Здавалка
Главная | Обратная связь

Русское искусство второй половины 19 века



Русский реализм. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. Передвижники работали в нескольких жанрах (бытовом, портрете, историческом жанре и пейзаже). В пейзажной живописи главной тенденцией было воспевание красоты русской природы. Среди передвижников, работавших в жанре пейзажа, наиболее известны И.И.Шишкин (1832–1898), А.И.Куинджи (1842–1910), В.Д.Поленов (1844–1927), И.И.Левитан (1860–1900). В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих. В жанре исторической живописи работали Василий Суриков (1848–1916), Михаил Нестеров (1862–1942), Василий Верещагин (1842–1904), Илья Репин. Искусство и революция. К 1890-м годам наметился кризис реалистического направления в искусстве. Рубеж 19–20 вв. был ознаменован в России господством стиля модерн. Это художественное направление, существовавшее под разными названиями почти во всех европейских странах, наиболее ярко проявилось в произведениях архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Михаил Врубель (1856–1910) является одним из представителей стиля модерн в русской живописи. (передвижники - желание показать проблемы реальной жизни)

32.3. Культура и цивилизация: соотношение понятий. Глобализация современного цивилизованного процесса: содержание, основные тенденции и проблемы

Понятия «культура» и «цивилизация» многозначны и тесно связанны друг с другом. Каждое из них имеет более ста смысловых значений. Под культурой понимают духовную жизнь общества, творческую деятельность человечества, направленну. На преобразование действительности, на выявление и развитие способностей человека. Таким образом, принято выделять массовую и духовную культуры. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.п. Русский ученый П.Сорокин выделил три типа культуры: «чувственный» - в нем господствует непосредственное восприятие действительности; «идеациональный»- характеризуется рациональным мышлением; «интуитивный» тип мышления – преобладает в «идеациональном» типе. Понятие «цивилизация» включает в себя совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми обладают группы стран, народов на определенном этапе своего развития. В данном случае это понятие выступает синонимом высших достижений человека и чаловечества. Именно так трактовал его Ф.Энгельс, противопоставляя цивилизацию эпохе варварства и дикости. Связь между этими двумя понятиями была подмечена давно, но трактовали ее по-разному. В эпоху Просвещения зародилось мнение, что развитие культуры и есть развитие цивилизации. Такие ученые, как Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума, а цивилизованным называли то общество, которое основано на началах разума и справедливости. В настоящее время взаимосвязь между цивилизацикей и культурой рассматривают в трех аспектах. В первом аспекте цивилизация и культура выступают как синонимы. В данном случае под цивилизацией понимают сообщество воспитанных и культурных людей, а отношения между ними регулируются с помощью законов и моральных правил. Многие ученые в основу цивилизации и культуры кладут религиозные ценности. Именно они становятся тем историческим материалом, без которого нельзя представить историю ни одной страны. Цивилизация же – это вид общества, который переживает фазы рождения, роста, надлома и падения. Английский ученый А.Тойнби выделил пять цивилизаций: западную, восточно-православную, исламскую, индуистскую и дальневосточную. Во втором аспекте понятия культуры и цивилизации не совпадают. Культура – это духовный феномен, совокупность моральных, нравственных, философских, религиозных и художественных идеалов, а цивилизация – это овеществление культуры, совокупность научно-технических и социально-организационных качеств, создающих достойную в экономическом смысле жизнь, относительно высокий уровень комфорта. В рамках этого аспекта немецкий ученый О.Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит несколько стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. Для него цивилизация – это упадок и деградация культуры, когда художественное творчество оказывается ненужным и заменяется на механическую работу. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как ступень исторического развития. Цивилизации предшествуют дикость и варварство, которые основаны на присваивающей технологии (собирательство и охота). Появление цивилизации связано с появлением преобразующей технологии. Возникают скотоводческие племена, отделение ремесла от земледелия, появляются товарно-денежные отношения, Регулятором производства и распределения продукции становится рынок. Появляются первые зачатки собственности. Таким образом, в третьем аспекте в основе понятия цивилизация лежит развитие производства и товарно-денежных отношений.Глобализация –взаимопроникновение культур и цивилизаций и постоянно расширяющиеся возможности людей пользоваться достижениями современной мировой цивилизации. Ярким примером является Интернет.

Билет № 33







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.