Бытие есть нечто реально сущее.
б) «Бытие» как предельно общее понятие (терминальная категория) философии и науки: Nb: В переводе с латинского «граница», «предел», «предельный» обозначаются категорией «термин» («терминальный») Понятие «бытие», являясь исходным,формирует систему философских категорий, т.е.философия - это миропознание (познание физического и духовного мира) бытия. Поэтомув центр исходных понятийфилософии ставится бытие - физическое и духовное;бытие физическое - это пространство и время, плюс их наполнение,именуемое материей. Пространство, само по себе, - неизменная «пустота» - этостатика бытия. Время течет- этодинамика бытия. Nb: Специфика обеих сторон бытия физического: через статику - пространство, через динамику - время (в искусстве, в, частности, выделяются пространственные, или статичные, его виды и временные, или динамичные).Динамика и статика исключают друг друга: Динамика можетслиться со. статикой через промежуточную форму (ею является материя, заполняющая пространство и изменяющаяся во времени). Nb: Благодаря материи физический мир выступает единым.Современная физика подтверждаетвнутреннюю нераздельность пространства, времени и материи. Nb: С выходом на время пространство раздваивается: его тождественность, неизменность во времени проявляются какпокой; изменение во времени - какдвижение. Бытие нуждается в самоопределении, которое выступаетв виде сознания. Соответственно обозначимсамоопределяемое бытие как сознание, а определяемое - как материю; : Взаимопроникновение сознания и материи порождает субъект каксознательное и материальное существо,действующее на основесвойственных ему материальных и духовных потребностей; Nb: Предмет деятельности субъекта - объект - включает отдельные явления вплоть до мира в целом: Объект существует для объектав своей собственной основе (или сущности, и значимости для субъекта, его потребностей - ценности); познаниепроисходит во взаимодействии субъекта и объекта. Специфика философского знания - во всестороннем раскрытии субъектно-объектных отношений, что и подтверждает отправное начало системы философских наук. Это указывает на то, что само бытие есть системное явление. в) Статус понятия «бытие» в философии: понятно, что философия занимаетсямиром человека(личность, общество) и миром природы. Однако еще есть и мир символов - продукты деятельности человека (т.е. то, в чем дано иное); человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя не физически зримо, а символически. (Например, в продуктах труда узнаются их создатели); т.е. мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы,связанные друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии - это системная связь: Мир человека - Мир символов - Мир природы. Каждый из этих миров сложно структурирован. Мир человека— это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов— это труд, язык, культура; мир природы— физические, химические, биологические явления. г) Содержание философской категории «бытие»:Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир,предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается,имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя идух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют;и материя, и дух есть. Nb: Данные положения(признаки) обобщаютсяпонятием субстанции-самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Df:Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, венная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. 2. Бытие - универсальная система связей и отношений: а) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через отношение:Отношение - это общее выражение системной связи целостного мира. Мир- единый и целостный -существуетблагодаря всеобщей связи явлений. Явлениямира объединены двумя видами связи -непосредственно и опосредованнов рамках целого. Df: Отношение- это любое взаимное расположение элементов бытия. Оно может быть: внешним (количественным отношением элементов) -явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе, позволяющей соотносить, соизмерять элементы и рассматривать их в качестве частей единого; - внутренним - зависимым, физически связанным, образующим целостность восходящим к единой сущности. (Сущность - внутренняя связь. -внутренне-внешним - это внешняя свіязь «внешняя связь внутренней связи». В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность заявляет себя в разном качестве. Качество- это взаимодействующая сущность, итоговая, практическая связь; внутренне-потребностным (не связанным физически), ценностным. Таким образом, исходные понятия структуры бытия: - Элемент, -Связь. Отношение- взаимоположение элементов. Связь- внутреннее отношение элементов, реализуемое во взаимодействии. Философы выделяют три положительных и три отрицательных формы возможного взаимодействия. Они являются «симметрией»,необходимой равновестностью в отношениях бытия. Взаимодействие - реализация связи: положительные формы взаимодействия- взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимослияние; отрицательные формы взаимодействия - взаимоотталкивание, взаимоисключение, взаимоуничтожение. Nb: связь, включающая негативные отношения, - противоречие;развитие - это увеличение и обогащение связей между элементами. Вэтом случае скачек, радикальность перемен зависит не от качества, а от количества. Сущность - исходная внутренняя связь. Закон - общая связь (сущность) явлений. Количество - внешнее отношение (сопоставимых) явлений. Свойство - отдельное отношение взаимодействующей сущности. Качество - взаимодействующая сущность. Система - единство внутренних связей. б) Бытие — как интегральная характеристика целостности мира через его существование. Понятие «бытие»сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование»и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Однако бытие - это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие «бытие»отвлекается от всех конкретныхразличий предметов, вещей и процессов, кроме одной их черты - иx существования(что задает миру исходную целостность); Существовать- значит быть «связанной переменной»: в этой категории фиксируется убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием; чувственное восприятие бытия окружающего мира не однозначно (миражи в пустынях); констатация бытия исходная, базовая посылка дальнейших рассуждений о мире; в) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через становление: Становление - характерная черта бытия, а бытие — предпосылка становления. Греческий философПарменид считал только бытие реальным, а небытие - иллюзорным(парадокс Парменида «Сущее есть, не-сущего нет»); Гегель понимал бытие как«исчезающее бытие», как переходящее в«небытие», в результате чего все в мире являетсястановлением; у Платона бытие - это трансцендирование,Становление бытия имеет личностно-индивидуальный смысл, конкретно-исторический способ реализации, сталкивается с дилеммой «быть илииметь», является процессом самореализации, долженствования и жизнедеятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|