Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.
- мыслить может реально существующий человек. Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. - поскольку мышление - это работа разума, то в основе Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую». 3)Учение Декарта о субстанции. а) онтологическая парадигма: изучаяпроблему бытия, Декарт пытается вывестибазовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводитпонятие субстанции. NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. - таким качеством (отсутствие необходимости для своего Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных. Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой. Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма. Дуализм Декарта. а) логика дуализма: - есличеловек совмещает в себе две субстанции, тоон с точки зрения дуализмадля Декарта бессмысленным становится и "основной вопрос философии" - спор о том, что первично - материя или сознание. б) материя и сознание соединяются только в человеке,а 5) Дедукция - как научный метод Декарта. а) суть идеи:применение в теории познания научных методов физики, математики и иных наук, чтобы значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс {по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). б) в качестве данного научного метода предлагается - смысл философского гносеологического метода - допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; - сложную проблему расчленятьна отдельные, более - последовательно переходитьот известных и доказанных - строго соблюдатьпоследовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии. а) суть данной теории: - большинство знаний достигаетсяблагодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах; - данные истины(аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Nb:Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|