Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие ТНК, цели создания



Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах и имеющая выход на международный рынок или компания, международный бизнес которой является существенным, т.е.на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах. Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК. Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК. К наиболее часто встречаемым организационным формам можно отнести стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Транснациональные корпорации представляют собой гигантские финансово-промышленные объединения, национальные (транснациональные) или интернациональные (многонациональные) по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли (Рис.36).

 

 

Рис.36. Основные характеристики процесса транснационализации и ТНК в мировой экономике.

ТНК часто делятся на три большие группы:

• Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

• Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

• Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

В масштабах мировой экономики ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства; более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. На их долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов и около 80% финансирования НИОКР. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее: наибольшую группу составляют американские ТНК; наиболее быстрорастущие ТНК — японские; европейские ТНК занимают наиболее значимые позиции в таких наукоемких отраслях как фармацевтическая, химическая, электротехническая.

Первой транснациональной компанией стал Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, Тамплие́ры (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Рыцари Христа и Храма Соломона— первый по времени основания из религиозных военных орденов. В 1135 году начал заниматься банковским делом. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков,. Однако современной роли и структуре ТНК более соответствуют основанные в начале XVII века Британская Ост-Индская компания и Голландская Вест-Индская компания.

Для определения транснациональных компаний существует специальный индекс транснационализации. Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:

I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% ,

Где I T — индекс транснационализации, %; A I — зарубежные активы; A — общие активы; R I — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; R — общий объем продаж товаров и услуг; S I — зарубежный штат; S — общий штат работников компании.

Основные цели, которые преследуют при создании транснациональных корпораций их учредители, сводятся к следующим:

• Стремление к техническому лидерству (примеры: Кодак, Ксерокс, Майкрософт («Microsoft Corporation»);

• Оптимизация размера, неосуществимого в рамках национальных рынков (пример: Макдональдс и др.);

• Доступ к иностранным ресурсам (примеры: «Форд мотор», «Дженерел Моторс» в Европе);

• Снижение себестоимости и усиление конкурентоспособности (пример: «Деллкомпьютер корпорейшн»);

• Борьба за новые рынки сбыта, преодоление барьеров (примеры: «Занусси» (Zanussi) – 23 % рынка Европы, Р&G – 40 % рынка детских пеленок Японии);

• Внедрение единой системы управления, рекламно-информационной службы (примеры: НЕСТЛЕ, Р&G);

• Установка прочного контроля над рынками иностранных государств;

• Рационализация налогообложения за счет специфических черт налоговых систем иностранных государств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.