Здавалка
Главная | Обратная связь

Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.



- мыслить может реально существующий человек.

Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания.

- поскольку мышление - это работа разума, то в основе
бытия и познания может лежать только разум.

Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую».

3)Учение Декарта о субстанции.

а) онтологическая парадигма: изучаяпроблему бытия, Декарт пытается вывестибазовое, основополагающее

понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В

качестве такового философ выводитпонятие субстанции.

NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего

существования ни в чем, кроме самого себя.

- таким качеством (отсутствие необходимости для своего
существования ни в чем, кроме самого себя)
обладает
только одна субстанция и ею может быть толькоБог,
который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ,
является источником и причиной всего. Будучи Творцом,
Бог создал мир, также состоящий из субстанций.
Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи,
идеи) также обладают главным качеством субстанции -
не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме
самих себя.

Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по
отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции
- Богу они производим, вторичны и зависят от него (поскольку
сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два
рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.

Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.

Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма.

Дуализм Декарта.

а) логика дуализма:

- есличеловек совмещает в себе две субстанции, тоон
дуален (т.е. двойственен);

с точки зрения дуализмадля Декарта бессмысленным становится и "основной вопрос философии" - спор о том, что первично - материя или сознание.

б) материя и сознание соединяются только в человеке,а
поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две
субстанции - материальную и духовную), то ни материя,
ни сознание не могут быть первичны -
они существуют
всегда и являются двумя различными проявлениями единого
бытия.

5) Дедукция - как научный метод Декарта.

а) суть идеи:применение в теории познания научных методов физики, математики и иных наук, чтобы значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс {по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

б) в качестве данного научного метода предлагается
дедукция
(но не в строго математическом смысле - от общего
к частному, а в философском):

- смысл философского гносеологического метода
Декарта в том, чтобы в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получать (выводить) новые, также достоверные
знания; только используя дедукцию как методразум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. в) Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- сложную проблему расчленятьна отдельные, более
простые задачи;

- последовательно переходитьот известных и доказанных
вопросов к неизвестным и недоказанным;

- строго соблюдатьпоследовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.

а) суть данной теории:

- большинство знаний достигаетсяблагодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах;

- данные истины(аксиомы) изначально очевидны и достоверны.

Nb:Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.