что природа социальных издержек неоднозначна, так как они, с одной стороны, обусловлены необходимостью формирования и развития человеческого потенциала как одного из факторов эффективного развития производства[153]. С другой стороны, наличие у корпораций учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.п. и соответствующие социальные издержки на их содержание, снижают эксплуатационную нагрузку на аналогичные социальные объекты в муниципальных образованиях. Тем самым улучшают удовлетворение социальных потребностей населения. Следовательно, социальные издержки корпораций могут рассматриваться как общественное удовлетворение социальных потребностей населения. В тоже время получение социальных благ («социальный пакет») непосредственно на предприятии/в корпорации стало своего рода традицией, одним из вариантов мотивации трудовой деятельности.

Нельзя не отметить, что социальный характер затрат факторов производства – издержек, называемых чаще внешними издержками, внешними эффектами или экстерналиями, стали связывать прежде всего с воздействием производства и потребления на экономику человека и экологию. Определяются внешние эффекты как величины полезности или издержек, которые не учитываются в системе ценообразования. Они создают различия, с одной стороны, между общественными и частными выгодами в случае позитивных внешних эффектов, а с другой стороны, между частными и общественными издержками в случае отрицательных внешних эффектов. «Знак» внешних эффектов лишь один из критериев классификации. И вновь возникает проблема выбора – альтернативы. Экономисты широко используют понятие альтернативных издержек для измерения стоимости того, от чего приходится отказываться, что приходится терять, отдавать, жертвовать для получения чего-то искомого.

Социальные издержки, внешние эффекты, или экстерналии нельзя, обозначить как безусловные потери. Внешние эффекты могут быть полезными или прибыльными для других и выступать как социальные выгоды, а могут быть связанными с потерями, перекладыванием опасных последствий производства и дополнительных затрат на третьих лиц, на общество в целом. Положительные социальные издержки несут в себе выгоды, не компенсируемые их непосредственными потребителями. Общество старается защищать себя от отрицательных эффектов:

1) с помощью институциональных ограничений путем обозначения стандартов «загрязнения», понимаемого в широком смысле;

2) поиском согласия в спорных ситуациях.

Итак, основным критерием, позволяющим охарактеризовать эффективность социальных инвестиций, является «полезный эффект» для корпорации, получаемый от реализации инвестиционных проектов в социальной среде. «Полезный эффект» может быть выражен в форме положительного финансового результата (прибыли), а также в любых других формах, обеспечивающих общее повышение эффективности деятельности корпорации. Повышение эффективности социальных инвестиций достигается либо сокращением затрат на реализацию инвестиционных проектов, либо увеличением результата, получаемого корпорацией от социального инвестирования.

Использование в стратегических планах развития корпораций принципов социального инвестирования повышает адаптивность и эффективность предпринимательской системы в целом. Социальное инвестирование помимо реализации конкретных проектов в экономической сфере, способствует легитимизации их деятельности в глазах общественности, что является немаловажным фактором для современных российских предпринимательских кругов. Существующая взаимозависимость общества и корпорации предусматривает для них необходимость принимать на себя обязательства в сфере социального инвестирования.

В основе формирования современного механизма управления социально-экономическим развитием на всех уровнях экономической системы лежит тезис: главное отличие рыночной экономики заключается в том, что она работает не на заданиях, спускаемых «сверху», а, прежде всего, на стратегиях, учитывающих влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятий. Соответственно, идеология стратегического управления существенно отличается от идеологии фиксации планов производства или даже разработки целевых комплексных программ на долгосрочную перспективу. Различие проявляется и в том, что стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса в условиях неопределенности будущей конъюнктуры внешней среды и возможностей успешных видов бизнеса, которые могут потерять свои преимущества в будущем в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских предпочтениях.

Трансформационный характер современной экономики России демонстрирует явную тенденцию нарастания указанных изменений. В последние годы многие предприятия функционируют именно в условиях стратегических неожиданностей, потери контроля над внешней средой, под влиянием воздействия общества и политических сил на рыночную конъюнктуру, при замедлении темпов роста и ограниченности ресурсов. Безусловно, для реализации общей экономической цели корпорации система стратегического управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния организации с социальной средой, т.е. ее адаптации к внешним изменениям. Следовательно, система корпоративного управления должна иметь соответствующие адаптивные механизмы. Для выбора эффективной системы управления социальными инвестициями следует рассмотреть характеристики каждого из них.

Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на системах, присущих в целом, как живой природе, так и технике, что дает право распространить их признаки на исследуемые механизмы. Различают три типа подобных механизмов:

1. Механизмы с пассивной адаптацией к социальной среде. Они решают задачу функционирования системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде и ориентированы на выбор наиболее благоприятных условий деятельности корпорации из тех, что уже имеются в сложившейся условиях. Существенное изменение условий приводит к качественной внутренней перестройке производственно-хозяйственной системы корпорации. Эти механизмы характерны для таких известных систем управления, как системы бюджетно-финансового контроля, долгосрочного планирования, стратегического планирования.

2. Механизмы с активной адаптацией. В их основе лежит непосредственная адаптация. Они ориентированы на активное использование элементов социальной среды в деятельности корпорации, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые ниши. Адаптивная реакция организации на изменения в социальной среде по большей части проявляется в быстро обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения.

Внимание уделяется построению систем прогнозирования состояния среды и разработке ответных внутренних мероприятий. Механизмы с активной адаптацией подходят к типам управления, которые И. Ансофф определил как системы управления путем выбора стратегической позиции, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, а также управления в условиях стратегических неожиданностей[154].

3. Механизмы, направленные на формирование социальной среды, используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования корпорации. В их основе лежит предварительная адаптация. Основным направлением использования этих механизмов является формирование элементов социальной среды, обеспечивающих набор параметров, оптимальных для функционирования корпорации. Стратегические решения при этом принимаются на основе интуитивных предложений о состоянии социальной среды. Механизмы, направленные на формирование социальной среды, применимы для систем управления на основе коллективной стратегии, инновационного управления и др.[155]

Таким образом, по своей сути, адаптивные механизмы представляют собой совокупность определенных действий (или бездействий) корпорации, основанных на информации, полученной в результате стратегического анализа (например, с помощью методов SWOT и PEST). Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия корпорации с социальной средой.

Итак, корпорации должны отслеживать динамику изменений внешней и внутренней обстановки с целью выявления и использования ее благоприятных возможностей для достижения корпоративных целей. Этого добиваются пристальным изучением социальной среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Например, не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающихся в снижении отдачи от капитала, снижению ценности капитала как запаса, безвозвратных издержках сокрытия капитала и высоким трансакционным издержкам.

Как правило, учёт факторов внешней и внутренней сред в деятельности компаний реализуется в форме двух стратегий поведения – активной и пассивной. Пассивное поведение корпоративного сектора по отношению к внешним факторам предполагает внесение изменений во внутреннюю систему управления организации под действием внешних субъектов. Данный подход является наиболее распространенным как в бизнес-сообществе, так и среди других субъектов хозяйственных отношений (некоммерческие, государственные организации). Подобная реакция на внешние «раздражители» обладает существенными недостатками. Во-первых, она имеет значительный временной лаг между внешним воздействием и реакцией на него организации. Во-вторых, реакция организации всегда ассиметрична воздействию – диапазон ее изменения задан рядом ограничителей (нормативные акты, социальные условия, личностные характеристики руководителя и др.).

Вторую стратегию можно условно определить как «активную». Она подразумевает не «подстраивание» собственной системы управления компании под влияние внешних условий, а воздействие на внешние факторы со стороны самой компании с целью формирования благоприятных изменений внешних условий.

Следует подчеркнуть, что обе описанные стратегии в равной степени могут быть востребованы корпорациями. Факторами, влияющими на выбор конкретной стратегии, являются условия социальной среды, в которых функционирует конкретная компания, а также цели и задачи, лежащие в основе общей корпоративной стратегии. Нужно отметить, что чем более стратегически ориентированной является корпорация, тем в большей степени она выбирает «активную» стратегию поведения в социальной среде.

Процесс формирования стратегии развития предприятия включает этапы анализа среды и состояния потенциала предприятия, формирования целей развития, критериев достижения целей, формулировку задач, выявление имеющихся ресурсов, факторов риска, форс-мажорных обстоятельств и мер по их нейтрализации. Учёт внешних и внутренних факторов требует особого внимания при прохождении корпорацией точки бифуркации. В виду сильного состояния неравновесия в подобной ситуации влияние случайных и слабых факторов усиливается. Чтобы направить организацию по требуемой «траектории» развития необходимо чётко определить точку бифуркации и осуществить точечное воздействие на систему для задания правильной траектории развития. Вместе с тем, многоаспектный характер разработки управленческих решений при формировании стратегии поведения корпорации в социальной среде предполагает формулировку и использование определенных принципов в технологии принятия решений. Какова практика их использования?

Принципы социального инвестирования становятся неотъемлемой частью корпоративных стратегий. Например, анализ результатов исследований Ассоциации менеджеров России показал, что 86% из числа опрошенных компаний осуществляют финансирование тех или иных социальных программ на регулярной основе, а в 74% корпораций социальное инвестирование реализуется в соответствии с принципами, утверждаемыми высшим исполнительным органом[156].

«Объединенная компания “Русал”» также рассматривает социальное инвестирование как важнейший элемент своего развития. Через социальные инвестиции компания воплощает собственную миссию – «успешное развитие бизнеса должно способствовать социально-экономическому процветанию общества»[157]. С 2003 года разработку любых программ социального инвестирования она начинает с тщательного анализа ситуации, сложившейся на конкретной территории. Для получения исчерпывающих данных проводятся опросы населения, фокус-группы, интервью с экспертами, и только после тщательно анализа полученной информации формируется программа действий в отношении тех или иных субъектов внешней и внутренней среды компании.

Аналогичный путь развития взаимоотношений с внешней средой избрал и менеджмент ОАО «Северсталь» (Череповецкий металлургический завод). Компания является крупнейшим работодателем Вологодской области. В своей социальной политике, как составной части программы экономического развития, она уделяет пристальное внимание всему комплексу социальных вопросов: от организации досуга и отдыха детей работников до пенсионного обеспечения уходящих на заслуженный отдых ветеранов, от реализации программы «Здоровье «Северстали» до благотворительных проектов и программ по сохранению исторического и культурного наследия области.

Результатом работы ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в сфере формирования здорового образа жизни сотрудников и их семей «через улучшение качества и обеспечение доступности медицинских, оздоровительных, культурных и спортивно-массовых услуг» является устойчивое снижение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Только в 2006 году по отношению к предыдущему году количество случаев заболеваний снизилось на 23,7%. Не имели листов нетрудоспособности 56% работников предприятия[158].

Таким образом, опыт компаний «Русал», «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат» и многих других показывает, что результаты социального инвестиция благотворно влияют на деловую практику осуществляющих их компаний, стимулируя при этом позитивные перемены в обществе.

Кроме того, из проведенного анализа корпоративной социальной отчетности ряда крупнейших отечественных корпораций следует, что реализация принципов социального инвестирования в корпоративных стратегиях осуществляется в двух основных формах: стратегия поведения компании в социальной среде представлена как самостоятельный блок[159], либо она (стратегия социального инвестирования) пронизывает все элементы общей корпоративной стратегии.

Примером второй формы может служить опыт «РАО ЕЭС России»: в различные части стратегии компании органично включены программы социального инвестирования. В рамках инвестиционной программы компании, наряду с концепцией ввода новых мощностей и реконструкции существующих, предусматриваются мероприятия по поддержке талантливых молодых исследователей, содействию профессиональному росту научной молодежи и поощрению творческой активности молодых ученых в форме Конкурса и Всероссийской конференции молодых специалистов[160]. На наш взгляд, это является дополнительным свидетельством того, что концепция, включающая принципы социального инвестирования, становится одним из стержневых элементов корпоративной стратегий и помогает бизнес-сообществу учитывать вызовы внешней и внутренней социальных сред бизнеса.

В настоящее время в России наблюдается процесс институционализации корпоративного социального инвестирования. Уже в 2002 году Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил Кодекс корпоративной и деловой этики. Корпоративные социальные отчеты имеют многие российские корпорации[161]. С 2000 г. регулярно проводятся всероссийские конкурсы «Российская организация высокой социальной эффективности». А с 2004 г. к традиционным номинациям конкурса (оплата, условия и охрана труда, повышение квалификации кадров и реализация социальных корпоративных программ) были добавлены: социально-экономическая эффективность коллективного договора и малые предприятия высокой социальной эффективности[162].

Анализ существующей практики корпоративных стратегий показал, что для целей разработки методики формирования стратегии социального инвестирования важно не только основываться на общих принципах стратегического управления корпорацией в части получения экономических результатов, но и органично формировать социальные программы, направленные во внешнюю и внутреннюю среду компаний. Это связано с тем, что в процессе реализации социальных программ перед нами стоит та же цель, что и при разработке комплексной стратегии предприятия – эффективность бизнеса.

Процесс формирования стратегии социального инвестирования корпорации можно представить в виде следующего алгоритма (см. рис. 15):

Рисунок 15 - Укрупненный алгоритм формирования стратегии социального инвестирования корпорации

1. Формирование рабочей группы по разработке стратегии социального инвестирования корпорации.

Рабочая группа должна определить, насколько реальная практика компании соответствует ее миссии и целям.Предпочтительно, чтобы рабочая группа состояла из менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в реализации проектов социального инвестирования. Во-первых, это позволит, вовлечь в процесс формирования стратегии социального инвестирования сотрудников, обладающих реальными полномочиями для решения стратегических вопросов. Во-вторых, персонал, реализующий конкретные проекты, имеет возможность представить возможные затруднения с их реализацией на начальном этапе работы.

2. Проведение диагностики социальной среды корпорации.

Производится диагностика корпоративной культуры корпорации и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

3. Анализ действующей стратегии корпорации.

Выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

4. Формирование стратегии социальногоинвестирования корпорации.

5. Составление итоговогоотчета для собственников и топ-менеджмента компании.

Разработанная методика[163] формирования корпоративной стратегии социального инвестирования обладает существенной методической и практической значимостью, поскольку позволяет встроить механизм социального инвестирования в систему стратегического управления деятельностью корпораций, что позволит повысить общую эффективность деятельности компании по реализации проектов в социальной среде.

Социальная направленность управления инвестиционной деятельностью корпораций в социальной среде неразрывно связана с экономическими, финансовыми, правовыми и организационными условиями функционирования осуществляющих ее компаний. Намечаемые стратегические ориентиры эффективного социального инвестирования могут быть достигнуты при наличии рациональных механизмов и действующей системы управления инвестициями, направленными в социальную среду.

Успешность реализации стратегии социального инвестирования во многом определяет процесс ее подготовки и реализации. В отечественных компаниях формирование, принятие и реализация стратегических решений, как правило, распределены между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания (далеко не всегда формализуемые) и интуицию. Однако различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур участвующих в этом процессе специалистов требует согласования, приведения их в единую систему.

Как правило, участники формирования стратегии видят ее и стоящие перед компанией проблемы с различных точек зрения: экономико-финансовой и производственной, рыночной, социальной и политической. Кроме того, наличие внутренних разногласий между различными подразделениями (либо сотрудниками) корпорации, например, между работниками планового отдела; лицами, реализующими стратегию; лицами, использующими стратегию; клиентами предприятия, порождает массу серьезных проблем по согласованию и координации деятельности. Множество различных точек зрения порождают опасность формирования внутренне противоречивой стратегии, что указывает на проблему согласования и координации усилий различных подразделений и специалистов в процессе формирования и реализации стратегии.

Все эти факторы, в свою очередь, обусловливают проблемы координации деятельности руководителей и специалистов, участвующих в подготовке и реализации стратегии социального инвестирования корпорации, а также обеспечения целостности и внутренней согласованности данной стратегии. В качестве механизма, призванного снизить остроту возможных противоречий может быть предложена модель управления социальным инвестированием в корпорациях. В общем виде данная модель представлена в форме алгоритма, включающего ряд следующих этапов (см. рис. 16)[164]:

 

 

Рисунок 16 - Укрупненный алгоритм реализации инвестиционных проектов корпораций в социальной среде территории присутствия

В качестве комментария к предложенной модели управления социальным инвестированием в корпорациях следует выделить такие аспекты реализации инвестиционных проектов корпорации в социальной среде, как:

а) Чрезвычайно важным является этап изыскания источников финансирования проектов (См.: п.3, рис.16). Основным источником финансирования инвестиционных проектов корпораций в социальной среде является прибыль, и осуществлять социальное инвестирование в состоянии только экономически эффективные компании.

Некоторые проекты могут быть реализованы в рамках основной деятельности предприятия с отнесением понесенных затрат (социальных издержек) на себестоимость. Это относится к проектам, направленным во внутреннюю среду компании, в первую очередь, на формирование условий труда персонала. В качестве проектов социального инвестирования могут рассматриваться инициативы по обеспечению работников дополнительным питанием на рабочем месте, средствами индивидуальной защиты, организации доставки сотрудников до места работы собственным автотранспортом и др. Следует подчеркнуть, что часть из проектов, затраты на которые компания может отнести на себестоимость, нормативно регулируются. Государство обязывает компании нести данные виды расходов (в частности, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты на вредных производствах). В данном случае можно говорить о примере действия ограничителя деятельности корпорации – уголовного и/или административного права.

б) Сравнение эффективности реализации инвестиционных проектов корпораций в социальной среде с проектами, реализуемыми конкурентами, позволяет корпорациям выявить слабые стороны собственной инвестиционной деятельности и перенять опыт повышения ее эффективности (См.: п.7, рис. 16).

Преимуществом предложенной методики построения системы управления социальным инвестированием в корпорациях является возможность ее адаптации ко многим социально-экономическим ситуациям, возникающим в процессе трансформации общественного развития. Она учитывает разноплановость деятельности управленческого аппарата и сложность принятия качественно обоснованного решения. Объективно отражает требования разработки и внедрения научно обоснованных подходов к решению проблем управления социальным инвестированием в корпоративном секторе.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения по поводу социальных инвестиций в сфере взаимоотношений бизнеса и социальной среды могут играть ключевую роль в успешной деятельности компании. При этом выбор эффективных стратегий должен соответствовать внутренним параметрам компании и её положению на рынке. Именно благодаря им появляется возможность определить направление, ведущее к поставленной цели. В конечном счете, стратегические решения влияют на конкурентоспособность компаний в условиях растущей неопределенности. Использование в стратегических планах компаний принципов социального инвестирования, по нашему мнению, повышает их адаптивность во внешней среде и эффективность предпринимательской системы в целом. Социальная среда влияет практически на все ключевые показатели успешности компаний. Как же учесть и оценить результаты принятых компаниями стратегий в социальной среде?

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике имеется ряд разработок экономического механизма реализации социального инвестирования в условиях рыночных отношений. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели.

Для компаний необходимо, чтобы оценки эффективности социального инвестирования не были слишком расплывчатыми и давали количественные оценки/ориентиры эффективности. С этой целью в последние годы в России и за рубежом был создан ряд новых методик. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK)[165] и консалтинговой компанией SmithO’Brien (US). Для оценки их сравнительных преимуществ остановимся на характеристиках некоторых из них.

Так, NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами[166]. Методика SmithO’Brien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Этот подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.

Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

- системы менеджмента качества;

- энергосбережение и охрана окружающей среды;

- отношения с персоналом;

- трудовые отношения и права человека;

- отношения с местным сообществом.

CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ).

Кроме того, система дает компаниям возможность улучшать имидж, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.

CRA оценивает «скрытую стоимость» социального поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithO’Brien. Эта методика позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Отметим, что система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.

В числе отечественных разработок в этой сфере интерес представляет прикладная равновесная модель, в которой представлены основные элементы обеспечения, выполнения и оценки результативности проекта по осуществлению социального инвестирования в целом и составляющих его элементов[167].

Исходные предпосылки для реализации подобной модели следующие:

1. Все процедуры по реализации проекта – как комплекса взаимосвязанных целевых подпроектов – организуются с помощью механизмов внутренних цен ресурсов и цен производимых социальных продуктов.

2. При формировании цены готового объекта социального инвестирования (например, детского дошкольного учреждения для детей сотрудников предприятия, финансируемого из средств корпорации) необходимо учитывать не только затраты на строительство и оборудование, но и долгосрочные расходы на его эксплуатацию. Проблема финансировании такого рода затрат должна быть решена еще в процессе разработки экономического механизма выполнения инвестиционного проекта.

3. При составлении уравнений предлагаемой модели осуществляемый инвестиционный проект рассматривается как единый комплекс, все элементы которого (целевые подпроекты) функционируют в конкурентных условиях.

В рамках указанного подхода создаются условия для оптимального поведения целевых подпроектов как средства достижения максимальной прибыли в расчетах по внутренним ценам ресурсов (затраты) и по ценам продуктов (доходы). Это означает, что управление выполнением инвестиционного проекта в социальной среде организовано так, чтобы с помощью расчетной прибыли стимулировать наибольшую отдачу отдельных исполнителей при ограниченных запасах всех имеющихся ресурсов.

Оценить эффективность социального инвестирования компаний, представляется возможным при помощи предлагаемой системы соответствующих индикаторов. Методически эта проблема решается на основе построения индексов социальных инвестиций.

Количественный аспект данной проблемы предполагает осуществление непосредственной оценки финансовых затрат компаний на социальные программы и инициативы. Соответственно, характеристикой нашего подхода выступают количественные индексы социальных инвестиций. Данные индикаторы учитывают диагностику абсолютной и относительной величин денежных сумм, выделяемых компаниями на социальные программы.

Оценка качественной характеристики полноты и комплексности социальных инвестиций, может быть выполнена с помощью качественных индексов социальных инвестиций. Они отражают степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного обеспечения социальной деятельности компаний.

В качестве показателей измерения участия корпораций в социальных инвестициях предлагается использовать следующие количественные индексы:

1) Индекс удельных социальных инвестиций (СИУД), представляющий собой величину социальных инвестиций на одного работника корпорации:

СИУД = И / Ч (5)

где СИВСЕГО – объем социальных инвестиций,

Ч – численность персонала.

2) Доля социальных инвестиций (СИВР) в суммарном объеме продаж корпорации:

СИВР = (СИВСЕГО / ВР) * 100% (6)

где СИВСЕГО – объем социальных инвестиций,

ВР – валовой объем продаж компании.

Также можно использовать показатель доли социальных инвестиций к суммарному объему прибыли (до налогообложения) – СИП. Данный индекс определяется по формуле, аналогичной расчету индекса СИВР.

Стоимостная оценка социальных результатов может и должна использоваться при финансовом анализе реализуемости инвестиционных проектов, а ее сопоставление с объемом требуемых социальных издержек позволит определить их целесообразность.

Идея качественного анализа заключается в учете факта наличия (или отсутствия) позитивных параметров у респондента[168]:

СИК = *100% (7)

где X – переменная, принимающая значение 1, если j-ый признак присутствует, и равная 0, если этот признак отсутствует; m – число признаков, по которым оценивается социальная деятельность компании.

Предположим, что социальные инвестиции обеспечивают максимизацию полезного эффекта для бизнеса, которую могут принести факторы производства при альтернативном их использовании, через механизм мультипликативного воздействия на социальную среду. Производители, которые обычно заинтересованы лишь в максимизации собственного дохода (Доход → max), не обращают внимания на социальные издержки. Как правило, они приступают к какой-либо деятельности, если ценность того, что производят вовлеченные факторы, будет большей, чем их частные издержки (Доход > ИЧАСТНЫЕ). При этом анализируется величина дохода, который можно заработать с помощью этих факторов при их наилучшем альтернативном использовании.

Если частные издержки равны социальным инвестициям
ЧАСТНЫЕ = СИ), значит, производители приступят к деятельности только тогда, когда ценность того, что производят вовлеченные факторы, больше, чем ценность того, что они могут дать при альтернативном использовании (ДоходПРОЕКТ1 > ДоходСИ). Таким образом, выбор альтернатив чреват тем или иным видом издержек для бизнеса.

Как уже отмечалось ранее, оценка эффективности социального инвестирования должна производиться с позиции двух участников инвестиционного процесса: субъекта инвестирования (компании-инвестора) и объекта инвестирования (субъекта социальной среды).

 

С точки зрения объекта инвестирования, эффект от вложения социальных инвестиций можно оценить по степени удовлетворения потребности социальной среды в финансовых ресурсах:

1) Определение степени удовлетворения потребности в социальных инвестициях (П) по объектам социальной среды в абсолютном выражении производится на основе сопоставления нормативного значения показателя потребности (ПН) в финансовых ресурсах и фактического значения имеющихся финансовых ресурсов (ПФ):

 

П = ПН - ПФ, (8)

где:

ПН – нормативное (либо плановое) значение, рекомендуемое соответствующими стандартами, утвержденное органами исполнительной власти исходя из приоритетов развития, либо установленное внутренними нормативными документами компании.

ПФ – фактическое значение.

 

Приведенный показатель следует дополнить коэффициентом обеспеченности (КОБ) финансовыми ресурсами объекта социального инвестирования. Расчет данного показателя предлагается производить по формуле:

 

КОБ = 1 – (ПН - ПФ,) / ПН, (9)

Диапазон значений, которые может принимать данный показатель, следует разделить на следующие группы:

1 группа: КОБ = [0;1) – степень обеспеченности объекта социального инвестирования финансовыми ресурсами ниже нормативного значения.

2 группа: КОБ = 1 – степень обеспеченности объекта социального инвестирования финансовыми ресурсами соответствует нормативному значению.

3 группа: КОБ = (1;∞) – степень обеспеченности объекта социального инвестирования финансовыми ресурсами превышает нормативное значение.

Таким образом, эффективность социальных инвестиций следует признать эффективными при значении КОБ ≥ 1.

 

Определение степени удовлетворения потребности в социальных инвестициях (П) может осуществляться не только по конкретным объектам, но также по группам объектов (типам объектов), сформированным в зависимости от функциональной направленности (например, для внешней среды можно выделить группы объектов здравоохранения, образования, культуры и т.п.; для внутренней среды компании могут быть выделены подразделения компании).

Оценку удовлетворения потребности в социальных инвестициях для групп объектов предлагается осуществлять в соответствии со определенным алгоритмом (см. рис. 17).

 

 

Рисунок 17 - Алгоритм оценки удовлетворения потребности в социальных инвестициях для групп объектов

Оценка эффективности социального инвестирования с точки зрения субъекта инвестирования (компании-инвестора) может осуществляться на основе определения степени достижения целевых ориентиров инвестиционного проекта в социальной среде.

Для расчета степени достижения целевых ориентиров проекта предлагается использовать коэффициент эффективности проекта (КЭП):

КЭП = (ХФ1Н1)* WХ1 + (ХФ2Н2)* WХ2 +…+ (ХФnНn)* WХn, (10)

где:

ХНi – нормативное (плановое) значение i-го критерия оценки результативности инвестиционного проекта.

ХФi – фактическое значение i-го критерия оценки результативности инвестиционного проекта.

i = 1…n – номер критерия оценки результативности инвестиционного проекта.

WХi – вес i-го критерия оценки результативности инвестиционного проекта.

В данном случае критериями оценки результативности могут выступать те же критерии (целевые показатели), на основе которых проводился выбор объектов инвестирования (См. Приложение 7) и принималось соответствующее управленческое решение.

При определении удельного веса критерия оценки результативности инвестиционного проекта (WХi) следует ориентироваться на экспертные оценки.

Показатель КЭП может принимать следующие значения:

КЭП = [0;1) – результативность инвестиционного проекта ниже нормативного значения целевого показателя, что свидетельствует о низкой эффективности реализованного инвестиционного проекта.

КЭП = 1 – результативность инвестиционного проекта соответствует нормативному значению, т.е. эффективность социальных инвестиций находится на запланированном уровне.

КЭП = (1;∞) – результативность инвестиционного проекта превышает нормативное значение. Подобный результат требует дополнительного анализа, поскольку может быть вызван либо синергетическим эффектом различных факторов, имевших место в процессе реализации инвестиционного проекта, либо превышение фактических результатов над требуемыми связано с чрезмерным объемом финансовых ресурсов, направленных на реализацию инвестиционного проекта. В последнем случае высокое значение КЭП не всегда следует рассматривать как положительный результат.

Предложенный методический аппарат может быть включен в механизм управления инвестиционной деятельностью корпораций в социальной среде. Это позволит повысить эффективность инвестиционной деятельности корпораций в социальной среде территории присутствия, а также обеспечить максимальное удовлетворение интересов субъектов социальной среды корпорации в ходе реализации инвестиционных проектов. Простота и оперативность применения, а также наглядность получаемых результатов позволяют предложить рассмотренную методику в качестве элемента методики формирования стратегии социального инвестирования корпораций.

Таким образом, рассмотренная система количественных и качественных показателей необходима для оценки любых социальных инвестиционных проектов: экологических, образовательных, культурно-ценностных, инфраструктурных, в области здравоохранения и др. Все они представляют собой виды социального инвестирования в социальную среду. Данная система не только позволяет отразить общие контуры сферы корпоративных социальных инвестиций, но и является концептуальной моделью организационно-управленческого механизма социального инвестирования. В более широком плане система индексов социальных инвестиций является практическим инструментарием для корректной и непротиворечивой оценки масштабов социальных инвестиций в условиях сложного процесса трансформации российской экономики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.