Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 1. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ: ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ



1. Общая характеристика. а) История человечества — это история множества народов и государств, стран и регионов; история борьбы классов и государств, войн и революций.

— Перед исторической наукой стоит первостепенная
задача:
описание реального многообразия истории с именами, датами и событиями. Однако эту задачу невозможно решить без каких-либо обобщений.

- Обобщения требуют определенной методологии, разрабатываемой философией.

— В свое время Гегель разграничил эмпирическую и «философскую» историю. По его мнению «философскую» историю должен интересовать разум в ней. Это выражение означает идею закономерностей истории, которые
выявляются в результате анализа конкретной истории.

— Философское познание тесно взаимосвязано с историческим, поэтому их противопоставлять нельзя.

В процессе анализа истории философской и общественной мысли в области единства и многообразия истории выделяются 2 мнения:

= разработка философско-исторических проблем на основе признанияобщечеловеческого единства всемирной истории;

= разработка философско-исторических проблем на основе отрицания общечеловеческого единства всемирной истории, б) Формы проявления единства исторического процесса.

—Единство исторического процесса все в большей степени становится видимой чертой наличного бытия истории:

— =установление многообразных экономических, культурных и других связей между странами;

= развитие товарно-денежных отношений;

= вовлечение большинства стран в механизм действия

капиталистической экономики.

—В динамическом взаимодействии находяться экономические и культурные отношения между народами и государствами.

—Всестороннее развитие связей усиливает интергативные
процессы в обществе,

—В результате формируется взаимозависимый, во многом
целостный мир.

в) Причины и факторы многообразия истории.

—Многообразие исторического процесса существует во времени и пространстве:

—во времени оно выражается различными историческими этапами, формациями и эпохами;

=в пространстве реальное многообразие социальной жизни, одним из источников которого является неравномерность исторического развития.

—Эта неравномерность проявилась в период неолита, когда происходил переход некоторых племен от охоты и собирательства к земледелию.

—Земледелие открыло ом возможность ведения оседлого образа жизни, создание запасов пищи, что дало этим племенам преимущество в выживании.

—Выделению земледельческих, племен из остальных способствовало влияние природных условий. Исходя из этого, можно сказать, что природные условияодин из существенных факторов многообразия истории.

—Разнообразие исторического процесса проявляется ив неравномерности развития производственных сил. Каждая последующая формация развивается на порядок быстрее предшествующей.

—Как фактор разнообразия истории, кроме природной среды выступаетобщественная среда, которая оказывает сильное влияние на характер исторического прогресса. Например, из некапиталистического

характера развития остальные народы, минуя целые формационные периоды выходят на социалистический.

Таким образом, объективная логика всемирной истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в общин закономерностях, но расходится в большом количестве деталейс конкретным ходом событий.

2. Многовариантность общественного развития.

а) Основа существования и развития общества.
Такой основой является
материальное производство, которое подчинено закону соответствия производственных отношений производительным силам. В определенной общественно-экономической формации существовал свой, присущий только этой формации способ производства. Как только производственные отношения входили в противоречие с производительными силами, так происходила смена общественно-экономической формации. Этим объясняется многовариантность общественного развития.

б) Родоплеменной строй. Община.

- В этот период отсутствовало распределение между
разными социальными структурами функций производства и средств материального и социального обеспечения человека.

- Человек отождествлял себя с родом. В результате сложилась примитивная сплоченность. Она и сделала родоплеменной коллектив первойпроизводительной силой.

- Однако в производительных силах произошла революция: люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования. В результате этой революции на смену родоплеменного строя пришла община,

- Отдельный человек относился к земле как к средству производства данной общины. Вне общины он никто. Со временем общинная собственность начинает разрушаться. Благодаря этому разрушению возникает
общественное разделение труда,источник получения средств к существованию. Начинает формироваться частная собственность.

— Таким образом, в результате неолитической революции появились:

= общественное разделение труда;

= прибавочный продукт;

= собственность.

Данная революция привела к возникновению эксплуататорского классового общества, в} Рабство и крепостничество.

— В этот период существовали два способа производства

- рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации ^-рабство и крепостничество.

— При рабстве и крепостничестве существовала жесткая формапрямого насилия в связи с тем, что ни раб, ни крестьянин не были заинтересованы в своем труде.

— Хотя эксплуатация и делает труд напряженным,но одновременно она освобождает часть членов общества от материального производства и тем самым отделяет умственный труд от физического,и в то же время в сфере
труда происходит отделение ремесла от земледелия, города
от деревни. Это обусловило дальнейший прогресс
производительных сил.

—В результатеновые производственные отношения открыли путь для развития производительных сил, однако в докапиталистическом обществе развитие последних происходило в рамках тех обстоятельств, что используемые средства труда могли приводиться в действие отдельными людьми,

г) Промышленная революция и капитализм.

— Второй великой революциейв производственных силах
является переход от орудий ручного труда к машинам.

— С появлением машинв процесс производства внедряется наука, которая помогает создавать новые средства труда. Машина выступает средством труда, требующим сознательного применения естествознания.

Машинное производство с научными знаниями создали
революционный технический базис.

Социально-экономической формой становленнямашинного производства являются производственные отношения, основанные на эксплуатации собственником средств труда.

— Несмотря на то, что буржуазные производственные отношения дали мощный толчок развитию производительных сил, противоречие капитализма состоит в том, что, оставаясь обществом, основанным на частной собственности, капитализм придает самому процессу производства общественный характер, так как машинное производство предусматривает с одной стороны -объединение людей в производственном процессе, а с другой стороны широкое разделение труда в масштабах общества, д) Социалистические производственные отношения.

— При социализме производственные отношения исключают частную собственность, эксплуатацию человека человеком. -— Социалистические производственные отношения базируются на общественной социалистической собственности на средства производства, что приводит к возникновению отношений социального равенства.

—Эти отношения подчиняют экономику сознательному плановому регулированию, направленному на обеспечение потребностей и интересов трудящихся.

— Однако и при социализме возникли противоречия в процес се производства: производительные силы стали термозит производственные отношения. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация вносит новизну в процесс производства, изживая предыдущую и являясь основой для формирования последующей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.