Прогрессивная арабская философия.
а) Общая характеристика: в IX в. начался новый этап - усилениевлияния материалистических идей (что стало - заимствованиеидей европейской философии, особенно - наибольший вкладв становление новой б) Представители арабской философии: Аль-Кинди(800 - 879): сделал первый шагпо европеизации арабской философии; ему принадлежит заслуга открытиядревнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании; взяв в качестве примера учение Аристотеляо 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю, форму, движение, пространство, время; выдвинул революционную для своего времени идеюо познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: логически-математическую; естественнонаучную; метафизическую (философскую). NЬ:IIричем по мнению Аль-Кинди, только разум может бытьисточником и эталоном познания. философия Аль-Кинди значительно опережала эпохуи была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой). Аль-Фарби(870 - 950): систематизировал и пытался адаптироватьфилософию Аристотеля к арабским условиям. первым выдвинул идеюоб «эманации» и невсемогуществс Бога. его идеи послужили фундаментомфилософии Ибн-Сины (Авиценны). • Ибн-Сина (Авиценна)(980 - 1037): • вывел арабскую философию на новый уровеньпрогресса. • главные труды по философии:«Книга исцеления» («Книга • Авиценна высмеивалкосность и догматизм исламских • пытался отделить философию от религии(в то время как • видел в философии отдельную науку,которая должна • основывал многие философские идеина достижениях • не отрицал наличие Бога,но выступал против признания • считал,что многие явления в окружающем мире происходят • причину возникновения мира виделв «эманации» - • выступал против идеи«первотолчка», которую заменял « считал, что все существующее материально(как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами- идеальностью 4. Философия Аверроэса (Ибн-Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). а) Даты жизни и творчество:из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс)(1126 -1198). Аверроэсжил и работал в Испании, находившейся под - им была создана философия аверроизма,получившая философия Аверроэса была материалистичнапо своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. б) основные положения философии Аверроэса: - отвергалась идеятворения (мир вечен, он несотворим и - допускалось наличие Бога,но за ним не признавалась - за Богом признаваласьвесьма ограниченные возможности, - отвергалась идеяо том, что Бог приводит все в движение; - доказывалось,что движение - самостоятельное свойство - выдвигалась идеяжесткого детерминизма - отвергалась возможностьбессмертия души (смерть тела - была выдвинута идеяо «двойственной истине» - - то, что истиннов религии, может быть ложнодля в) Материалистическая,антирелигиозная философия притяжения философских учений, противостоящих схоластике. г) Впоследствииубежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский:среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|