Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



ПРОЕКТ

Утверждено решением Священного Синода

Русской Православной Церкви

«___»___________2011 г. Журнал №_______

Стандарт

Учебно-воспитательной деятельности, реализуемой

В воскресных школах (для детей)

Русской Православной Церкви

На территории Российской Федерации

Отдел религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка____________________________________3

Основные понятия________________________________________ 5

Общие положения_________________________________________6

Требования к результатам учебно-воспитательной деятельности_________________________________________________________8

Требования к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности__________________________________________20

Требования к организации учебно-воспитательной

Деятельности ________________________________________________________34

Порядок реализации и контроль над выполнением Стандарта учебно-воспитательной деятельности___________________________________37

Пояснительная записка

Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об укреплении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы являются настоящими центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде.

Однако время требует от нас повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви.

Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания.

Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности:

· организация системного изучения православной веры, религии и культуры;

· формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;

· воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;

· изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;

· формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;

· воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

· воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига святых;

· формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

· раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);

· повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

Функции Стандарта:

системообразующая: построение единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции;

контрольно-регулятивная: определение показателей результативности учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, качества и результатов религиозного образования и воспитания;

педагогическая: формирование воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.

Область применения Стандарта:

руководители религиозных организаций: приходов, Патриарших подворий, Архиерейских подворий, монастырей монастырских подворий;

руководители, специалисты Синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации;

директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп Русской Православной Церкви;

воспитанники воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп;

прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп;

православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.

Основные понятия

2.1. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресных школах Русской Православной Церкви (далее - учебно-воспитательная деятельность) – это целенаправленный процесс религиозного обучения и воспитания детей, осуществляемый религиозной организацией Русской Православной Церкви в организованной ею воскресной школе, направленный на усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни.

2.2. Воскресная школа Русской Православной Церкви для детей (далее-воскресная школа) - это структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви.

2.3. Дошкольная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс учебно-воспитательных программ для детей 5-6 лет, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре.

2.4. Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 7-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия.

2.5. Основная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 12-16 лет, направленных на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в Таинствах и Богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе на приходе.

2.6. Основная (вероучительная) часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

2.7. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс личностно и социально ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности, православного христианина.

Основные положения

3.1. Стандарт учебно-воспитательного деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви(далее - Стандарт), - нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания (для детей), требования к организационной и методической деятельности воскресных школ, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

3.2. Стандарт разрабатывается для учебно-воспитательных воскресных групп, воскресных школ (детей) Русской Православной Церкви (как имеющих статус юридического лица, так и не имеющих такового), созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

3.3. Стандарт направлен на обеспечение:

а) единства образовательного пространства Русской Православной Церкви;

б) упорядочивания, систематизации учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви;

в) комплексной и эффективной реализации вероучительных программ и программ духовно-нравственной направленности в воскресных школах;

г) возможности получения качественных знаний о православной вере, традиции и культуре, приобщения к церковной среде, церковному быту, образу жизни православного христианина.

3.4. В основе Стандарта лежит системный подход, который обеспечивает:

а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников;

б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека;

в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.

3.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий:

а) воцерковления воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;

б) понимания воспитания как спасения;

в) понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;

г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры;

д) учета подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Итины, усвоению духовного опыта;

е) учет социализации детей вне ограды Церкви.

3.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника:

а) осознающий себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующий в своей жизни традиционные православные ценности;

б) осознающий себя личностью, социально активной, уважающий закон, выполняющий свои обязанности перед семьёй и обществом;

в) осознающий, что Россия - многонациональное государство, и терпимо относящийся к традиционным религиям;

г) любящий свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и традиции, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

д) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, обосновывать свою позицию достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

е) творческий, мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир.

3.7. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее - учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени:

а) дошкольная для детей в возрасте 5-6 лет – с нормативным сроком обучения 2 года;

б) начальная для детей в возрасте 7-11 лет - с нормативным сроком обучения 4 года;

в) основная для детей в возрасте 12-16 лет – с нормативным сроком обучения 4 года.

3.8. Воскресная школа Русской Православной Церкви (для детей) должна соответствовать следующим требованиям:

а) количество учащихся не менее 10 человек;

б) наличие собственных или арендуемых учебных помещений;

в) соответствие квалификации преподавательского состава требованиям Стандарта;

г) наличие у воскресной школы учебного плана, учебных и учебно-воспитательных программ;

д) наличие библиотеки.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.