Пояснительная запискаСтр 1 из 6Следующая ⇒
ПРОЕКТ Утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви «___»___________2011 г. Журнал №_______ Стандарт Учебно-воспитательной деятельности, реализуемой В воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви На территории Российской Федерации Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка____________________________________3 Основные понятия________________________________________ 5 Общие положения_________________________________________6 Требования к результатам учебно-воспитательной деятельности_________________________________________________________8 Требования к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности__________________________________________20 Требования к организации учебно-воспитательной Деятельности ________________________________________________________34 Порядок реализации и контроль над выполнением Стандарта учебно-воспитательной деятельности___________________________________37 Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об укреплении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы являются настоящими центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. Однако время требует от нас повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви. Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания. Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности: · организация системного изучения православной веры, религии и культуры; · формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения; · воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму; · изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; · формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; · воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию; · воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига святых; · формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания; · раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека); · повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей. Функции Стандарта: системообразующая: построение единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции; контрольно-регулятивная: определение показателей результативности учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, качества и результатов религиозного образования и воспитания; педагогическая: формирование воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности. Область применения Стандарта: руководители религиозных организаций: приходов, Патриарших подворий, Архиерейских подворий, монастырей монастырских подворий; руководители, специалисты Синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации; директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп Русской Православной Церкви; воспитанники воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп; прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп; православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ. Основные понятия 2.1. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресных школах Русской Православной Церкви (далее - учебно-воспитательная деятельность) – это целенаправленный процесс религиозного обучения и воспитания детей, осуществляемый религиозной организацией Русской Православной Церкви в организованной ею воскресной школе, направленный на усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни. 2.2. Воскресная школа Русской Православной Церкви для детей (далее-воскресная школа) - это структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви. 2.3. Дошкольная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс учебно-воспитательных программ для детей 5-6 лет, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре. 2.4. Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 7-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия. 2.5. Основная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 12-16 лет, направленных на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в Таинствах и Богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе на приходе. 2.6. Основная (вероучительная) часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви. 2.7. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс личностно и социально ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности, православного христианина. Основные положения 3.1. Стандарт учебно-воспитательного деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви(далее - Стандарт), - нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания (для детей), требования к организационной и методической деятельности воскресных школ, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. 3.2. Стандарт разрабатывается для учебно-воспитательных воскресных групп, воскресных школ (детей) Русской Православной Церкви (как имеющих статус юридического лица, так и не имеющих такового), созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви. 3.3. Стандарт направлен на обеспечение: а) единства образовательного пространства Русской Православной Церкви; б) упорядочивания, систематизации учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви; в) комплексной и эффективной реализации вероучительных программ и программ духовно-нравственной направленности в воскресных школах; г) возможности получения качественных знаний о православной вере, традиции и культуре, приобщения к церковной среде, церковному быту, образу жизни православного христианина. 3.4. В основе Стандарта лежит системный подход, который обеспечивает: а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников; б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека; в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей. 3.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий: а) воцерковления воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви; б) понимания воспитания как спасения; в) понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств; г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры; д) учета подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Итины, усвоению духовного опыта; е) учет социализации детей вне ограды Церкви. 3.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника: а) осознающий себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующий в своей жизни традиционные православные ценности; б) осознающий себя личностью, социально активной, уважающий закон, выполняющий свои обязанности перед семьёй и обществом; в) осознающий, что Россия - многонациональное государство, и терпимо относящийся к традиционным религиям; г) любящий свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и традиции, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; д) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, обосновывать свою позицию достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; е) творческий, мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир. 3.7. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее - учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени: а) дошкольная для детей в возрасте 5-6 лет – с нормативным сроком обучения 2 года; б) начальная для детей в возрасте 7-11 лет - с нормативным сроком обучения 4 года; в) основная для детей в возрасте 12-16 лет – с нормативным сроком обучения 4 года. 3.8. Воскресная школа Русской Православной Церкви (для детей) должна соответствовать следующим требованиям: а) количество учащихся не менее 10 человек; б) наличие собственных или арендуемых учебных помещений; в) соответствие квалификации преподавательского состава требованиям Стандарта; г) наличие у воскресной школы учебного плана, учебных и учебно-воспитательных программ; д) наличие библиотеки. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|