Здавалка
Главная | Обратная связь

Русская архитектура 16в



Наиболее ярко идейные устремления эпохи нашли отражение в каменном культовом зодчестве, которое играло в то время ведущую роль. Усиление общей роли посада способствовало распространению в 16 в. небольших каменных приходских церквей, строившихся на средства прихожан и часто с их непосредственной помощью. Каменные храмы этого времени заменяли более древние, деревянные, впитывая характерные черты народного зодчества. Начинают строиться бесстолпные церкви, без лепления крестово-купольной системы, что является показателем новых поисков и новой техники.

Церковь Трифона в Напрудном (конец XV – нач XVI вв.). В плане – квадрат и перекрыт крещатым сводом. Оригинальное перекрытие, которое представляет собой идею сомкнутого свода и в этот свод врезаются распалубки. Крестовообразное расположение распалубка завершается снаружи приподнятыми килевидными арочками. Боковые угловые пониженные участки перекрываются ¼ свода (Новг). Килевидное завершение центр. апсиды – декор, а не продолжение перекрытия. Это как бы потрехлапостной храм. Появляются элементы ордерной системы. Четко выявляется цоколь. Стена ограничивается карнизом. Мощная, массивная апсида и мощная звонница. Равномерно освещенное пространство.

Наиболее новаторское направление в каменном зодчестве 16 в. – столпообразные шатровые церкви. Церковь Вознесения в Коломенском. В 1532 г. в честь рождения Ивана IV. На подклете с гульбищем. Восьмерик, четверик, шатер. Преемственность с народной архитектурой чувствуется еще в раскинувшимся по разным сторонам крылечкам. В этом храме нет апсиды. Все подчиненно центричности. Центричность высотной композиции. Высота 60 м, но в плане 8,5х8,5. Построена из кирпича с белокаменными деталями, отражающих ордерную форму. Килевидные арки, ярусно поднимаются вверх, скрывая линию перехода от 4-ка к 8-ку, от 8-ка к шатру. Также треугольные тяги помогают ощутить устремленность ввысь. Небольшой барабан и сферический купол украшают храм. Очень хорошо освещен.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Монументальный столб с причудливым оформлением. Вертикальность – неспешный, горделивый подъем. 5 отд. объемов, объединенных проходами. Самый большой – центральный объем. Ярусами осуществляется переход к барабану. Полуцилиндрические объемы украшают барабан.

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Постник и Барма (1555-1561 гг.). 9 придел – Врата в Иерусалим – симметрично. Центр – Покровский собор. Взаимосвязанная группа объемов, размещенных на 1 подклете. Внутреннее пространство соединено переходами. Закономерность структуры плана выражена в соподчинении этих объемов центральному столпу. Более значимые в большой 4-ке и более мелкие приделы в маленьком 4-ке. Сочетается монументальность объемов с пышностью и динамизмом. Столпообразный шатровый храм и столпообразные объемы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.