Здавалка
Главная | Обратная связь

Русское искусство первой половины 18в



В конце 17 начале 18 века в русском искусстве происходит переход от средневековых религиозных форм к светским, близким к европейскому искусству нового времени. Реформы в политической, экономической жизни, культуре и науке страны, проведенные в начале столетия Петром 1, способствовали радикальным изменениям в искусстве. Новое представление о ценности человеческой личности легли в основу принципиальных изменений жанровой структуры и образного строя живописи. Широко привлекаются иностранные специалисты, молодых людей посылают за границу изучать архитектуру, живопись, скульптуру и декоративное искусство. Русские художники быстро осваивают европейские образцы, внося в них свое понимание, формы и национальное содержание. Растрелли много работал над образом Петра1. Еще при жизни Петра1, в 1719г, он снял с него маску и тогда же создал восковой бюст Петра. Пристальное изучение облика Петра привело скульптора к созданию в 1723 замечательного бронзового бюста Петра1. В облике Петра ясно подчеркнуты ум, воля, неукротимая энергия. Бюст исполнен так, что он представляется государственным деятелем исключительного масштаба. Реалистичность в передаче подробностей сочетается в этом бюсте с пышной декоративностью всего скульптурного замысла, острый психологизм образа – с блестящим мастерством в передаче фактуры костюма Петра. Портрет Анны Иоановны с арапчонком(1741). Эта торжественная монументальная группа на первый взгляд воспринимается как парадное, репрезентативное изображение царственной особы. С другой стороны, Растрелли изображает лицо Анны непривлекательным, что дает право говорить о приближении художника к объективному, исторически правдивому раскрытию образа императрицы. Особо значительным явлением в русском искусстве начала 18в была портретная живопись. Создание более глубоких, живых образов. Никитин, портрет Прасковьи Ивановны (1714). Племянница Петра1. Ему свойственны условная передача световоздушной среды, приблизительность представлений об анатомии человека, раздельно положенные цветовые пятна. Однако переходя к изображению лица, художник отходит от старых традиций. Он стремиться передать не только внешнее сходство, но также и выражение внутренней жизни, создать поэтический образ. «Канцлер Головкин» и «Напольный гетман». Художник изобразил людей, различных не только по своим внешним чертам или одежде, но прежде всего по внутреннему миру и жизненной судьбе. В портрете Головкина изображен видный государственный деятель и дипломат начала18в. На его лице утомленное, настороженное, хитрое выражение. Совсем иначе воспринимается портрет напольного гетмана. Никитин ясно показал в нем мужество и сильную волю. Правдиво передает чистый лоб, бурые от загара щеки, воспаленные веки, складки старческой кожи. Напольный гетман – воин, проведший значительную часть жизни в походах, и готовый к встрече с врагами. Матвеев «Автопортрет с женой» (1729). В нем передано теплое чувство, связывающее между собой молодых людей. Единство этого произведения достигнуто не внешними композиционными средствами (фигуры поставлены рядом даже несколько наивно), но раскрытием внутренней близости обоих персонажей, их дружелюбием и ласковой внимательностью друг к другу. Лирическая одухотворенность отличает его от суровых произведений Никитина, но у обоих тяга к изучению и изображению конкретных, живых черт реального лица. Антропов, портрет дворянки Измайловой. В этом произведении художник прибегает к своему излюбленному композиционному приему – дает поясное изображение, какбы приближая портретируемого к зрителю. Лицо изображено крупно, что сразу же обращает на него внимание. В отличие от иностранных художников, работ\авших при царском дворе, изображения которых нередко льстили придворным дамам, Антропов показал Измайлову прежде всего как характерную представительницу своего сословия. В его четко подчас сухо написанных произведениях господствуют сильные цветовые пятна, насыщенные красочные тона. Резкие контрасты света и теней помогают с полной ясностью выявить индивид. Особенности облика изображаемых людей. Создавая в своих портретах правдивые образы, он не углублялся в психологическую характеристику изображаемых людей. Прежде всего - точная передача внешних черт. «Петр3», «Атаман Краснощекий». Аргунов – крепостной живописец графов Шереметевых. В портретах, имевших официальный хар-р, сильно сказалось воздействие парсуной недвижности, плоскостности, живописной сухости. Это видно в портретах князя и княгини Лобановых-Ростовских(1750,1754) и генерал-адмирала князя Голицына(1750). Этим условным парадным портретам резко противостоят другие – лишенные официальности , воплощающие стремление Аргунова к правдивому и внимательному изучению натуры. Таковы портреты Хрипуновых (1757), изображ.без всякой идеализации, в простых позах, и обычной домашней одежде, просто и правдиво. Лица стариков умны и привлекательны. Мягкая живописность предает им особую жизненность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.