Здавалка
Главная | Обратная связь

А) Проблема человека в философии Китая.



Человек в Китае отождествляется с природой и космосом, не выделяется из общества и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:шин; ци; шэнь.

Цзин- энергия зарождения всего сушего, «корень», «семя» живого организма

Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзинотождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин

- энергии зарождения). Энергия циподразделяется на:
вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы
приобретают материальную форму; духовную ци - душу
человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни
человека. Удачливый, физически и морально здоровый
человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый,
неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь
к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью -
освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь- неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения цин; энергии материального и духовного существования -
ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти,

шэнькитайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян - мужская сексуальная энергия; Инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ЯнСолнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу Инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение Ян и Инь.

В гносеологических вопросахвосприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия: не дает четкого понятия человека,пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа; начинает отсчет человеческой жизнине с момента рождения, а с момента зачатия; не исключает человеканавсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков; выделяет в качестве духовного центра человекане голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце; воспринимает человекакак часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества; призывает ценитьземной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность,

Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состояниидуховной психофизической

энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказот вредных и злых помыслов, правильное отношениек окружающей действительности, уважениек окружающим и старшим, сдержанныйоптимизм, правильноерасположение жилища и мебели внутри его, избеганиеобщения с людьми, обладающими «грязной», нездоровой Ци, общениес людьми, имеющими чистую, здоровую Ци; работанад своим телом и душой - «син чун» - окультуривание себя; работанад судьбой, принесениепользы обществу - «мин чун»; соблюдениеобщественных порядков; употреблениелекарств и целебных трав, правильноепитание; проживаниев Китае, соединение с китайской культурой, подпиткадуховной энергией Китая.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.