Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ.



Классификацию понятий можно делать по различным основа­ниям. Мы остановимся на традиционной схеме.

а) Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Если в содер­жании понятия имеются признаки, отвечающие на вопро­сы "где?", "когда?", "какого типа?", такие понятия назы­ваются регистрирующими (или закрытыми). Если же вопро­сы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирующим
(или открытым). К ним относятся понятия, которые опреде­лены лишь качественно ("совесть", "справедливость" и т.п.).

б) Пустые и непустые понятия. Они различаются в зависимо­сти от того, соответствуют ли данному понятию какие-либо предметы в объективном мире или нет. В первом случаепонятие оказывается непустым, во втором — пустым (пус­тые понятия — "кентавр", "Пегас", "ведьма").

в) Конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие
— это понятие о предмете; абстрактное — понятие о свой­стве предмета (отношении).

г) Абсолютные и относительные понятия. Выделение этих по­
нятий основано на том, имеется ли в содержании понятия признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому. Если такой признак есть ("брат", "родственник"),понятие называется относительным, если нет ("этика",
"логика") — абсолютным.

д) Положительные и отрицательные понятия. Эти понятия раз­личаются иногда тем, что в первую очередь мыслится нали­чие определенного признака у предмета, а во-вторых — от­сутствие этого признака. При этом надо иметь ввиду, что "положительность" и "отрицательность" являются соотно­симыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание их признаков от­носительно положительного понятия, а делается идовое
отличие их в рамках одной родовой принадлежности.

Таким образом, познакомившись с "Понятием", мы рассмот­рели одну из центральных категорий формальной логики, указали на формальную структуру понятий. Дальнейшее развитие этой темы — это уже дело других наук. В частности — педагогики, социальной психологии, медицины. Педагогика указывает на этапы овладения основными понятиями с детства. Медики и социальные психологи лучше других знают психику и адаптивные возможности человека со слаборазвитой понятийной системой.

 

ЛЕКЦИЯ 28

 

СУЖДЕНИЕ

План:

Отличие суждения от понятия.

Определение суждения.

Логическая структура суждения.

Формы суждения.

Виды суждения

Вопрос 1. ОТЛИЧИЕ СУЖДЕНИЯ ОТ ПОНЯТИЯ:

а) Если понятие отражает систему наиболее существенных при­наков предмета познания и его сущность, то суждение позволяет раскрыть какую-либо одну из сторон данного предмета, один признак (причем как существенный так и
несущественный).

б) Если понятие отражает всю совокупность признаков како­го-либо предмета, то суждение может фиксировать присут­ствие или отсутствие какого-либо признака и в этом его отличие от понятия: оно (суждение) в этой связи может
быть истинным или ложным. Из этого вытекает и опреде­ленная дефиниция суждения.

Вопрос 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЯ:

а) Суждение — это форма мышления;

б) суждение отражает присущность либо отсутствие какого-либо признака у предмета (или у класса предметов);

в) суждение может быть либо истинным либо ложным.
Вопрос 3. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ:

Суждение включает в себя 3 элемента, которые называются: субъект, предикат и связка.

субъект — это та часть суждения, в которой отражается
предмет мысли, или иными словами то, о чем идет речь в данном суждении;

предикат — это та часть суждения, которая отражает или
указывает на свойство предмета мысли.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.