Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю



 

№ п/п Мыслители Дата жизни Вклад в формирование мировой философии
1.     2.     3.   4.   5. Фалес (Thales)     Анаксимандер (Anaximander)   Анаксимен (Anaximenes)     Гераклит (Heraclitus)     Парменид (Parmenides) Около 630-560 гг. до н.э.     Около 610-546 гг. до н.э.     585-525 гг. до н.э.     Около 500-х гг. до н.э.     V век до н.э. - считается первым философом и естествоиспытателем; - утверждал: «вола есть все»; - считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением.   - не считал, что вола есть первооснова всею сущего; - ввел понятие апейрон в качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени); - считал Фалеса первым философом.     - рассматривал воздух как первооснову мироздания; - определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля.   - выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников; - утверждал, что вех; находится в состоянии постоянного изменения или движения; - изменение происходит согласно неизменному закону (логосу); -этот закон включает взаимодействие противоположностей; - это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию; - считал, что настоящей субстанцией изменяющихся вещей является не вещественная первооснова, а логос; - огонь- источник всего сущего; - видел связь между философией природы и экономикой; - в политологии толкует Герайлита как сторонника войны; - имеет взгляды о мире.     - утверждает, что изменение является логически невозможным; - считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас; - предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации; - внес вклад в развитие логического мышления.
6.     7.     8.   9.   10. Эмпедокл (Empedocles)   Анаксагор (Anaxagoras)   Демокрит (Demokritus)     Пифагор (Pythagoras)     Упанищады 492-432 гг. до н.э.   498-428 гг. до н.э.   460-370 гг. до н.э.     VI-V вв. до н.э   - до нас дошло около 150 фрагментов ею работ; был магом и натурфилософом; - вместе с Анаксагором считается философом - примирителем через формулу: «некоторые веши находятся в состоянии изменения, а другие - в состоянии покоя»; - в основу бытия клал четыре первоначала - огонь, воду, воздух, землю, а также две силы разъединяющую (ненависть, вражда) и объединяющую (любовь); - ему удалось разработать модель, включающую изменения и неизменное в основе бытия.   - сохранилось 22 фрагмента его работ; - в основу бытия клал бесчисленное количество элементов; - категорию изменения трактовал так же. как и Эмнедокл; - в отличие от Эмпедокла оперировал только одной силой – умом; - природу считал телеологической, целенаправлен ной.   - сохранилось от 200 до 300 фрагментов его работ; - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом; - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении; - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики; - атом положен не только в основу бытия, но в основу теории познания.   - пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, - фундаментальном начале природы и об изменении; - «раскрывали» природу с помощью математики; - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией; - в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной; - математические исследования носили религиозный характер; - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое; - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания; - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества; - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний; - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества.   - центральная тема - учение о переселении души; - обожествление атамана и брахмана; - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека; - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений; - легитимируют карму и кастовую систему.  
  11.     12.   13.     14.   Буддистская философия   Бхагавадгита (Божественная песнь)   Конфуций (Confucius)   Даосистская философия     551-479 гг. до н.э.   - резко выступала против древней ведийской литературы; - это философия спасения человека; - состояние освобождения – нирвана; - «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний; - главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -этоиллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни; - идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше); - буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство; - учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций) - Желание и отвращение - подлинные враги человека; - идея поддержания справедливого космического порядка; - кастовая система остается нерушимой частью порядка; - философская идея освобождения. - это контроль индивида над своими действиями, несвязанными с мотивами или желаниями; - насилие уничтожается огнем знания.   - современник Будды, Фалеса, Пифагора; - китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной; - обнаруживает мало интереса к философии природы и религии; - как и для Сократа в основу своей философии ставит человека; - правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity); - идея любви к ближнему - в принципе мира; - защищает строго иерархическую организацию общества; - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг; - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения; - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости.   - даосизм в отличие от конфуцианской этики характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением; - представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы; - Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия; - «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего; - дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует; - есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»; - считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность; - высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование; - выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства.  
15.   16.   17. Софисты: - Горгий - Фрасимах - Протагор     Протагор   Сократ     481-411 гг. до н.э.     Около 470-399 гг. до н.э. - первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.); - поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии; - поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления; - за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период; - ввели этико-политические вопросы в развитие демократии; - поставили вопрос о социальной функции права в обществе; - переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами.   - его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением; - выдвинул мысль о пределах человеческого познания; - указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания; - высказал положение о невозможности познания Бога; - считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ; - вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства.     -в центре его внимания была не натурфилософия. а гносеологическая и этико-политическая проблематика; -в познании его интересовал аиализ понятий (определений) с помощью диалога; -в этико-политичсекой сфере опровергал скептицизм софистов; -его этика основывалась на системе «добподетель - знание»: -считал, что человек должен приобрести нормальное понимание жизни » социуме; -сформировал триаду знания: фактуалыное знание, нормативное знание, поведенческое знание; -считал, что всеобщее благо постижимо; -пытался дать конечное обоснование этики с помощью не только разума, но и божественной мудрости; -беседовал со своим внутренним голосом, которого называл демоном; -развивал онтологию и гносеологию морали; -совершенствовал технику убеждения в диалогах; -определил концепцию счастья (счастье это не удовольствие, а согласие с самим собой, чистая совесть и самоуважение).

 

 

Период и персоналии Время до н.э. Предмет изучения Стиль философствования
Натурфилософский: От Фалеса до примирителей включительно Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546), Анаксимен (585-525), Пифагор (ок. 580-500), Гераклит (ок.500). Парменид (ок. 500), Эмпедокл (492-432), Анаксагор (498-428), Демокрит (460-370). 600-450 «Внешнее» (природа) Утвердительный
Антропоцентрический; Софисты: Г оргий (483-374), Франсимах (470-4 10), Протагор (481-411) Сократ 070-399). 450-400 «Внутреннее» (познание, моральные норма) скептический
Снстематизирующий: Платон (427-347) Аристотель (384-322). 400-300 «Внутреннее и внешнее» Сбалансированный
№ п/п Мыслители Дата жизни Вклад в формирование мировой философии
  18.       Платон ( Plato)   Ок. 427 г. до Р.Х. -Сохранилось около 30 диалогов ряд писем, вторичная литература посвященная Платону; -Учение Платона о знании и бытии: выдвинул теорию идей, где идеи, первичная субстанция бытия, т. е. реальность существует либо в качестве идей, либо в качестве чувственно воспринимаемых вещей; идеи не имеют пространства и времени; Учение о государстве и идея добра: утверждает, что правильное знание- есть знание идей добра; считал, что властью должны обладать те. кто является компетентным, а не народ и малознающие и недобродетельные единоличные правители; средство достижения этого -образование; он смотрел на экономику с политической точки зрения; основными понятиями для него были - полис и эйкос; политика должна руководить экономикой, но не наоборот; дал философский анализ эгоизма, долга, места женщины в полисе; дает модель идеального государства; -Идея этической ответственности искусства; Платон - это философ, поэт, гений слова; он рассматривается не только как философ математических, форм духовного, но и как философ «музы и художественного творчества»; дает идею копирования, имитации; укачал, что правителями а государстве должны быть философы; «дачи политики - организовать идеальное общество.  
    19.         Аристотель (Aristotle)     384-322 до Р.Х. -Исследовал концепцию субстанции; для Аристотеля чувственный опыт имеет большее значение в познании, чем для Платона; - Внес вклад в исследование онтологии и эпистемологии (гносеологии, познания); ключевые слова его онтологии; субстанция, форма / материя, четыре «причины», действительное / потенциальное изменение, теология: оперировал понятиями форма и материя; - Он дает ограниченную модель экологии: разрабатывает соответствующие понятии; - Исследует идею праксиса и считает, что цель теоретических дисциплин — познание истины; - указывает на три натурфилософию, математику и метафизику; практические дисциплины политика и этика; дает отличную от Платона концепцию человека; рабства; дает идею соотношения Логоса и Полиса; считает человека политическим животным, духовным созданием со всеми животными принципами жизни; женщин и рабов ставил ниже мужчин; выдвинул идею добра и счастья на базе трех этапов социализации человека; исследовал понятия дружбы, героизма, справедливое равенства, катарсиса, искусства
    20.                   Эпикур ()Epicurus   Стоики   Диоген   Зенон Клеонор Хрисипп Цицерон   Эпиктет Марк Аврелий Сенека   Плотин     Августин (Augustine)     Фома Аквинский     341-270 До Р.Х.   Ок.404-324 до Р.Х.     106-43 до Р.Х.   121-180 4 до Р.Х. 65 после Р.Х.   205-270     354-430г   1225-1274г.   - Дал идею счастья: это хорошая жизнь без боли и страдания; идея наслаждения (гедонизма); отрицательно относится к политической деятельности и считает ее опасной; для пето государство и общество не самоценны; философия природы обосновывает его философию жизни;   - Дали спою концепцию счастья и независимости; ; знания и добродетели; аскетически-морального отношения жизни;   -Учение киников (Диоген) было идеологией низших классов;   - Греческий стоицизм - отличительная черта «среднего класса»: рассматривают долг и воспитание характера, стал» говорить о естественном лоридическом законе для всех;   - У римских стоиков отрешенность от мира заменяется напряженностью между аскезой и политическим долгом; - Развивают основные греческие политические понятия; - Считают, что человеческий разум прячястен мировому разуму; - Дали концепцию права;   - Плотин - это неоплатоник: наставление о сверхъестественных силах; концепция медовой души нашла свое место в христианстве;   -Синтезировал христианство и неоплатонизм; - Осуждает еретическое учение - гностицизм, манихейство и др.; - Сделал Бога центром философского мышления:превосходство души над телом, воли над разумом; - Мир — зто свободный акт Ьога, его идея. - Бог это идеальная модель реального мира; - Цель и смысл жизни - счастье (через познание Бога); -Доказывал возможность знания и познания; высоко ценил чувства;   Синтезировал христианство и аристотелизм; - Его учение превратилось в официальную Римско-католической церкви. - Дал концепцию гармонизации Бога и мира, веры и разума; - исследовал универсалии, законы и человека как общественного существа; - развивал теологический вариант концепции естественного права; - Связал волю и добро для познания Бога; - проводит различие между теоретическим и практическим разумом как посредниками между законами и поведением; --Оперирует классическими и христианскими добродетелями, высшая из которых спасение; -Томизм является онтологией - учением о бытии; - Исследуя бытие, все сущее рассматривал через концептуальную пару актуальность и потенциальность; - Изменение м учение о четырех причинах; форму и материю, душу и тело: дает томистское понимание науки; Теория познания - это составная часть общей томистской философии; считал, что знания начинаются с чувственного восприятия; во веем придерживался умеренного реализма; Томистская антропология и моральная философия находится под влиянием аристотелизма; - Фома не разделяет акгустаноиокую волюнтаристскую и пессимистическую точку - зрения на человека;Разум ставит выше воли; поддерживает всеобщие моральные нормы или законы.
                                Серен Кьеркегор   Мережковский Дмитрий     Николай Коперник   Nicolaus Сорегnicus работа: «О вращении небесных сфер»   Nb: Гелиоцентрическая модель уже предлагалась греческим астрономом Аристархом из Самоса (ок. 310-230 г. до Р.Х.)но|именно копервнкавскаямодель привела в эпоху Ренессанса и реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции     Иоганн Кеплер (Johanes Kepler)   Галилео Галилей (Galileo Galilei)   Исаак Ньютон (Isaac Nеwton)   Розанов Василий Васильевич   Работы: «Легенда о великом инквизиторе», «Религия и культура», «Природа и история», «Семейный вопрос в России», «Место христианства в истории», «Номинализм и религия»     Л.И. Шестов     Бердяев Николай Александрович   Лосский Николай Онуфриевич   1813-1855   1865-1941   1473-1543   .   1571-1630   1564-1642     1643-1727     1856-1919 - представил онтологическую концепцию трех стадий бытия; - считается родоначальником экзистенциализма; - идея "моральной воли"; - понятие объективной и субъективной истины; - демократия как демагогия   - критиковал церковь и неисторическое христианство; - для его философии характерен синтез языческой и христианской философии; - был уверен в победе российского православия над мировым духовным кризисом     - предложил астрономическую модель с Солнцем в качестве центральной планетной системы; - это гелиоцентрическая модель противоречия господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признавшейся Церковью. - Гелиоцентрическая система революционенализировала наш непосредственный жизненный, опыт, человек должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной ,чем раньше, точки зрения; человек стал не центром, а песчинкой в мироздании. Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перспективы Называется коперниканской революцией. РЕЗУЛЬТАТ: эта позиция Коперника вместе с эволюционной теорией Дарвина и учением Фрейда о бессознательном, дала подлинную оценку веры в человеческий разум   - опровергает представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земного мира, и ищет механическое объяснениедвижением планет: для Кеплера математические законы движения имели и метафизические измерение; эта смесь математики и метафизики указывает на его связь со старой традицией, восходящей к пифагорейцам; механическое объяснение всего во вселенной, от высокого до низкого, помогло заложить основания новых естественных наук; с помощью наблюдений , сделанных Тихо Браге, Кеплер уточнил модель Коперника, Орбиты - это не окружности , а эллипсы, в центральном фокусе которых находится Солнце; -на основе философской идеи о переменных скоростях планет, зависящих от расстояния до Солнца, Кеплер сформулировал законы перемещения планет по их орбитам; -позже экономичность и истинность этой теории была подтверждена исследованиями Ньютона;   - в его работах зародилась новая физика, противоречащая аристотелевской традиции толкования научных понятий и способов объяснения; - опровергал все понятия не только на философском уровне, но и по-новому проводил научные исследования; - иначе, чем Аристотель, объяснил законы движения материи; он был пионером разработки новых философских понятий и методов исследования; - считал математику языком «книги природы»; - считал:, что вся философия материи написана языком математических символов- треугольников, кругов, квадратов.   -его главный труд «Математические принципы натуральной философии»; - сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения   - создал теорию исчисления бесконечно малых единиц; - создал теорию цветового состава естественного цвета; - его предшествующие теории обосновати как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так в механике (галилееев закон свободного падения тел). - занимался теологией, алхимией; - он стал основным предшественником эпохи Просвещения; - возникновение физики Ньютона было обязано философии в плане как формирования механической картины (мира, так и выработки рационалистической и эмпирической позиций; - Ньютон придал новые импульсы развитию философии своими , исследованиями (исследования пространства- времени у Канта); -Ньютон - это мощь человеческого мышления, начиная с него, наука оказалась силой прогресса; -Наука стала доказывать философскую _ концепцию истины._     -пытался найти принцип, обеспечивающий ценность всей среды научного знания; -определил «понимание» как среду деятельности «чистого» разума; -был религиозным философом; -считал поклонение мистическим свойством сознания человека, формирующим религиозное мировоззрение; появляется сомнение в истинности высокой миссии «исторического христианства»; противопоставляет восточное христианство западному; западное христианство объявляет «антимиром»; -считал, что люди поклоняются легенде о христианстве, а самого христианства ещё нигде нет; -доказывал, что Голгофа- это гимны страданию, в то время как истинное христианство- это радость рождения в Вифлееме; -критиковал святые мощи,религиозное искусство, поклонение отшельникам издевающимся над своим «греховным» телом; поделил дух на Арийский и земной критиковал православие; - в противовес Р. Декарту считает,что душа не является источником знания; -считал, что любой человеческий акт -логический или эмоциональный- есть единство чувств, телесности, психики и рациональности; -считал, что с тела начинается познавательный процесс к эстетическому, религиозному осмысливанию феноменов окружающего мира; - полагал, что спасать человека надо начиная с тела, но не с души; -поскольку православие занимается душой и игнорирует тело, оно не может спасти человека; - считал, что христианство убивает Бога; для него быть христианиномзначит - отречься от Бога; сама природа человека противоречит христианскому учению; доказывал, что Христос не есть избавитель, т.к. ввёл культ страдания и заставляет людей поклоняться ему: - так же, как и Ницше считал, что только радость и удовлетворение являются настоящей жизнью, а не смерть и страдания, противоречащие самой Жизни как природному явлению; -Розанова часто называют «русским Ницше»: для обоих характерно чувство одиночества- Ницше закончи психический и социальной изоляцией а Розанов - религиозной замкнутостью; оба отбрасывали общечеловеческие нормы сосуществования; -Если Ницше выступил против старой этики, которая связывает волю человека, то Розанов стоит на позициях Кьеркегора за «исправление» этических норм: если Ницше провозглашает культ «сверхчеловека», то Розанов -«человека из подземелья», которому надо помочь; если Ницше претендует на роль «лекаря культуры», то Розанов считал, что христианская культура настолько больна, что ей не помогут никакие лекарства; если Ницше провозглашал радость будущего, Розанов провозглашает возврат к дохристианским временам; Ницше призывает к индивидуальному духовному совершенствованию, Розанов - к усовершенствованию телесному; Ницше критикует европейскую культуру за её христианский характер, Розанов - за то, что она недостаточно христианская; ---Критиковал монастыри; -Критиковал церковь за то, что она объявляла бытие человека, науки и искусство проявлением дьявола; ---Критиковал роль интеллигенции в обществе, которая не понималась народом, придавленным государством и христианством, маргинально связана с ним и не знающего его; - Не случайно то, что наряду с шедеврами искусства и культуры Россия продолжает удивлять мир своими бунтами, и революциями и т.п.   -в познании на первый план выдвигал не разум, а случайность, чудо, таинственных характер действий познавательными возможностями философии можно исследовать любую проблему; философия - это та сфера культуры, где невозможное становится возможным; -главная идея философии - человек и его борьба за свободу; -разуму и логике противопоставлял чувства, выступал против рациональных подходов к анализу явлений; -избирательно относился к качеству исполнительности в человеке; -главная цель философии- объяснить человеку, что-то, что должно быть, есть именно тем, чего хочется; -вера- более усовершенствованный метод анализа, чем разум; -вполне логическое может быть абсурдным психологически; -философия возникла из ненависти к действительности и растущего интеллекта человека; философскими методами доказывает преимущество веры перед разумом; -исследует проблему свободы; -определяет центр бытия человека; указывает природу бытия.   -даёт концепцию свободы; -определяет своё отношение к коммунизму; -обозначает социальный детерминизм индивида и личности     -определяет главную задачу философии; -работает в области теории познания; -разрабатывает «координационную теорию» -выделяет механизм связи субъект -объектных отношений; исследует механизм восприятия философскими методами; исследует память; -исследует бытие: «идеальное бытие», «реальное бытие», «металогическое бытие»; исследует онтологическую структуру«мир - Бог»; -исследует проблему соотношения творчества и бытия ; -исследует иерархию высших ценностей; -исследует проблему эгоизма.  

ЛЕКЦИЯ 7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.