Вопрос II. Философия Эммануила Канта
Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения. а) Основоположником немецкого классического идеализма б) Все творчество И. Канта можно разделить на два - докритический(до начала 70-х гг. XVIII в.); - критический(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). в) Суть вопроса: - В течение докритического периода философский - В более поздний, критический период интерес Канта Nb»: Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критике, способности суждения». 2) Естественно-научная философия Канта докритического периода. а) Основные идеи:Важнейшими проблемами философских б) Новаторство Канта:он был одним из первых философов, - Солнечная система возникла из большого - природа имеет свою историю во времени (начало и конец), - природа находится в постоянном изменении и развитии; - движение и покой относительны; - все живое на земле, в том числе и человек, - результат в) В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток - механические законы изначально не заложены в материи, - данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Nb: Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). 3) Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, «вещь в себе». а) В основефилософских исследований Канта критического б) Суть идеи:Большинство философов до Канта видело в - Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной - Познавательные возможности (способности) в) Противоречия Канта:Данные неразрешимые Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА:"Мир имеет начало во времени. Мир не имеет начала во времени и ограничен в пространстве и безграничен". - Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ: "Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы". - Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА:"Есть Бог - Nb: С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба характеризующих знание:апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе». г) Определение: Апостериорное знание- то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например,человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность. - Априорное знание- доопытное, то есть то, которое Пример 1:«Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Пример2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно,обладает качествами всеобщности и необходимости. Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение. - «Вещь всебе» - одно из центральных понятий всей
4) Стадии познавательного процесса. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|