Здавалка
Главная | Обратная связь

Несколько советов говорящему при диалоге

Для того, чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил:

• Не используйте в речи ненормативную лексику и вульгаризмы. Если вы считаете, что ваша речь звучит грамотно, то вашему собеседнику может иногда показаться обратное.

• Не будьте слишком пафосны и высокомерны во время беседы. Речь должна быть ясной, понятной и доступной собеседнику данного возраста.

• Будьте внимательны к собеседнику. Всем своим видом покажите, что вы заинтересованы в разговоре с данным человеком.

• Исключите из своей речи слова-паразиты. Слова вроде вот, типа, как бы, значит, это, ну, того могут раздражать при разговоре многих ваших собеседников. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и самого себя.

• Ставьте правильно ударения в словах. Этому можно научиться при работе со словарем. А можно просто внимательней вслушиваться в речь учителя.

• Не перебивайте своего собеседника. Дайте ему договорить свою мысль и только лишь тогда продолжайте диалог.

• Будьте лаконичны и аргументируйте свои выводы. Выражайте свою мысль прямо и ясно. Если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.

Вывод:Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

Учитель читает стихотворение С.Островой:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
Извини меня! -
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово
тебе
сотворит
добро.

 

Обороты речи – это своего рода

одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

Учитель:Язык – это наша история, наше богатство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности. В чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена».

Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существуют слова-паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.

«Речь – удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», – говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас, ребята использует в своей речи какие-нибудь молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном, так как основное хождение он имеет, прежде всего, в криминальной среде. Подобный сленг распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» – представителей уголовного мира. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам на экзаменах, при написании школьных сочинений.

Вот какие бывают перлы у неграмотных учеников:

  • Через свои лишь только трупы они пройдут к нашим телам…
  • Это – один из поэтов, который полностью оголился перед читателем.
  • Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь.
  • Сама Изергиль рассказывает о себе ночью. Небо в это время было освещено лучами зашедшего солнца.
  • Заспанная физиономия бесцеремонно произносит.
  • Раскольников стал нервным: при стуке ног о лестницу он вздрагивал.
  • Декабристы разбудили спавших глубоким сном революционеров-демократов.
  • Они патрулем проходят через всю поэму.
  • Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу.
  • Теперь повернем колесо истории вперед.
  • Мы терзаем науки.
  • Надо оставить для потомства свой след, свою тень.

 

Ребята не надо оставлять в своих сочинениях такие следы, хотя они и очень забавляют.

Игровые моменты.

«Правильно ли мы говорим?»

1. 1. Подберите синонимы к словам

Смелый –храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победитель – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, справиться, сладить.

Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

 

1. 2. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть –о большом скоплении людей.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление.

Краем уха – невнимательно слушать.

Рукой подать – близко.

Как на духу – откровенно, чистосердечно.

Святым духом – неизвестно как, как бы само собой.

Душа в душу – полное согласие.

Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится – хилый, слабый.

Не верить своим глазам – удивляться чему-либо увиденному.

 

1. 3. Поставьте правильно ударение в словах:


кварта?л

катало?г

груже?ный

сли?вовый

на?чал, начала?

звони?т

в я?слях

сре?дства

столя?р

начался?

догово?р

балу?ю, балу?ешь

дефи?с

све?кла

предложи?ть

мышле?ние


 

 

1. 4. Образуйте повелительное наклонение от глаголов

Ехать –поезжай, одеть –одень, надеть –надень, класть –положи.

 

1. 5. Просклоняйте:

Хочу –я хочу, ты хочешь, он хочет, она хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.

1. 6. Родительный падеж множественного числа:

Столы(нет чего?) – столов;

Носки –носков;

Чулки – чулок;

Шарфы – шарфов;

Груши – груш;

Яблоки – яблок;

Полотенца – полотенец;

Помидоры – помидоров;

Килограммы – килограммов;

Лимоны – лимонов;

Туфли – туфель.

Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

Речь народа красная, будто ткань атласная,

Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.

В речь затейную основу положил народ,

И от маленького слова гул большой идет.

Веками речь хранена, умом она гранена.

Просторов километрами промыта и проветрена,

Судьей надежным — временем — внимательно проверена,

Раздумьями обильна речь наша молодильная...

...У народа речь — союзница,

Он в нее всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.