Здавалка
Главная | Обратная связь

Строгий классицизм 1780-1800



К концу 18 века сильно возрастает престиж российской империи, быстро развивается экономика государства, разрабатываются новые генеральные планы регулярного характера для провинциальных городов. Архитектура городов и городских центров формируется на основе строгого классицизма, строятся новые сооружения (присутственные места губернаторские дома гостиные дворы провиантские склады казарменные здания тюремные замки монументальные торговые комплексы). Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социально экономического престижа помещиков. Екатерина 2 была увлечена красотой и величием античного зодчества. Интерес к культуре античного и древнего Рима стал определяющий в развитии русского зодчества

Академия художеств ежегодно выпускала лишь несколько архитекторов, поэтому в 1780гг были изданы пособия в помощь практикующим (часто самоучкам).

Баженов Василий Иванович 1737-1799 первое познания получил в школе Ухтомского. Был определен в академию художеств, был первый пенсионер во Франции и Италии. Французская академия – почетный диплом; Римская-звание профессора; флорентийская и болонская -число своих членов. По возвращению избрали академиком петербуржской академии художеств 1799г- ее вице президент.

Большой кремлевский дворец и здание коллегий. Чтобы не нанести ущерб облику исторических зданий корпуса, архитектор разместил ближе к Москве реке образа логичную градостроительную композицию охватывающую основные существующие строения и сформировавшую несколько площадей, подходов к которому были увязаны с воротами кремлевских стен.

Со стороны Москвы реки дворец был задуман четырехэтажным, а со стороны кремля, за счет перепада местности – двухэтажным именно в этих двух этажах с колоннадой ионического ордера предусматривался парадные залы и жилые покои, а два нижних этажа хорошо воспринимаемые со стороны реки для служебных и складских помещений. Их архитектура была более простой соответственно их назначению. Они воспринимались как высокий цоколь, обработанный рустом. Проектом предусматривалось формирование парадных площадей, связанных с системой улиц и замыкаемых либо кремлевскими башнями, либо торжественными фасадами дворца. Была изготовлена великолепная крупномасштабная модель, но дальше закладки строительство не пошло. Выдающийся замысел Баженова на его значении для русской архитектуры было очень велико. Модель вставлялась на всеобщее обозрение, копировалось и обсуждалось.

В архитектурной команде Баженова работал Казаков.

Царицыно в подмосковном селе Черная Грязь. Надо было организовать загородную царскую дворцово-парковую резиденцию. Екатерина 2 увлеченная стилизаторской романтической архитектурой приказала строить в «готическом вкусе» (не классическом).

Баженов истолковал это своеобразно – придал всем строениям ансамбля, основанную на классической тектонике и пропорциональности, но обогащенную полихромией, живописными стрельчатыми проемами, декоративными элементами, вдохновленными образцами русского зодчества 18 века. В образованном пейзажном парке РАСПОЛОГАЛИСЬ КОРПУСА ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ, ЦЕСАРЕВИЧА ПАВЛА, свиты, служебные постройки, парковые павильоны. Самобытность ансамбля четко проявляется при сопоставлении их с псевдоготическими сооружениями под Петербургом. Летом 1785г Екатерина 2 посмотрела почти завершенные строения и отстранила Баженова от работ. Дворец разбирался, возобновлялся снова Казаковым.

Дом Пашкова 1784-1786 гг. Усадьба размещалась на стесненном участке в центре Москвы напротив кремля. Это определило компактную и оригинальную планировочную систему. Его величественный трехчастный фасад увенчал бровку холма, склон которого к улице был превращен в небольшой сад пейзажного типа. Главный корпус имеет три этажа с бельведером. Двухчастные симметичные флигели связаны с ним одноэтажными галереями. Также можно отметить дом Юшкова в Москве проект Михайловского замка. Даже в условиях строгого классицизма Баженов продолжал прибегать к обогащению архитектурных образов сочно нарисованными деталями, не используя рафинированные классические формы. Также был крупейшим теоретиком своего времени, занимался воспитательной работой.

Казаков Матвей федорович 1738-1812. образование- школа Ухтомского. Воззрение складывалось только под влиянием русской архитектуры(зарубеж не выезджал) пребывание в команде Баженова.

Путевой дворец у северного вьезда в Питер. Во время когда Екатерина 2 была увлечена готической манерой. Романтический облик по своему интерпритированного готического направления

Позже 1787год привлечен к перестройке Царицыно.

Петровский дворец. Использование архитектурных форм и декоративных деталей и полихромии московского зодчества 18 века. Симметричные планы и фасада основана на классических формах архитектуры.

Здание Сената в московском кремле 1776-1787гг. Характер решения навеян кремлевским дворцом Баженова. Форма участка у кремлевской стены предопределена – треугольная конфигурация здания. На главной оси вершины треугольника размещен круглый купольный зал. Парадные лестницы в углах. Все помещения связаны светлыми коридорами по дворовому периметру здания. Фасады отличаются простотой архитектурного облика. Четкостью ритма и членениями. Первый этаж рустован. Центр фасада сенатской площади выделен четырех колонным пристенным ионическим фронтонным портиком и возвышающимся плоским куполом над двухсветным залом. Круглый зал охвачен дорической колоннадой, внутри коринфской. Диаметр 24.7м, высота зала 27 м. Освещен тремя ярусами окон, украшен рельефами и надписями.

Церковь Филиппа митрополита. Первое в России православный храм имеющий круглую классическую композицию.

Голицинская больница. Больничные палаты формируются по сторонам продольного коридора, а церковный зал на оси здания, связанный с вестибюлем разделяет здание на две части(для мужчин и женщин). Впервые в России купол с 2 оболочками.

Здание Университета (М.В. Ломоносова). Место обусловлено планом Комиссии о каменном строении, предусматривающим площадь перед зданием. Соответственно государственному престижу придал зданию строгий и репрезентативный вид. Главная ось подчеркнута восьмиколонным портиком с плоским куполом над актовым залом. Торцы крыльев обогащены четырехколонными пилястровыми портиками. Сильно пострадал во время пожара 1812 года. Восстановлен с изменениями архитектора Жилярди.

Дом благородного собрания. С большим мастерством применено анфиладное расположение парадных помещений (по принципу Растрелли). Перистильная композиция (колонны по периметру) парадного зала была создана в русской архитектуре впервые.

Как инженер выступал новатором- купол круглого здания сената купол церкви университета. Оказал большое влияние на архитектуру конца 18в.

В 1780х возглавил школу от Баженова. В 1792 году предложил открыть при архитектурной школе строительное училище. В 1805 Школа была преобразована в архитектурное училище ставшую прародителем нынешнего МАРХИ.

Петербургширокое строительство в конце 18 века архитекторы либо образованы в академии художеств (Баженов Старов) либо самоучки совершенствующиеся за границей (Львов) либо приглашенные из за границы (Камерон Кваренги) Победу Росси в войнах побудили к сооружению мемориальных памятников(марсово поле)

Старов Иван Егорыч вначале гимназия московского университета, затем академия художеств, затем направлен за границу.

Таврический дворец главным фасадом ориентирован на Неву соединенный с ней прорытым каналом и гаванью перед портиком. Широко распластанный п образный дворец формирует обширный парадный двор с простыми фасадами акцентированными лишь портиками на главной оси и крыльях. Сильно выступающий 6 колонный дорический портик на главной оси контрастирует с плоскостными фасадами над фронтоном портика подымается купол. Основнй двухэтажный объем с куполом возвышается над одноэтажными галереями и невысокими крыльями. внутреннее пространство построено на контрасте очень высокого купольного зала и широко разводящихся в стороны большой галереи. Парадные помещения расписаны и обильно декорированы. Роспись плоского покрытия купольного здания предает ему объемность. Купол установлен на здание снаружи и играет исключительно композиционную роль.

Камерон Чарльз, шотландец, изучал в Италии римскую античность, издал труд «терморимлян». Екатерина 2 увлеченная античностью потребовала воссоздать атмосферу древнего Рима в Павловске.

В царском селе у восточного конца Большого (Екатерининского дворца) выстроил двухэтажный корпус с холодными банями на первом цокольном этаже и парадными помещениями «агатовыми комнатами». Они связаны лоджией и вестибюлем с висячим садом, от которого к большому дворцу идет протяженная галерея, завершенная эффектной лестницей у озера в парке.

В большом дворце произвел отделку нескольких помещений (зеленая и купольная столовые, опочивальня, табакерка(диванная) )

В Павловске. Проект дворца, парка и ряда павильонов. В композиции дворца воплотил схему палладианских вилл. Главный высокий объем соединен крытыми дугообразными переходами с низкими служебными павильонами, по концам фланкерующим, парадный двор и подьезд к нему. Павловский ансамбль с развивающимися дорожками и видовыми площадками является вершиной архитектуры и паркостроения конца 18 века.

Кваренги Джакомо 1744-1817. итальянец прибыв в Россию через рисунок познавал националную региональную специфику архитектуры. Известны многочисленные его изображения произведения русского зодчества 15-18в.

Здание Академии наук композиция основана на противопоставлении восьмиколонного портика ионического ордера гладким крыльям фасада с ритмичными окнами.

Здание смольного института (института благородных девиц) широкий курданер охвачен трехэтажным п-образным зданием с 8 колонным портиком поднятым на аркаду цокольного этажа. Фасады с замковыми масками и обрамлениями оконных проемов способствуют репрезентативности здания.

Александровский дворец в царском селе. Шедевр Кваренги отличается простой и необычайно эффектной открытой колоннадой, отделяющей небольшой двор от парка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.