Общая характеристика.
а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание; д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятиямышления и интеллекта; - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; - с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: = внутренняя интерпретируемость; = структурированность; = связность; = семантическая метрика; = активность; - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений»)к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; —именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании»; —подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I. а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно- эмоциональные и чувственно -сенситивные: —«sensitiv» — «воспринимаемый чувтсвами»; —чувственно-сенситивная способность — способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; —однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; б)рациональное знание -высший этап в развитии познания. в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают — обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека; —логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; —так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; - односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины: = представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; =эмпирики утверждают, чтов действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека; = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания; = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; — под влиянием практической деятельности улюдей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; — с другой стороны, для овладения знаниями человек Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности. 3 Творчество и интуиция. а)Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. - интуитивное «видение» совершается случайно, безявной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; — свойства интуиции: = неожиданность решения задачи; = неосознанность путей и средств ее решения; = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; - виды интуиции: = техническая; = научная; - обыденная; = врачебная и т.д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|