Здавалка
Главная | Обратная связь

Программа исследования

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

По дисциплине: Управление общественными отношениями

На тему: «Образ учителя в классической и современной литературе»

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса, 312 группы, очной формы обучения, специальности «Связи с общественностью», Саранцева Мария Васильевна

Руководитель: Зав. кафедрой, доцент, к.пс.н. Моисеенко Наталья Владимировна

 

Саратов 2011

 

Программа исследования

Тема контент-анализа: «Образ учителя в классической и современной литературе».

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.

Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Не стоит также забывать, что учитель – обычный человек со своими взглядами, ценностями и привычками. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза исследования: все изменения, касающиеся учителя, его поведения в различных ситуациях, образе его жизни и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отражались как в классической литературе, так и в современной.

Для того, чтобы исследовать эту проблему глубже, были взяты два различных по стилю повествования произведения классической и современной литературы. Категорией контент-анализа является образное представление учителя в классической и современной литературе.

Целью является определение отношений учителя к ученику и ученика к учителю в литературных произведениях.

Задачей контент-анализа является изучение книг классиков и современников, в которых присутствует образ учителя.

Для изучения этой проблемы использовалось произведение классической литературы: «Человек в футляре» А. П. Чехова и произведение современной литературы: «Начальник» Е. В. Гришковца.

Временной период:

1898 – «Человек в футляре» А. П. Чехова

2007 – «Начальник» Е. В Гришковца

Конструирование категориальной сетки:

Для построения сетки необходимо определить 3 единицы:

1. Единица анализа – суждения, отражающие различие образа учителя классической и современной литературы:

а) оценочные:

- отрицательные;

- положительные;

- нейтральные.

б) смысловые:

С1 – Профессиональные качества учителя:

С1.1. – Любовь к профессии

С1.2 – Профессиональная компетенция

С2 – Личные качества наставника:

С2.1 – Добродушие

С2.2 – Страх

С2.3 – Вспыльчивость

С2.4 – Азарт

С2.5 – Мнительность

С2.6 – Уныние

С2.7 – Чувство юмора

С2.8 - Строгость

С3 – Внешний вид преподавателя

С4 – Положение учителя в обществе:

С4.1 – Поведение

С4.2 – Окружение

С5 – Отношение к учителю:

С5.1 – Учеников

С5.2 – Коллег

С5.3 – Родителей учеников

2. Единица счета: предложения, содержащие единицу анализа.

3. Единица контекста: присутствие героя (учителя).

 


Исследование

Единицы анализа «Человек в футляре» «Начальник» всего
+ - +/- + - +/-  
С1 – Профессиональные качества учителя:   С1.1. – Любовь к профессии   0,96% 0% 0% 2,9% 0% 0% 3,8%
С1.2 – Профессиональная компетенция   0% 0% 0,96% 4,8% 1.9% 1,9% 9,6%
С2 – Личные качества наставника С2.1 – Добродушие 0% 0% 0% 5,8% 0% 1,9% 7,7%
С2.2 – Страх 0% 5,8% 0% 0% 0% 0% 5,8%
С2.3 – Вспыльчивость 0% 0,96% 0% 4,8% 0,96% 0% 6,7%
С2.4 – Азарт 0% 0% 0% 0,96% 0% 0% 0,96%
С2.5 – Мнительность 0% 0,96% 0,96% 0% 0% 0% 1,9%
С2.6 - Уныние 0% 2,9% 0% 0% 0% 0% 2,9%
С2.7 – Чувство юмора 0,96% 0% 0% 1,9% 0% 0% 2,9%
С2.8 – Строгость 0% % 0% 2,9% 0,96% 0,96% 4,8%
С3 – Внешний вид преподавателя 1,9% 1,9% 2,9% 0,96% 0% 4,8% 12,5%
С4 – Положение учителя в обществе С4.1 – Поведение   5,8% 1,9% 0% 3,8% 0% 3,8% 15,4%
С4.2 – Окружение   0% 2,9% 0,96% 0,96% 0% 0% 4,8%
С5 – Отношение к учителю: С5.1 – Учеников 0% 0% 0% 7,7% 0% 1,9% 11,5%
С5.2 – Коллег 0,96% 6,7% 0% 0% 0% 0% 7,7%
С5.3 – Родителей учеников 0%   0% 0% 0,96% 0% 0% 0,96%
Всего   10,6% 24% 5,8% 40,4% 3,8% 15.4% 100%
Всего   40,4% 59,6%  
Всего   100%  

 

 

Единицы контекста Всего
Произведения Количество суждений с присутствием героя (учителя) Количество суждений без присутствия героя (учителя)
«Человек в футляре» 10/9,6% 32/30,8% 42/40,4%
«Начальник» 27/26% 35/33,7% 62/59,6%
Всего 37/35,6% 67/64,4% 104/100%

 


 

Вывод

На основе полученных данных можно сделать выводы об исторической динамике образа учителя в литературе. Так, А. П. Чехов представлял как главного героя – педагога-консерватора в сатирическом образе Беликова, главное в котором - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями, стремление к точному исполнению постановлений и распоряжений, что обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. Е. В. Гришковец же, наоборот, рассказал о другом типе учителя-человека, популярного среди подростков, умеющего устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – воспитывающего в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

В произведении «Человек в футляре» содержится 42 суждения, в которых раскрывается образ учителя-консерватора и его коллег. Из них 10 – суждения, взятые из диалогов персонажа и 32 – повествования о нём автора и обсуждение коллег. Большой процент отрицательных суждений говорит о неправильности данного образ жизни.

Рассказ «Начальник», содержащий 62 суждения об учительстве доказывает,что главный герой – учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берет не каждого, а детей с определенными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть. Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение. Доказательством этому может послужить 42 положительных суждений.

Подводя итог исследованию, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.

Неизменным остаётся лишь факт преданности своей профессии.

Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась: личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.


Приложение

1898 – «Человек в футляре» А. П. Чехова
Цитата ЕА Эмоц. Присутствие героя при высказывании суждения (да/нет)
Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком. С4.1 + Нет
Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках. С4.2 +/- Нет
Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. С3 - Нет
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. С4.2 - Нет
Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. С4.2 - Нет
— О, как звучен, как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: — Антропос! С1.1 + Да
И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. С4.1 - Нет
В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. С2.2 - Нет
Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: — Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло. С2.2 - Да
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? С2.6 - Нет
Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. С2.5 +/- Нет
А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. С5.2 - Нет
Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова. С5.2 - Нет
Было у него странное обыкновение — ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью. С4.1 - Нет
Мы, учителя, боялись его. С5.2 - Нет
И даже директор боялся. С5.2 - Нет
Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! С5.2 - Нет
Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. С4.2 - Нет
Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно. С2.2 - Нет
Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... С2.2 - Нет
И ему было страшно под одеялом. С2.2 - Нет
Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко. С2.2 - Нет
— Очень уж шумят у нас в классах, — говорил он, как бы стараясь отыскать объяснения своему тяжелому чувству. С2.6 - Да
Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу... С3 +/- Нет
А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. С3 + Нет
Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха-ха-ха! С4.1 + Да
Директорша, инспекторша и все наши гимназические дамы ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни. С4.1 + Нет
Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили. С3 - Нет
Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка. С3 +/- Нет
Все — и товарищи, и дамы — стали уверять Беликова, что он должен жениться, что ему ничего больше не остается в жизни, как жениться. С4.1 + Нет
Варенька была недурна собой, интересна, она была дочь статского советника и имела хутор, а главное, это была первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно. С3 + Нет
Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр. С3 - Нет
— Нет, женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность... чтобы потом чего не вышло. С2.5 - Да
Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. С5.2 - Да
Он даже название дал Беликову «глитай абож паук». С5.2 - Нет
— Не мое это дело. Пускай она выходит хоть за гадюку, а я не люблю в чужие дела мешаться. С4.1 + Да
— Какие есть нехорошие, злые люди! — проговорил он, и губы у него задрожали. С2.6 - Да
Идем, и вдруг, можете себе представить, катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька, тоже на велосипеде, красная, заморенная, но веселая, радостная. С4.1 + Нет
Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества. С1.2 - Да
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. С2.3 - Нет
Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом: — Ха-ха-ха! С2.7 + Да
Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. С5.2 + Нет

 

 

2007 – «Начальник» Е. В. Гришковца
Цитата ЕА Эмоц. ЕК
Не было у меня азарта. Тренер через какое то время это понял, и порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и не заниматься другими видами игрового спорта. С1.2 - Нет
Про меня учителя не спрашивали: «А где он сегодня, почему отсутствует на уроке?» С1.2 - Да
И тогда в дверь вошла шумная компания мальчишек, человек семь восемь, все младше меня, все раскрасневшиеся с мороза. Возвышался над ними мужчина лет тридцати пяти, сутулый, худой, в куртке, кроличьей шапке и с очень острым лицом. С3 +/- Нет
— Юноши, юноши, — говорил он им громко, — отснятые плёнки смотать в кассеты и забрать домой. В пятницу придёте, будем проявлять и смотреть, что мы с вами наснимали. С1.2 +/- Да
Давайте живо и по домам. Только по домам. Не шляться и не врать дома, что были здесь. С1.2 + Да
— Так записаться ко мне или в фотокружок? — услышал я вопрос. — Это важно, сформулируй точнее. С1.2 + Да
Человек, когда начинал свою фразу, стоял ко мне спиной в дальнем конце комнаты, а когда заканчивал свой вопрос, оглянулся, посмотрел на меня и улыбнулся. С2.1 + Нет
А человек смотрел на меня и улыбался. С2.1 + Нет
У него было очень необычное лицо. Тонкие, довольно длинные волосы соломенного цвета не имели определённой причёски, и в беспорядке обрамляли лицо, закрывая уши. С3 +/- Нет
Светлые глаза улыбались, чёткий выразительный рот улыбался, лицо его, очевидно подвижное и имевшее большие мимические возможности, было худым и вытянутым, с острым, гладко выбритым подбородком. С3 + Нет
Но главной, не забываемой и уникальной составляющей его лица, был нос. Он был похож на… острый клюв. Но клюв не орлиный, а клюв неведомой птицы. Нос был прямой, без горбинки, длинный, но не торчащий вперёд, а своим остриём направленный вниз. И крылья этого носа были точно нарисованы. Дружеский шарж или карикатуру на этого человека рисовать было, видимо, очень легко. Нос его сам по себе казался карикатурным. С3 +/- Нет
Верхнюю одежду он снял и остался в светлой клетчатой рубашке, расстёгнутой до середины его не совсем атлетической груди. Потёртые, но чистые джинсы очень обтягивали его тонкие кривые ноги, эти джинсы книзу заканчивались небольшими клёшами. На поясе был широкий кожаный ремень с большой пряжкой. Очевидно, этот человек слушал и любил хард рок. С3 +/- Нет
Ну, давай побеседуем, садись. — Он предложил мне табуретку, а сам сел рядом и уставился на меня. С1.2 + Да
— Молодец! А ты сердитый, — заулыбался он. С2.1 + Да
И хоть мой четырнадцатилетний возраст кричал мне, что я не обязан отвечать и вообще подвергаться допросу, но человек, сидящий напротив меня этот крик заглушал. С5.1 + Нет
— Сказать, что тебе из произведений Джека Лондона нравятся рассказы — это ничего не сказать. Это всё равно, что на вопрос «какой твой любимый полонез» ответить «полонез Огинского», — разгорячено сказал он. С2.3 + Да
— Молодец! Пошли чай пить. С2.1 + Да
Это были занятия, на которых Владимир Лаврентьевич учил нас заправлять плёнку в кассету и в бачок. С1.2 +/- Нет
Всех нас Владимир Лаврентьевич называл юношами. С4.1 +/- Нет
— Юноша, — говорил он, — я не удивлюсь, если в среду ты больше не придёшь. Точнее, я удивлюсь, если ты придёшь. С2.8 + Да
Если бы ты вчера был здесь и мыл здесь пол, я бы пошёл и вымыл бы пол у тебя дома, только чтобы твои родители тебя отпускали заниматься. С2.7 + Да
То, что тебя здесь не было, я родителям не сказал. Но сегодня я им позвоню и скажу, что курс обучения ты прошёл, и твои занятия у меня в фотокружке закончены навсегда. Так что с сегодняшнего дня придумывай для родителей другие мифы и легенды. С2.8 + Да
Когда я ходил в общую группу, мне ужасно хотелось, остаться по окончании занятий в фотокружке и побыть среди избранных, пить чай, слушать разговоры. Я же уже один раз пил чай в Владимиром Лаврентьевичем и несколькими «дядями». Но два с лишним месяца Владимир Лаврентьевич говорил мне «юноша» и прощался со мной, как и с остальными «юношами» до следующего занятия. С5.1 +/- Нет
— А что? — он улыбнулся. — А то! Пойдём вместе смотреть хорошее кино. Пойдёшь? С2.1 + Да
— Как что сказать!? — искренне удивился Владимир Лаврентьевич. — Сказать, что ты вместе с руководителем кружка кино— и фотомастерства и ещё несколькими кружковцами идёшь смотреть хорошее кино. С4.1 +/- Да
А ты что думал, я предложу тебе соврать родителям и позову смотреть «Зорро», а потом пиво пить. С2.7 + Да
— А какое кино будет? — робко спросил я. — Хорошее! — почти закричал Владимир Лаврентьевич и засмеялся. С2.3 + Да
Это я потом узнал, что Владимир Лаврентьевич вообще всегда по городу ходит пешком, у него всегда с собой камера (фотоаппарата), а общественным транспортом он почти не пользуется. С4.1 + Нет
— Понимаешь, — спокойно и серьёзно сказал он, — я не знаю, понравится тебе то кино, которое мы будем смотреть. Я даже не знаю, понравится ли оно мне. С2.8 +/- Да
Мы зашли последними, когда Владимир Лаврентьевич подмигнул нам, разрешая зайти. С2.1 + Нет
Пока он говорил, Владимир Лаврентьевич несколько раз тяжело вздохнул, а во время особо пафосного фрагмента речи Листопадова, он похлопал меня по плечу. С4.1 + Нет
Т тогда, когда мне стало уже невмоготу от чтения титров и от этого киношедевра, я оглянулся и увидел, что Владимир Лаврентьевич спит. С4.1 +/- Нет
— Позвони домой, предупреди, что едешь, — угрюмо сказал он. — Не расстраивайся, здесь не все фильмы… такие. Ещё посмотрим то, что можно будет обсудить. С2.8 + Да
Но всё же я был очень доволен. Даже счастлив. Начальник взял меня с собой. Он говорил со мной серьёзно. Он заботился обо мне. И заботился тоже, как надо, серьёзно. С5.1 + Нет
В жизни за окном композиции нет. А в пейзаже композиция есть. Вот ты сними то, в чем композиции нет так, чтобы композиция получилась. Запомни, ты не жизнь фотографируешь. Ты делаешь фотографию. И нужно, чтобы фотография была живая. Но она живёт по другим законам. С1.2 + Да
А а а! — он махнул рукой. — Да что я бьюсь с тобой. Если ты этого не чувствуешь, значит, я тебе ничего объяснить не смогу. Он схватил чашку и отпил чай, обжёгся, закашлялся. С2.3 - Да
Да и сам Начальник часто со мной советовался, спрашивал моё мнение о том или ином снимке. Иногда мы спорили, и сильно. С2.4 + Нет
Отец, после встречи с Начальником, стал спокойнее и лояльнее относиться к моим «занятиям». С5.3 + Нет
Мы каждую неделю ходили в киноклуб. Там я увидел довольно много хороших фильмов. Какие то мне категорически были непонятны, а Владимир Лаврентьевич был от них в восторге. Какие то нравились мне, а ему не нравились вовсе. С5.1 +/- Нет
— Ну, дядя, и что ты там нашёл? Вот ты объясни мне, — горячился он, — потрудись найти слова и объяснить мне, что ты нашёл в этом фильме. Давай! С2.3 + Да
Я впервые старался найти точные слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный (для меня) человек. Я чувствовал, как это сложно, как я устаю от этих разговоров, но я любил эти наши споры. И очень гордился, когда удавалось что то смутное выразить словами. С5.1 + Нет
А Начальник слушал. Меня в первый раз так слушали. С5.1 + Нет
Он был первым взрослым человеком в моей жизни, который также самозабвенно мог слушать и знать наизусть гитарные соло или мелодические ходы, как я. А ещё он к этому также как я серьёзно относился. Музыка сильно нас сблизила. Это была наша отдельная тема. С5.1 + Нет
Но всё же я не был и никогда не стал для Начальника его товарищем и собратом фотографом. С5.1 +/- Нет
— А как ты хотел?! — говорил Начальник — Таланту к фотографии у тебя нет, а если и есть, то я его в тебе разбудить не могу, — говорил он мне безжалостно, когда я помогал ему отобрать фотографии к очередной выставке. С2.8 - Да
Начальник сам фотографировал очень хорошо, но очень редко. Он и сам участвовал в конкурсах, и его фотографии попадали иногда в фотожурналы. Редко у него случались творческие припадки, и он работал ночами. Об этом говорили его красные, не выспавшиеся глаза, и блеск этих глаз. Но он редко показывал нам свои фотографии. Они были замечательные. С1.1 + Нет
Он мыл руки и приговаривал: «Во о от они, ручки мои! Вот они, мои золотые! — говорил он и несколько раз поцеловал свои руки. „Кормилицы мои и поилицы“ — бормотал он и тихо смеялся от радости. С1.1 + Да
Но больше он радовался успехам подопечных. Он мог по нескольку дней провести с кем нибудь из пацанов, добиваясь от него совершенного исполнения печати фотографии. В случае получения результата он просто ликовал. И как же он горевал, когда кто нибудь портил или царапал перспективную плёнку или негатив. С4.1 + Нет
— Ты что сделал, дядя! — почти кричал он. — Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? Ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его! С2.3 + Да
Могла получиться хорошая фотография! Понимаешь?! Хорошая! А хорошая фотография, она не твоя и не моя, она просто — хорошая! А ты её угробил! Твой кадр, главное! — передразнивал он мальчишку. С2.3 + Да
— Конечно, сделаешь! Попробуй только не сделать! — ворчал Начальник. С2.1 +/- Да
Вам всем кажется, что ещё миллион всего сделаете. А вот не сделаешь! Другой сделаешь. Лучше, хуже, сделаешь! А такого не сделаешь! Это же фотография! С1.2 + Да
Не понимаешь и не можешь пока понять, — махнув рукой, спокойно говорил Начальник, — и не должен пока понимать. А миллион хороших ты не сделаешь. Сто, может быть, сделаешь, ну, может, тысячу… А такого кадра не будет. Этого не будет. Его уже нет… Выброси плёнку немедленно. А то смотреть больно. Выброси, чтобы я не видел. С2.1 +/- Да
Летом Начальник брил голову наголо, а бороду переставал брить. А после лета он голову не стриг, а бороду брил. С3 +/- Нет
Летом он уходил в какие то дальние походы. Он лез в горы или в тайгу, сплавлялся на плотах по рекам. С4.1 + Нет
Теперь я уже знаю, что не люблю палаточную жизнь, походы, которые нельзя прервать в любую минуту и вернуться к цивилизации. Я не в восторге от комаров и леса с буреломом и крапивой. Тогда я этого не знал. А он как то догадался или увидел это во мне. Не знаю. С5.1 + Нет
Он пил чай часто и много, очень вкусно заваривал его в химической колбе и почему то использовал для заварки дистиллированную воду. Говорил, что это подчёркивает вкус чая. С4.1 +/- Нет
Я то теперь непонятно где. Я уехал давно. Я занимался то тем, то другим. А Начальник всё там же. Всё занимается юношами. Всё в том же фотокружке. С1.1 + Нет
Почти все люди в городе Кемерово, которые сейчас работают фотографами в газетах или операторами на телевидении, прошли через наш фотокружок. Все знают Начальника. С4.2 + Нет
И первое достижение, какое у нас было в жизни — это то, что один азартный, весёлый, умный, взрослый человек называл нас «дядя». С5.1 + Нет
Он оказал нам доверие! Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профессию, свои представления о том, как и что… С5.1 + Нет
Если можно говорить об учителях… Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был». С5.1 + Нет

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.