Здавалка
Главная | Обратная связь

В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.



- Абсолютная идея -это: единственно существующая
подлинная реальность; первопричина всего окружающего
мира, его предметов и явлений; Мировой дух,
обладающий самосознанием и способностью творить:
Следующим ключевым онтологическим понятием
философии Гегеля является
отчуждение.

Nb: Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного,

отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы;

человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова ксамому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение -окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека -реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -возвращение Абсолютного духа к самому себе. в) Само отчуждение включает в себя:

- творение материи из воздуха;

- сложные отношения между объектом (окружающим
миром) и субъектом (человеком) - через человеческую
деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

- искажение, неправильное понимание человеком
окружающего мира.

Nb: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3) Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.

а) Определение: Историческая заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, что им впервые было четко
сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по
Гегелю, - основополагающий закон развития и
существования Мирового духа и сотворенного им
окружающего мира,

б) Смысл диалектики в том,что:

- все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы
и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе
противоположные начала (например, день и ночь, тепло
и холод, молодость и старость, богатство и бедность,
черное и белое, война и мир и т. д.);

- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа)
находятся в противоречии по отношению друг к другу,
но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;

- единство и борьба противоположностей - основа развития

и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

в) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует Определенный тезис (утверждение, форма
бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис - его
противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных
тезисов
получается синтез - новое утверждение, которое,
в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком
уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз
в результате синтеза противоположных тезисов
образуется тезис все более и более высокого уровня,

Nb:В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис -»»небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез -«становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

- По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно
противоречия являются движущей силой прогресса. Без
наличия противоречий, их единства и борьбы развитие
невозможно.

4) Философия природы, философиядуха и философия

Истории Гегеля.

В своих исследованиях Гегель стремится понять:философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность.

а) Природу (окружающий мир) Гегель понимает как
инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму
существования идеи).

б) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный
дух; объективный дух; абсолютный дух.

- Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека
(так называемый «дух для себя»).

- Объективный дух - следующая ступень духа, «дух
общества в целом». Выражением объектов нового духа
является право - данный свыше, изначально
существующий как идея (поскольку свобода заложена в
самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим
наряду с правом выражением объективного духа являются
нравственность, гражданское общество, государство.

- Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно
действительная истина.
Выражением Абсолютного духа
являются: искусство;религия; философия.

Искусство непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю,«увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

в) Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире,
чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
- философию природы; антропологию; психологию;

логику;

- философию государства; философию гражданского
общества;

- философию права; философию истории;

- диалектику - как истину всеобщих законов и принципов.

г) История, по Гегелю,процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею
свободы, вся история есть процесс завоеваниячеловеком
все большей и большей свободы. В этой связи Гегельделит
всю историю человечествана три больших эры:
восточную;
антично-средневековую; германскую.

- Восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) -
такой период истории, когда в обществе осознает себя,
пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один
человек - фараон, китайский император и т. д., а вес
остальные являются его рабами и слугами.

- Антично-средневековая эра- период, когда себя стала
осознавать уже группа людей (глава государства,
окружение, военачальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса подавлена и не свободна, зависит
от «верхушки» и служит ей.

- Германская эра- современная Гегелю эпоха, когда себя
осознают и свободны все.

5) Социально-политические взгляды.

- - государство- форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); право - наличное бытие (воплощение) свободы; общие
интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы
могут быть принесены в жертву общему благу;

- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная
свыше реальность, с которой нужно мириться;

- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо,
двигатель прогресса;

- противоречия и конфликты между государствами, войны

- двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному
разложению;

- регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и
сознании в том, что
противоречия между бытием (материей)
и идеей (сознанием, разумом) не существует.
Разум, сознание,
идея обладает бытием, а бытие - сознанием.
Все разумное
действительно, а все действительное разумно.

Вопрос IV. Философия субъективного идеализма

1) Общее понятие субъективного идеализма.

а) Суть вопроса: В отличие от объективных идеалистов
(Гегеля и др.), которые считали, что первичная по
отношению к материи идея существует сама по себе как
объективная реальность, независимо от сознания человека,
сторонники субъективного идеализма были убеждены в том,
что:

- во-первых, единственной реальностью является идея;

- во-вторых, что идея существует только в сознании
человека, то есть сознание человека является
существенной реальностью, вне которого ничего не
существует.

б) Видными представителями субъективного идеализма
являлись Беркли, Юм, Фихте.2) Философия Джорджа Беркли.

а) Философская позиция. Джордж Беркли (1685 -1753) -
английский философ нового времени, субъективный
идеалист.

б) Можно выделить следующие основные идеи его
философии:

- само понятие материи ложно;

- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но
единой материи как таковой нет;

- материализм - тупиковое направление в философии,
материалисты не способны доказать первичность
отдельных вещей (которые они именуют материей) по
отношению к идее; наоборот, первичность идеи легко
доказуема- перед изготовлением любой вещи существует
ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел
окружающего мира в сознании Бога-творца;

- единственная очевидная реальность есть сознание
человека;

- со смертью человека и его сознания исчезает все;

- идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-
либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

- высшим доказательством первичности идеи является
существование Бога;

- Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время
как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок
и всецело зависит от него.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.