Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее понятие и периодизация философии стоиков.



а) Причина возникновения:Ответной реакцией на
распространение идей киников стало возникновение и развитие
философской школы стоиков («Стоя» - название портика в
Афинах, где она была основана).

б) Основателем данной философской школысчитается Зенон
Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так
называемых «апорий»-парадоксов).

в) Периодизация:Стоическая философия в своем развитии
прошла ряд этапов:

- ранняя стоя.(III - II вв. до н.э.), представители - Зенон,
Клеанф, Хриссип и др.;

- средняя стоя(Ц -1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;

- поздняя стоя(I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет,
Марк Аврелий.

5. Основная идея и характерные черты стоической
философии.

а) Основнаяидея философской школы стоиков (сходная с
основной идеей философии киников) - освобождение от
влияния внешнего мира.
Но в отличие от киников, которые
видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении
ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни
(попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали
иной путь для достижения этой цели
- постоянное
самосовершенствование, восприятие лучших достижений
традиционной культуры, мудрость.

б) Идеалом стоиковвыступает мудрец, поднявшийся над
суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

в) К характерным чертам стоической философии также
относятся:

- - призыв к жизнив согласии с природой и Мировым
Космическим Разумом (Логосом);признание доброделивысшим благом, а порока - единственным злом;

- определение добродетеликак знания о добре и зле и
следования добру;

- призыв к добродетеликак постоянному состоянию души
и моральному ориентиру;

- признание официальных законови государственной
власти лишь в том случае, если они добродетельны;

- неучастие в жизни государства(самоотстранение),
игнорирование законов, традиционной философии и
культуры, если они служат злу;

- оправдание самоубийства,если оно совершено в знак
протеста против несправедливости, зла и пороков и
невозможности делать добро;

- восхищение богатством,здоровьем, красотой, восприятие
лучших достижений мировой культуры;

- высокий эстетизмв мыслях и поступках;

осуждение бедности,болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

- признание стремления к счастьювысшей целью человека.

6. Философия Сенеки и Марка Аврелия. Представители:Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий, а) Сенека(5 г. до н.э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ:

- проповедовалидеи добродетели;

- призывалне участвовать в общественной жизни и
сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

- приветствовалпокой и созерцание;

был сторонником,незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

верилв безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

- преувеличивалроль философов и мудрецов в управлении
государством и всех иных сферах жизни, презирал простой
и необразованный люд, «толпу»;

- считалвысшим благом нравственный идеал и человеческое
счастье;

- виделв философии не отвлеченную теоретическую систему,
а практическое руководство по управлению государством,
общественными процессами, по достижению людьми
счастья в жизни.

б) Марк Аврелий Антонии(121 - 180гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стойлу в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самомусебе». К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: глубокоеличное уважительное отношение к Богу;

- признаниевысшим мировым началом Бога;

- понимание Богакак активной материально-духовной силы,
объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

- объяснениевсех происходящих вокруг событий
Божественным промыслом;

- видениев качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

- разделение внешнего мира,который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

- признание основной причинойсчастья отдельного
человека, приведение его внутреннего мира в соответствие
с внешним миром;

- разделениедуши и разума;

- призывы к несопротивленнювнешним обстоятельствам,
к следованию судьбе;

размышленияо конечности человеческой жизни, призывы
ценить и максимально использовать возможности жизни;- предпочтениепессимистического взгляда па явления
окружающей действительности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.