Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее понятие досократических философских школ.



а) Первые, досократические философские школы Древней
Греции возникли в VII - -V вв. до н.э. в ранних древнегреческих
полисах, находившихся в процессе становления.

б) Наиболее известные ранние философские школы Древней
Греции:

милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты.

в) Характерные черты досократических философских школ:ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер
философских учений.

2) Милетская школа(«физики») - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.

а) Милетская школа существовалав Древней Греции в VI в.
до н.э. и получила свое наименование от названия города где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлисьФалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Философы милетской школы: выступалис
материалистических позиций; занималисьне только философией, но и другими науками - точными и естественными; пыталисьобъяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); искалипервоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес
(примерно 640 - 560 гг. до н.э.) - основатель милетской
школы,
один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); представлялЗемлю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал,что неживая природа, все вещи имеют душу(то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее); допускалналичие множества богов; считал центромвселенной Землю; -«точно определил продолжительность года - 365 дней; сделалряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610- 540 гг. до н.э.),ученик Фалеса: первоначаломвсего сущего считал «апейрон»- вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоятиз микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идеюо происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен(546 - 526 гг. до н.э.)- ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущегосчитал воздух; выдвинул идеюо том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллелимежду душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - «душой космоса»; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половинаV вв. до н.э.)- древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначаломвсего сущего считал огонь;

вывел законединства и борьбы противоположностей -

ключевой закон диалектики (-наиболее важное философское

открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну иту же реку нельзя войтидважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материали­стического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы.

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.). древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести, к числу и измерить с помощью числа); выступализа познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считалиединицу мельчайшей частицей всего; пыталисьвыделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное -нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое -левое, мужское - женское и др.).

Элеаты.

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.