Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия Дэвида Юма.



Философская позиция: Дэвид Юм (1711 -1776) - другой английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов:

- проблема отношения бытия и духа неразрешима;

- человеческое сознание склонно к идеям;

сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая
жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта,
знаний, чувств); без своей идеальной сущности (например, без воспитания,
опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще
полноценно воспринять мир;

человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» -приобретенные знания и опыт;

- «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти;
аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека
и в ходе истории.

4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "Я-концепция" Фихте,

а) Особый вклад в разработку системы субъективного
идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 - 1814) -
представитель немецкой классической философии,
профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского
университета.

б) Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение
так называемой «Я-концепции».

- Повод к ее выдвижению- противоречия в философии
Канта, учеником и сторонником которого был Фихте.
Главное противоречиеФихте видел в кантонском
разделении познающего субъекта (человека) и
непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»).
Данноеразделение, по Фихте, как и идеал об
ограниченных познавательных возможностях разума,
антиномиях, окончательно лишает философию надежды
выполнить ее главную задачу - объединить бытие и
мышление.

в) Суть вопроса: Фихте идет дальше своего учителя Канта:

- отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой
разумом внешней реальности;

- единственной реальностью провозглашает внутренне,
субъективное, человеческое «Я», в котором заключается
весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем
помещения бытия внутрь мышления, причем
субъективного, перенесения субъекта в объект); считает, что жизнь окружающего мира происходит только
внутри субъективного «Я»;

- вне мышления, сне «Я» самостоятельной окружающей
действительности нет;

- само «Я» - не просто сознание человека, это движение,
творящая сила, вместилище окружающего мира,
наддействительность, фактически высшая субстанция (по
аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии
Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные
взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте
описываются диалектически по схеме «тезис - антитезис
- синтез», а Именно: Абсолютное Я полагает само себя
(«Я» полагает Я); «Я» полагает (образует) «не-Я» -
внешнюю окружающую действительность (антитезис);
«Я» (активное творение, начало, субъект, сознание
человеческой личности) взаимодействует с «не-Я»
(пассивным началом - окружающим миром) внутри
Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).

- Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» -
окружающим миром внутри «Абсолютного Я» -
субъективного духа может быть: практическим (от «Я» -
к «не-Я»; «Я» - творит, определяет «не-Я», основной вид
взаимодействия);

- теоретическим (от «не-Я» к «Я» - второй, более редкий
вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта,
информации из «не-Я» - окружающего мира - в «Я»
(конкретное сознание).

г) Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы.По
Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей
необходимости.

- Вся человеческая история - процесс распространения
свободы, путь к се торжеству.

- Основа всеобщей свободы - наделение всех частной
собственностью.

д) В конце жизниФихте стал постепенно переходить с
позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.

е) Преждевременная смерть врасцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом па окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.

Вопрос V. Философия Шеллинга

1) Общее понятие и периодизация философии Шеллинга.

а) Историческая справка: Фридрих Вильгельм Йозеф
Шеллинг
(1775 - 1854) был видным представителем
объективного идеализма немецкой классической
философии, другом, затем оппонентом Гегеля, пользовался
большим авторитетом в философском мире Германии в
начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю
открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял
свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже
после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском
университете. а) Суть философии природы Шеллинга в следующем:

- прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте,
субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом
случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа
выводится из сознания человека, а во всех остальных
(теория субстанции Спинозы и др.) дается
ограничительное толкование природы (то есть философы
пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);

- природа есть, «абсолютное» - первопричинаи
первоначало всего, охватывающее вес остальное;

- природа есть единствосубъективного п объективного,
вечный разум; материя и дух едины и являются
свойствами природы, различными состояниями
абсолютного разума;

- природа есть целостный организм,обладающий
одушевленностью (едины живая и неживая природа,
материя, поле, электричество, свет);

- движущей силой природыявляется ее полярность -
наличие внутренних противоположностей и их
взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые
и минусовые заряды электричества, объективное и
субъективное и т. д.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.