Политическая философия Никколо Макиавелли.
а) в отличие от философии Реформации,предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философияисследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы б) Ярким представителем политической философии - Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладаетизначально злой природой; движущими мотивами поступковчеловека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно,если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натурычеловека, его эгоизма создастся особая организация - государство; правитель долженруководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядетьщедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана); руководитель не должен посягатьна имущество и личную жизнь людей; в борьбе за освобождениеродины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли основанана реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. 4) Философия социалистов-утопистов, а) Сущность вопроса: в эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемамобщества и государства, Церкви. При их изучениифилософы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философовосновное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проектыбыли сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. - Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г.являлся членом парламента, 1523 -1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г.-лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г.Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущегоТ. Мор изложил в произведении «Утопия». Nb: Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на - Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 -1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца,где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуютв производительном труде; результаты трудапоступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяютсямежду его членами; труд совмещаетсяс одновременным обучением; жизнь соляриев регламентированадо мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе(ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни); большое вниманиеуделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель(избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Лекция 12 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|