Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях реализации приоритетных национальных проектов в России
В настоящее время как для руководителей, представляющих разные уровни власти, так и для бизнесменов самым важным вопросом является выбор эффективных методов управления[292]. Российское предпринимательство как самая активная часть общества заинтересована в координации своей деятельности с органами власти, а последние, в свою очередь приоритеты развития страны связывают с ролью и возможностями бизнеса в этом развитии. Для расширения предпринимательского вклада в прогрессивные процессы развития нашего государства, отечественному бизнесу не хватает общественной и политической поддержки – не эпизодической и избирательной, а постоянной и общей. Частный капитал нуждается в том, чтобы общество воспринимало его не как носителя только частных и групповых, но и общенациональных интересов. Подтверждение представленному выше дают эксперты авторитетной международной консалтинговой компании McKinsey, во главе с лауреатом Нобелевской премии по экономике Р.Солоу – в результате глубокого анализа состояния и перспектив развития российской экономики выяснилось, что главным сдерживающим фактором экономического роста является отсутствие реальной заинтересованности властных структур в налаживании прозрачных партнерских отношений с предпринимателями[293]. Для устранения подобных негативных тенденций, объединения усилий власти и бизнеса в решении важных социальных задач общества были подготовлены национальные стратегические проекты, реализация которых может способствовать как экономическому росту, так и повышению уровня доверия со стороны населения к представителям власти и частному капиталу. В национальных проектах, инициированных Президентом РФ, отражены потребности общества, удовлетворение которых может способствовать достижению качественного нового уровня развития страны, росту благосостояния нации. Следовательно, можно утверждать, что становление партнерских отношений бизнеса и власти обусловлено объективными потребностями развития общества, самой власти и бизнеса. Эффективность управления социальной ответственностью бизнеса зависит, прежде всего, от реальной заинтересованности с его стороны в решении общественных проблем. При формировании инициативной программы «Национальные проекты в системе социальной ответственности» в г. Новосибирске представителями частного капитала, независимыми экспертами властями города было принято решение оценивать совместные мероприятия не только с точки зрения того, в какой мере они способствуют решению злободневных проблем, их социальных последствий, но и сквозь призму прироста ресурсов, которые могут дать эти мероприятия для решения социальных и экономических задач как в среднесрочной, так и в более отдаленной перспективе как для муниципалитета, так и в целом для региона и страны. По каждому из направлений сотрудничества для индикации целей и задач предложен ряд ключевых показателей результативности, количественно характеризующих уровень ожидаемого достижения этих целей (ориентир количественные показатели, обозначенные в каждом национальном проекте). Значения каждого индикатора оценивались, как правило, интервалом минимального и максимального уровней, в пределах которых цель должна считаться достигнутой, а эффект от социально-ответственных проектов и акций получен. Индикаторы заданы на весь период реализации национальных проектов в России. В настоящее время продолжается исполнение упомянутой программы, и одновременно нарабатываются подходы совершенствования системы эффективной реализации целей общефедеральных национальных проектов. Из 15-ти подпрограмм, посредством которых в настоящее время решаются в той или иной степени решаются задачи, обозначенные в нацпроектах - 4 относятся к промышленному производству наукоемкой продукции (реализуется одна из целей общефедерального нацпроекта «Образование»), 3 – к реконструкции и застройке жилых массивов (на базе целей, поставленных в проекте «Доступное жилье»), 1 – к повышению качества трудовых ресурсов (целевой индикатор напроекта «Образование») и 5 – к социальной сфере: культуре, образованию, здравоохранению, безопасности и т.д. (увязка целей проектов «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье»), 2 – к сфере сельского хозяйства (согласно целям национального проекта «Сельское хозяйство»). Поскольку программа «Национальные проекты в системе социальной ответственности» носит индикативный характер, то при проектировании годовых социально-экономических показателей на каждый текущий год еще и ежегодно оценивается достигнутый в предыдущем периоде и ожидаемый на новый год уровень исполнения совместных программных проектов по основным направлениям. Одним из показателей оценки эффективности реализации программы является коэффициент отдачи вложений в социальную сферу на 1 рубль инвестированного капитала. Так, например, при расчете эффективности реализации национального проекта «Здоровье» , оценочная работа строилась по следующей схеме: расчет веса показателя отдачи вложений в социальную сферу проводился экспертной группой, в состав которой вошли - начальник управления мэрии г.Новосибирска А.Львов, депутат новосибирского облсовета и член Совета учредителей общественной организации «Институт развития города» О.Незамаева, мэр города В.Городецкий, Председатель городского Совета депутатов Н.Болтенко, Президент Новосибирской ТПП Б.Брусиловский, Президент общественной организации «Содружество — Эффективность — Развитие» Попелюх И.Л., представители инновационного бизнеса, ведущие разработки по повышению качества медицины в городе. Муниципальная сфера здравоохранения Новосибирска представляет собой систему многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих практически все виды медицинской помощи не только жителям города, но и области, а также пациентам из других регионов России и зарубежья (см. табл. 34). Таблица - 34 Динамика показателей системы здравоохранения в г.Новосибирске[294]
* без стоматологических поликлиник Нетрудно заметить, что по официальным отчетам местных органов такие важные показатели, как число больничных коек в Новосибирске постоянно сокращается, причем особенно в 2005-2006 гг. В то же время увеличение согласно национальному проекту «Здоровье» оплаты труда врачей, другого медицинского персонала позволило принять и оказать помощь гораздо большему числу больных. Так, в муниципальных поликлиниках в 2006 году количество обслуженных больных в 2006 году оказалось на 1526 человек больше предыдущего года (процентное увеличение – 11%). В каждом районе города развернута широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, как самостоятельных, так и отделений больниц, в том числе женских консультаций при родильных домах. Специализированную помощь оказывают противотуберкулезные, кожно-венерологические, психоневрологический, наркологический, онкологический и врачебно-физкультурные диспансеры. Благодаря реализации бизнесом широкого спектра социальных инициатив в городе созданы современные лечебно-консультативные центры, в том числе центр планирования семьи и репродукции со стационаром на 110 коек, где проводятся все инвазивные методы пренатальной диагностики и эндоскопические операции в гинекологии, центр “Ювентус”, занимающийся медико-социальной реабилитацией детей и подростков, центр “Синеглазка”, оказывающий медицинскую помощь детям, страдающим тяжелыми формами неврологической патологии (см.табл. 35). Таблица 35 - Целевые параметры индикативного показателя социальной отдачи[295]
Приводимые выше данные свидетельствуют, что бизнес проявляет всё большую активность в реализации общенациональных проектов, особенно тех, где его интересы совпадают с государственными. Частный капитал, финансируя повышение квалификации врачей, приобретает за счет этого определенные льготы со стороны властей. Предприниматели, в рамках социально-ответственных акций вкладывают дополнительные к государственным и муниципальным средства и в иммунизацию. Почти повсеместно выявляется потребность в обновлении оборудования, в частности для производства медицинских исследований. Естественно, что власти при определении исполнителей заказа отдают приоритет местным специализированным предприятиям, способным обеспечить необходимое качество изделий. Обе стороны остаются в выгоде. Весьма эффективным мобилизационным механизмом оказалось проведение в городе муниципальной научно-промышленной политики, нацеленной в соответствии с поставленными задачами национального проекта «Образование» на формирование спроса на наукоемкую продукцию новосибирских предприятий. Одним из главных направлений этой политики стал курс на создание и выпуск наукоемкой продукции для топливно-энергетического комплекса Сибири, как наиболее платежеспособного и нуждающегося, прежде всего, в импортозамещающем оборудовании и приборах, поскольку импортная техника часто не приспособлена для работы в неблагоприятных условиях Сибири. Для расширения проектной базы национальных программы мэрией с участием авторитетной межрегиональной ассоциации руководителей предприятий была образована Дирекция межрегиональных подпроектов с целевыми индикаторами общефедерального значения. В течение короткого времени к работе по модернизации инфраструктурных объектов высших и профессиональных учреждений, научных центров и лабораторий привлечен ряд действующих новосибирских предприятий и организаций. Были созданы также новые предприятия, занявшие нишу геофизического приборостроения для ТЭК. Чуть позже был задействован и механизм комплексных целевых программ. Данный мобилизационный механизм обеспечил новосибирской промышленности, практически с самого начала партнерских отношений власти и бизнеса, рост объемов продукции в 5 млрд рублей в год. Результативность взаимодействия власти и предпринимательства в деле построения социально-ответственных отношений отразилась и на росте экономики города. Так, по данным мэрии Новосибирска, город опережает базовые темпы роста экономики по Российской Федерации и Сибирскому Федеральному округу[296]. Соответственно у Новосибирска выше и среднегодовые темпы (они оказались выше на три процентных пункта среднегодовых темпов, предусмотренных в индикаторах эффективности партнерства согласно программе «Национальные проекты в системе социальной ответственности»). Базируясь на стратегических целях проекта «Образование» в рамках развития наукоемких производств в городе по инициативе мэрии была создана ассоциация «Сибирский научно-производственный комплекс техники ночного видения», целью деятельности которой явилась интеграция имевшегося в городе научного и промышленного потенциала для создания высокотехнологичного производства электронно-оптических преобразователей и приборов ночного видения (формирование этого объединения на указанном рынке произошло практически в точном соответствии с теорией кластеризации, разработанной М.Портером). Благодаря поддержки муниципальных властей предприятиям кластера, удалось существенно продвинуть научные исследования и разработки в этой области, освоить в серийном производстве ЭОПы третьего, третьего плюс, а сегодня и четвертого поколения. Марка предприятий кластера известна в настоящее время во многих странах Европы, Азии и Америки. За последние годы экспортные поставки этой фирмы выросли на порядки. Не остались в стороне и ряд федеральных унитарных предприятий, частные фирмы, организации Сибирского отделения Российской академии наук. Сегодня политика кластеризация в Новосибирске ведется уже в прямом русле национальных проектов. Так, для решения проблем доступности жилья намечается формирование кластеров в строительном производстве. Кластерная структура закладывается и в идеологию Новосибирского технопарка информационных и биотехнологий, где участниками проекта выступают не только местные власти и бизнес, но и правительство РФ. В этом парке реализуются также целевые установки другого национального проекта «Образование», в частности программное положение №4 (определено на заседании Правительства РФ от 20.10.2005 года) – «создание новых научных центров на базе Сибирского отделения РАН»[297]- в 2006 году начал действовать научный центр сильноточной электроники и научного приборостроения, разработки которого успешно осваиваются в производстве. Разумеется, в процессе реализации целей социальной ответственности в рамках национальных проектов, разработке механизмов их исполнения представители новосибирского бизнес-сообщества сталкиваются с большим количеством проблем (задачи демографического характера, реформы ЖКХ, прежде всего связанные с накопленным за 15 лет капитальным недоремонтом жилья и инженерной инфраструктуры, проблемы промышленных предприятий в связи с введением в 2006 году кадастровой оценки земли, множество проблем строительной индустрии). Систематическая работа по усилению инвестиционной привлекательности города, повышение прозрачности в рамках отношений «местная власть-бизнес-общество» нашла отражение в присвоении Новосибирску международным рейтинговым агентством Standard & Poor долгосрочного кредитного рейтинга «В» по международной шкале с позитивным прогнозом.[298] Одновременно городу был присвоен рейтинг «ruA» по национальной шкале, означающий его способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов[299]. Указанные рейтинги, на наш взгляд, не только положительно скажутся на имидже города, но и еще больше повысят его инвестиционную привлекательность, позволят местным властям минимизировать издержки размещения и обслуживания облигационных займов, приведут к снижению расходов на обслуживание существующих долговых обязательств и улучшат условия размещения новых. Работая над повышением эффективности механизмов социальной ответственности в реализации национальных проектов в городе Новосибирске, местные власти и бизнес совместными мероприятиями добились повышения уровня гражданской активности и интереса к решению стратегических проблем у жителей город муниципалитета. При мэрии, например, при поддержке крупных бизнес-структур успешно функционирует семинар по перспективам развития города Новосибирска, участниками которого являются занимающие активную жизненную позицию лучшие студенты старших курсов, отобранные ректоратами вузов. Занятия на этом семинаре ведут руководители подразделений мэрии, специалисты предприятий, ученые. В течение учебного года ребята готовят проекты по реализации национальных проектов в Новосибирске, решению стратегических задач города с уклоном на молодежную деятельность, а в конце цикла устраивается конкурс этих проектов. Авторы лучших работ, проявившие организаторские способности и волевые качества, участвуют в кампании по выбору молодежного мэра Новосибирска. Вторую весну после выборов на этом семинаре мэр города получает на год молодого, осведомленного в понимании молодежных проблем города коллегу, который вместе с ним активно работает над мобилизацией молодежи для осуществления многих проектов и мероприятий. Общественные организации города также проявляют заинтересованность в реализации целей социальных инициатив бизнеса и нацроектов в Новосибирске. Публичные слушания каждого инвестиционного проекта по общефедеральным программам, организует ассоциация общественных организаций[300]. В заключении, хотелось бы отметить, что главная установка социально-ответственных мероприятий новосибирского бизнес-сообщества в соответствии с обозначенными целями и задачами нацпроектов заключается в систематическом и устойчивом создании основ для улучшения качества жизни и роста жизненного потенциала каждого жителя, развития активного, свободного и толерантного гражданского сообщества, улучшения экологического, экономического, психологического, духовного, интеллектуального, эстетического и информационного климата. Сибирские предприниматели стремятся к тому, чтобы поддерживать и развивать фундаментальную и прикладную науку, современные и инновационные системы образования. Поэтому, несмотря на проблемы и трудности Новосибирск в соответствии со стратегическим планом успешно продвигается в названных направлениях, а, следовательно, идет по пути к статусу мирового города. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|