Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.



а) Согласно Дьюиосновная задача философии не в том, чтобы,
правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а
в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

б) Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества -
социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: совершенствование отношений ,что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны
(фактически речь идет об акционировании собственности); через акционирование и иное совершенствование отношений собственности - приближение человека к результатам своеготруда, сокращение паразитирующей
прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью,
постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан; обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства; наведение порядка в обществе,
совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности; сглаживание внутренних и международных конфликтов.

в)Другим ключевым средством совершенствования опытапомимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном-, среднем, высшем) и через образование.

г) Третий важнейший путь реконструкции опыта -совершенствование мышления(также на основе научных методов).

5) Учение Дж. Дьюи о научном методе.Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том,чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?. Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. а) По Дьюи:

- метод - порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;

- основная задача науки и научного метода - оптимальное
достижение человеком своих целей;

от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный
(правильный); а тот метод, который не ведет к цели или
усложняет ее достижение, - ложный; следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.

Данный подход к методу как средству достижения цели получил

название инструментализма.

б) Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:не может быть «метола вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следовательно,
необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

в) Для поиска конкретного механизма действия метода. Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:

- потребность в методе(как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;

- данное актуальное сомнениепорождает «проблематическую ситуацию» -конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;

- решение проблематической ситуациизачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);

- цель научного метода- превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;

- действие научного методаосуществляется в процессе
преобразования проблематической ситуации в решенную;

Следовательно, научным методом(конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.

г) Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

- ощущение затруднения,препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) - в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения;

- осознать проблему;четко сформулировать, в чем заключается проблема;

- после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель;

- осознать возможные трудности;

- выдвижение гипотезы(решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;

- критический анализ гипотезы;

- теоретическое моделирование(предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;

- принятие окончательного решения,воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при
достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

д) Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:

способность к самоисправлению(в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);

- способность к действию(применемыи научный метод
должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);

- истинность(только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.