Здавалка
Главная | Обратная связь

Придумывание сказки «Как гости играли в детском саду»



Чтение и составление слов по желанию детей

Итог занятия

Тема «Звук и буква щ»

ВМЕСТЕ С НЕЗНАЙКОЙ

Материал.Предметные картинки (щука, плащ, щепки, щетка, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит и др.); Незнайка, буквенные кассы, цветовые символы, «пирамидка» для определения количества звуков.

Ход занятия

Оргмомент

Имитация сбора щавеля.

Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый.) Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи».

2. Сообщение темы занятия
Выделение звука щ из чистоговорки.

Какой звук повторяется чаще других? (Звук щ.)

3. Артикуляционная и акустическая характеристика
звука щ


4. Произношение звука щ в словах

Сегодня Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами. Назовите ему слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка.) В каких словах звук щ произносим в середине слова? (Клещи, площадь, овощи.) В каких словах звук щ произносим в конце слова? (Лещ, плащ, овощ.)

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ. Дети его поправляют.

Звуко-слоговой анализ и синтез

Незнайка, назови самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол. (Щегол.) Дети, вы согласны с ним? Почему не согласны? Сколько звуков в слове щи? (Два звука.) Какой звук появился в слове щит? Сколько звуков в слове щука? (Четыре звука.) А в слове щегол? (Пять звуков.) Значит, какое слово самое короткое? (Щи.) Поставьте картинки на пирамидку. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука, ступенькой ниже — предмет с тремя звуками, еще ниже — с четырьмя, на самой нижней ступеньке — с пятью звуками.

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют ее.

«Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками. Звуковой анализ слова щука.

«Соберите» слово из «рассыпанных» звуков л, п, а, щ. (Плащ.) Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему слова плащ. Почему не подходит?

Объяснения детей.

К какому слову она подойдет? (К слову щипцы.)Незнайка утверждает, что в слове овощи два слога. Объясните, почему вы не согласны с ним.

Объяснения детей. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного.

Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание. «Возьмите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось? (Роща.) Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками? Логопед выставляет пять кружочков-звуков.


Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки.

Мое задание будет еще труднее. Послушайте слоги: ще, щи, нок, кле.Какие слова можно составить из этих слогов? (Щенок, клещи.) Обозначьте их кружочками.

6. Творческие задания детей Незнайке
Придумайте для Незнайки задания о словах, звуках, слогах.

Физминутка

Отгадайте загадку: «Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище». Кто это? (Кот-котище.) Проводится игра «Кот и мыши».

8. Образование существительных с помощью суффик
са
«ищ"

Посмотрите, какой рисунок принес нам Незнайка. Это какое-то чудище. У него не глаза, а ... (глазищи), не усы, а ... (усищи), не нос, а ... (носище), не руки, а ... (ручищи), не ноги, а ... (ножищи).

9. Звук щ в предложениях. Анализ словесного состава
предложения

Выкладываются предметы.

Перед вами вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. Объясните, для чего они нужны?

Составление предложений детьми. Анализ одного-двух предложений.

10. Звук щ в чистоговорках. Словотворчество детей

Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке: ащ-ащ-ащ... (плащ), гол-гол-гол... (щегол), ель-ель-ель... (щавель). Придумывание чистоговорок- небылиц.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.