Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационная структура ЕС



Европейский совет - высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета.

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза. Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне.

Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС.

Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена).

Функции: проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам; помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС. Штаб-квартира — Люксембург.

12.5. Экономические последствия объединения западноевропейских стран
для России

Евросоюз подчеркивает, что нормативные документы, регламентирующие процесс интеграции государств ЦВЕ в общий рынок ЕС, не должны мешать нынешней перестройке экономических отношений между Россией и Центрально-Восточной Европой и не должны наносить ущерб российской экономике. Общая озабоченность России в связи с расширением ЕС объясняется тем, что этот процесс может увеличить разрыв между расширяющимся ЕС и Россией. Главная озабоченность России в связи с расширением ЕС на страны Балтии связана с Калининградской областью, превращающейся в российский анклав в ЕС, что остро ставит вопрос, как об обеспечении нормальной жизнедеятельности области, так и о территориальной целостности Российской Федерации.

В России превалирует точка зрения о том, что общий макроэкономический эффект процесса расширения ЕС будет, скорее всего, благоприятным для России, хотя в краткосрочном и среднесрочном плане эти реформы создадут для России дополнительные проблемы. Вместе с тем Россия представила ЕС список ее озабоченностей в связи с предстоящим расширением (по таможенным тарифам, нетарифным ограничениям, ограничениям по импорту энергии в страны ЕС из одного источника, протекционизму в сельскохозяйственной политике ЕС, антидемпингу и др.).

Со своей стороны, осознавая, что в некоторых аспектах расширение ЕС на страны ЦВЕ может означать ухудшение условий для российской торговой политики, ЕС присвоил России статус страны с рыночной экономикой, что облегчает проблему антидемпинга, и готов пересмотреть вопрос импорта ядерного топлива. Не менее значимым для России является и вопрос о том, будет ли ЕС после расширения более дееспособной, экономически более сильной, а потому и представляющей больший интерес для России в качестве экономического партнера организацией. Россия и ЕС только выиграют от роста торговли, инвестиций, путешествий. Частный капитал не знает национальных границ, и деньги приходят туда, где имеются лучшие условия, в том числе и защиты инвестиций, и где можно получить самые высокие доходы.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем сходство и отличие Евросоюза и бывшего Советского союза?

2. Когда возникла первая европейская интеграционная группировка и когда окончательно сформировался ЕС?

3. В чем причины интеграции стран Европы?

4. Каковы экономические критерии для вступления стран в ЕС?

5. Какие органы власти в ЕС являются законодательными, политическими, исполнительными и судебными?

6. Каковы положительные и отрицательные последствия для России в интеграции стран Европы?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.