Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ



Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содер­жат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предпола­гают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конс­пекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сфе­ры детей с разными формами речевой патологией. Учитель-лого­пед определяет объем усваивамого материала, способы текуще­го контроля за качеством речи, что во многом зависит от особен­ностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Структура уроков произношения определяется необходимо­стью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри урока может быть различ­ным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от инди­видуальных особенностей состава учащихся, систематичнос­ти коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообраз­ным и утомительным. Огромную роль играют средства нагляд­ности и использование игровых приемов, элементы соревнова­ния. Тщательно продумывается посильность предлагаемых уп­ражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответ­ствии с программой.



 


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; разви­вать умение различать гласные по их характерным особеннос­тям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблю­дать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью глас­ных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использова­нием таблицы. Упражнение направлено одновременно на раз­витие внимания и логического мышления. Дети самостоятель­но или с помощью учителя должны выявить буквенную после­довательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Сло­ва, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изо­лированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

— организации лингвистических наблюдений за произно­шением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

— записывания слов и предложений, подчеркивания глас­ных.

Итог урока:

Как отличить гласный звук от согласного?

— Какие признаки гласных вы можете назвать?


МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких со­гласных звуков; показать смыслоразличительную функцию со­гласных в слове; развивать навыки различения мягких соглас­ных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?».

Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначе­ние мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обо­значение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких соглас­ных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки.

Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда:

— Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предло­жений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.


12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию опреде­ленного мягкого звука.

14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мяг­кие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: реп­родуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания про­дуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рас­сказа с опорой на сюжетную картинку).

17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция уда­рения. Учитель-логопед может предложить детям выписать сло­ва: стрелки — стрелки, гвоздики гвоздики; определить удар­ные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

— запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мяг­кие согласные звуки;

— обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мяг­кие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначе­нии мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос:


— Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр?

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягко­сти — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных со­гласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией соглас­ных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Про­изношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на пись­ме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.

7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные бук­вы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, напи­санию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объясне­ние отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит учить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произно­шение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочета­ния: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.




 


Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

— Почему некоторые согласные звуки называются пар­ными?

— По каким признакам на письме можно определить мяг­кость или твердость согласных?

— Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.

ЗВУК И (2 ЧАСА)

Уроки 10-11

Цель: совершенствование произношения звука И в положе­нии после гласных и разделительного мягкого знака. Обобще­ние знаний об обозначении звука И на письме различными ва­риантами.

1. Определение места звука И в словах.

2. Четкое повторение слогов со звуком И.

3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком И. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в на­чале, в середине, в конце).

4. Составление словосочетаний с притяжательными место­имениями (моя юла; твой ящик).

5. Произнесение слов со звуком И. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовер­шенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой ин­струмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.

6. Составление слов из слогов, данных вразброс.

7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком И в различных положениях.

8. Работа над темпом речи.


9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяй­ская хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По како­му признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.

10. Название цветов радуги с четким произношением звука И в конце слова.

11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки,

12. Уточнение значения словосочетаний типа красная кни­га; розовые очки.

13. Чтение слов с четким произношением звука И.

14. Составление словосочетаний.

15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; дей­ствует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).

16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (ка­кой?) — кофейный).

17. Работа со словосочетаниями.

18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.

19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.

20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай -— попугаи.

21. Выразительное чтение стихотворений.

22. Составление рассказа по серии картинок.

23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.

24. Называние картинок. Четкое произношение звука И пос­ле разделительного мягкого знака.

25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.

26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в сло­вах разной слоговой структуры.

27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.

28. Работа над произношением звука И в словосочетаниях.

29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).

30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Чет­кое их произношение.

31. Словоизменение (гордость — гордостью).


32. Работа над произношением звука И в предложениях.

33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.

34. Работа над произношением притяжательных прилага­тельных.

35. Четкое и правильное произношение звука И в текстах.

36. Работа над темпом речи.

37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)

38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.

Итог уроков:

Что вы узнали о звуке И?

— Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ЗВУК И БУКВА Ш, ЗВУК И БУКВАХ) (1 ЧАС)

Урок 12

Цель: провести наблюдение за особенностью произношения звонких и глухих шипящих звуков Ж и III; учить правильно произносить слова с шипящими звуками.

1. Характеристика звука Ш.

2. Восприятие на слух; повторение и чтение слогов различ­ной структуры.

3. Называние предметных картинок. Определение места зву­ка Ш в словах.

4. Орфоэпическое произношение предлога со словом.

5. Чтение слов различной слоговой структуры с положением звука ТТТ в начале, середине, конце слова.

6. Называние профессий.

7. Определение и четкое произношение общей части одноко-ренных слов (пеший, пешком, пешеход, пешеходный). Словооб­разовательное упражнение.


8. Образование прилагательных: каша из пшена — пшенная каша. Четкое произношение образованных слов.

9. Чтение глаголов 1 и 2-го лица типа куплю — купишь.

10. Работа над темпом речи, которую можно осуществить в процессе хорового чтения предложенной скороговорки — вна­чале в медленном, а затем в быстром темпе.

11. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берес­това.

12. Работа с текстом «Лосенок» по Н. Сладкову. Чтение, оп­ределение темы и главной мысли. Ответы на вопросы:

— О ком говорится в тексте?

— Какую картинку можно нарисовать к этому тексту?

— Какие слова употреблены в предложениях вместо слова «лосенок»? (Детеныш,малыш.)

13. Характеристика звука Ж.

14. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ной структуры.

15. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение «звуковой» схемы слова.

16. Называние предметных картинок. Определение места звука Ж в словах.

17. Чтение слов различной слоговой структуры с различным положением звука Ж.

18. Составление слов приставочным способом (жить — вы­жить).

19. Чтение словосочетаний.

20. Называние предметов, изображенных на картинках; обоб­щение. Проведение игры «Угадай слово». Чтение загадки. Вы­яснение значения слова «пчела».

21. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скоро­говорку?». Выяснение значения слова «жужелица».

22. Работа над звуком Ж на материале текста «Лыжи» по А. Светлову.

Итог урока:

В чем отличия звуков Ш и Ж?


ЗВУК И БУКВА 4(1 ЧАС)

Урок 13

Цель: провести наблюдение за особенностями произношения звука Ч; учить правильно произносить слова со звуком Ч.

1. Доступная детям характеристика звука Ч.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения со звуком Ч.

3. Название предметных картинок. Определение места зву­ка Ч в слове.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, включающих звук Ч в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. Упражнение «Цепочки слов», направленное на отработку четкого произношения звука Ч в словах. В «цепочку» объеди­нены слова, имеющие сходную слоговую структуру и одинако­вое положение звука Ч (в начале, середине, конце слова).

6. Составление словосочетаний.

7. Называние имен числительных с четким произношением звука Ч.

8. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами. Ответ на вопрос: «Когда так говорят: елочка,рубашеч­ка, книжечка и т.д.?».

9. Чтение словосочетаний со звуком Ч.

10. Орфоэпическое произношение сочетания потому что.

11. Выразительное чтение стихотворения Е. Шанина «Ручей» по ролям.

12. Определение профессии по выполняемым функциям (во­дит самолет... — летчик).

13. Словообразовательное упражнение: образование слов пре­фиксальным способом (с + беречь = сберечь).

14. Называние детенышей животных.

15. Четкое произношение поговорок. Объяснение их смыс­ла. Составление рассказа, который можно закончить одной из поговорок.

16. Работа над произношением звука Ч в текстах.

17. Отработка звука Ч в диалогах.

18. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.


19. Четкое произношение звука Ч в предложениях. Конкурс: «Кто первым отгадает загадки?».

20. Чтение текста «Как спасаются насекомые» по В. Алексе­еву. Выбор слов со звуком Ч. Воспроизведение известных на­званий насекомых.

Итог урока:

Что вы знаете о звуке Ч?

ЗВУК И БУКВАМ (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ.

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук ТТТ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи).

1. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый — толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

Итог урока:

Что вы знаете о звуке Щ?

— Чему вы научились на этом уроке?


ЗВУКИ БУКВА Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и пред­ложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим опреде­лением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огу­рец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произноше­ния звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло­жения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветоч­ница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скоро­говорку?». Ответы на вопросы:

— Какое насекомое называют «цокотухой»?

— Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цоко­туха» ? Материал задания можно расширить за счет выразитель­ного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словар­ного запаса, построение связного высказывания. Четкое произ­ношение звука Ц в именах существительных, обозначающих жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы:


«Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звука Ц на материале диалогов;

«Доска объявлений» — отработка произносительных навы­ков на материале текстов объявлений.

15. Четкое произношение и объяснение значения слова «ап­пликация». Выполнение аппликации по образцу. Развитие ре­гулирующей функции речи. Оречевление этапов работы.

Выполнение аппликации целесообразно провести на уроках ручного труда, в рамках домашнего задания или во внеурочное время.

16. Работа над четким и правильным произношением зву­ка Ц на материале текстов «Цыпленок-циркач», «Мирцветов».

Итог урока:

Что вы знаете о звуке Ц?

— Чему вы научились на этом уроке?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, С, 3 (3 ЧАСА)

Уроки 16-18

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Ш, Ж, С, 3; уточнить способы различения этих соглас­ных звуков; показать их смыслоразличительную роль в слове.

1. Называние предметных картинок. Определение первого звука в названных словах (шиповник, жук, сова, заяц). Звуко-буквенный анализ этих слов.

2. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Ш и Ж. Характеристика звуков. Их сходство. Ответы на вопросы:

— Почему звуки Ш и Ж называются шипящими?

— Какой звук произносится с участием голоса? (Ж)

— Какой — без участия голоса? (Ш)

3. Различение на слух звуков Ш и Ж, произносимых учите­лем-логопедом в слогах.

4. Четкое произношение слогов со звуками Ш — Ж.

5. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработ­ку произношения звуков Ш и Ж в словах.

6. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со звуком Ж; затем — со звуком Ш.


7. Закрепление произношения звуков Ж и Ш в словосочета­ниях.

8. Выразительное чтение рассказа «Живой уголок». Текст заимствован из сборника «Исправление недостатков произно­шения, чтения и письма»/ Авт. Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлахова (1960).

9. Называние предметных картинок. Определение первого звука в словах (сова, заяц).

10. Проведение наблюдений за особенностями произноше­ния согласных звуков С и 3. Их характеристика: определения различия и сходства в произношении. Ответ на вопрос: «Поче­му звуки С и 3 называются свистящими?».

11. Различение звуков С и 3 на слух в слогах.

12. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на чет­кость произношения слов со звуками 3 и С.

13. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со зву­ком 3; затем — со звуком С.

14. Чтение слов. Контроль за правильностью и четкостью произношения звуков С и 3. Определение значения слов: засов, созвездие, сверхзвуковой.

15. Образование слов префиксальным способом, при помощи приставки за-.

16. Работа с однокоренными словами. Четкое и правильное произношение общей части однокоренных слов.

17. Закрепление произношения звуков С и 3 на материале словосочетаний.

18. Чтение текста «Знаки и символы вокруг нас». Соотнесе­ние его названия с содержательной частью. Определение значе­ния слов: знак, символ, светофор, настроение; определение ме­ста звуков С и 3 в этих словах; составление их звуковых схем. Определение значения различных знаков-символов, встречаю­щихся в повседневной жизни.

19. Выполнение мимической гимнастики.

20. Закрепление произношения звуков С и 3 в диалогах. Чте­ние диалога по ролям.

21. Называние картинок: звуки Ш и С в начале слова.

22. Наблюдение за особенностями произношения данных звуков. Доступная детям их характеристика. Сравнение звуков: различие, сходство. Ответ на вопрос: «Почему звуки С и Ш отно­сятся к глухим?».


23. Дифференциация звуков Ш и С в слогах.

24. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отра­ботку произношения звуков Ш и С в слогах.

25. Четкое произношение звуков С и Ш в словах: самостоя­тельное называние картинок, изображающих деятельность лю­дей различных профессий.

26. Чтение слов. Звуко-буквенный анализ слов: спешить, сшить, насмешить. Определение значения слов: душистый, послушный, шест. Подбор к данным словам слов, близких по значению (пахучий, покорный, палка). Ответы на вопросы:

— Почему слово Саша написано с большой буквы?

— Саша — это имя девочки или мальчика?

— Как звучит полное имя девочки (мальчика)?

27. Выбор слов со звуком Ш, затем — со звуком С. Ответ на вопрос: «На какие две группы можно разделить произнесен­ные вами слова? ».

28. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти однокоренных слов.

29. Закрепление правильного произношения звуков С и Ш и навыков их дифференциации на материале словосочетаний.

30. Работа над четкостью произношения. Игра-конкурс: «Кто быстрее и правильнее повторит скороговорку?»

31. Четкое произношение слов жук и заяц. Определение пер­вых звуков в этих словах.

32. Сравнение звуков Ж и 3 по артикуляции, термической окраске воздушной струи, производимому акустическому эф­фекту. Ответ на вопрос: «Почему звуки 3 и Ж называются звон­кими?».

33. Дифференциация звуков 3 и Ж в слогах.

34. Четкое произношение цепочек слов. Цепочки состоят из 4 слов (два — со звуком 3 и два — со звуком Ж), которые подо­браны по принципу подобия слоговой структуры и наличия зву­ков 3 и Ж.

35. Называние слов (работа с картинным материалом): сна­чала — со звуком 3, затем — со звуком Ж.

36. Чтение слов, содержащих оба закрепляемых звука.

37. Образование слов префиксальным способом при помощи приставки за-.

38. Работа с однокоренными словами. Четкое произношение общей части однокоренных слов.




 


39. Закрепление четкого и правильного произношения зву­ков 3 и Ж на материале словосочетаний.

40. Работа над смысловым ударением (вопрос — ответ).

41. Чтение слов со звуками 3 и Ж.

42. Орфоэпическое чтение слов с предлогами.

43. Закрепление правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале математической терминологии и имен числи­тельных.

44. Выразительное чтение стихотворения. Разыгрывание стихотворения по ролям.

45. Определение места звуков С, 3, Ш, Ж в словах.

46. Отработка правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале словосочетаний.

47. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звуков. Называние безударного слога в словах.

48. Работа над темпом речи.

49. Закрепление произношения звуков 3, С, Ж, Ш на мате­риале предложений.

50. Выразительное чтение стихотворений С. Есенина, Г.. Юдина.

51. Работа с текстом «Шалашник» по В. Алексееву. Объяс­нение значения слова шалаш. Ответ на вопрос: «Кто такой ша-лашник?».

52. Учебные диалоги и коммуникативные практикумы: «Те­лефонный разговор» — отработка правильного и четкого произ­ношения звуков 3, Ж, Ш, С.

Итог уроков:

Чем похожи и чем различаются звуки С, 3, Ш, Ж?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, ТЬ (2 ЧАСА)

Уроки 19-20

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных зву­ков Ш, Ч, ТЬ; уточнить способы различения этих согласных зву­ков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (щука, черепаха, тигр). Звуко-буквен-ный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.


2. Характеристика звуков Щ, Ч, ТЬ.

3. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ч и ТЬ. Сравнение звуков по производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются зву­ки Ч и ТЬ?».

4. Различение на слух звуков Ч и ТЬ в слогах.

5. Четкое произношение слов со звуками Ч и ТЬ. Наблюде­ние за смыслоразличительной их функцией. Сравнение слов типа сечь сеть, запечь — запеть.

6. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработ­ку произношения звуков Ч и ТЬ в словах.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и Ч. Сравнение звуков по производимому акустическому эф­фекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки ЩиЧ?».

8. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

9. Четкое произношение слов со звуками ЩиЧ. Наблюде­ние за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа горячий — горящий.

10. Образование имен существительных суффиксальным способом при помощи суффиксов -чик, -щик (буфет + чик = бу­фетчик; набор + щик = наборщик).

11. Отработка произношения звуков Щ и Ч на материале сло­восочетаний.

12. Выразительное чтение стихотворения о звуках ЩиЧ. Определение и четкое произношение слов с этими звуками.

13. Работа над темпом речи.

14. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мой-додыр». Информация об авторе.

15. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и ТЬ. Сравнение звуков по производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются зву­ки Щи ТЬ?».

16. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

17. Четкое произношение слов со звуками Щ и ТЬ. Наблюде­ние за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа щетка — тетка.

18. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака.

19. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отра­ботку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ.


20. Отработка произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материале словосочетаний.

21. Составление словосочетаний.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отра­ботку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ. В от­личие от задания 19, цель упражнения — расширение объема перцепции и отработка четкости переключения артикуляцион­ных движений. Произносится одно слово, наращивается еще одно, и далее произносятся первое, второе и третье слово подряд (челка; челка — телка; челка — телка — щетка). Критерием отбора слов для данного упражнения были два условия: нали-чие в каждом из слов одного из отрабатываемых звуков (Ч, Щ, ТЬ) и одинаковая слоговая структура.

23. Чтение слов с отрабатываемыми звуками. Выбор слов: вна­чале — со звуком Ч, потом — со звуком Щ, а затем — с ТЬ. Рас­ширить материал данного задания можно, предложив учащим­ся ответить на вопрос: «На какие три группы можно разделить прочитанные слова? ».

24. Закрепление произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материа­ле стихотворений.

25. Выразительное чтение рассказов «Рыбы зимой», «Полез­ное знакомство», «Пищухин вальс», «Петинпапа».

Итог уроков:

Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, ТЬ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц, Щ, Ч (2 ЧАСА)

Уроки 21-22

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных зву­ков Ц, Щ, Ч; уточнить способы различения этих согласных зву­ков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (цапля, щука, черепаха). Звуко-бук-венный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ц, Щ, Ч. Доступная детям характеристика звуков. Их сходство.


3. Ответ на вопрос: «Чем различаются и чем похожи звуки ЦиЩ?».

4. Профилактика дисграфических ошибок оптического ха­рактера: сравнение заглавных и строчных печатных и пропис­ных букв Ц и Щ.

5. Дифференциация звуков Щ и Ц на слух в словах. Выясне­ние значения слов голенище, кормилица, сокровище. Чтение слов. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Щ и Ц на материале слов щель цель.

6. Определение наличия и места звуков Щ и Ц в предложен­ных словах. Расширить материал заданий можно, предложив учащимся составить звуковую схему данных слов.

7. Отработка четкого произношения звуков Щ и Ц в словосо­четаниях.

8. Дифференциация звуков Щ и Ч в слогах.

9. Чтение слов содержащих одновременно:

— звуки Ч и Щ (дощечки, щучка);

звуки Ч и Ц (циркач, горчица).

Звуко-буквенный анализ слов: часовщик, чаща, щечки; це­почка, черемуха, цветочница.

Словарная работа: объяснение значения слов щупальца, щелчок, часовщик, чепец, черепица, чертежница. Составление с данными словами предложений.

10. Работа над четкостью произношения звуков Ч и Ц на ма­териале словосочетаний.

11. Чтение загадок, конкурс: «Кто быстрее отгадает все за­гадки?».

12. Работа над темпом речи на материале стихотворения М. Яснова.

13. Работа с текстами «Птенцы чайки», «Необычные часы». Выполнение послетекстовых упражнений.

14. Сравнение слов типа плач плащ — плац. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Ч, Щ, Ц.

15. Отгадывание загадок.

16-18. Отработка навыков правильного и четкого произно­шения звуков Ч, Щ, Ц на материале предложений, стихотворе­ний и текстов.

Итог уроков:

Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, Ц?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, СЬ, С, Ц (3 ЧАСА)

Уроки 23-25

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц; уточнить способы различения этих со­гласных звуков; показать смыслоразличительную роль соглас­ных в слове.

1. Называние картинок (щука, черепаха, синица, сова, цап­ля). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в этих словах.

2. Доступная детям характеристика звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц: различие и сходство.

4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Щ, Ч, СЬ.С.Ц.

5. Четкое произношение слогов с отрабатываемыми звуками.

6. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработ­ку произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц в словах.

7. Закрепление звуков на материале стихотворения М. Боро-дицкой «Котенок».

8. Упражнение «Из одного слова — два», направленное на отработку навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети читают слово, устанавливают последовательность звуков в слове и составляют из названных звуков новое слово. Упражнение со­провождается речевым образцом (весна — навес). Обсуждение ответа на вопрос: «Любые ли звуки составляют слово? ».

9. Четкое произношение слов, начинающихся со звуков Щ,

ч.сь.с.ц.

10. Заучивание наизусть и воспроизведение стихотворения С. Маршака. Контроль за произношением звуков СЬ, С, Ч. Ответ на вопрос: «Какое название можно дать этому стихотворению? ».

11. Упражнение «Из двух слов — одно». Инструкция сопро­вождается речевым образцом.

12. Работа с предметными картинками. Отбор и произноше­ние слов со звуками Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

13. Работа с текстом «Ты — человек». Разъяснение понятий: существо; органы чувств; запах; осязание. Называние органов чувств с опорой на картинки-символы.


14. Закрепление произношения звуков Ч, СЬ, С на материа­ле рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». Чтение текста по ро­лям.

15. Отработка произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц при чте­нии стихотворения Д. Каминского «Объявление».

16; 20. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущен­ные буквы Щ, Ц, С, Ч). Необходим контроль со стороны учите­ля-логопеда за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв.

17. Игра «Угадай слово» — отгадывание загадок.

18. Заучивание стихотворения Н. Заболоцкого.

19. Работа с текстом: чтение текста, определение его темы и главной мысли, обсуждение возможных вариантов названия текста. («Салют».)

21. Работа с текстами:

— «О словарях». Послетекстовая работа может включать от­веты на следующие вопросы: «А у тебя есть словарь?»; «Зачем нужны словари?»; «Что нужно знать, чтобы пользоваться словарем?».

— «О скрипках». Целесообразно провести словарную ра­боту, для разъяснения значения слов скрипка, оркестр, смычок.

«Сушеница». Орфографическое и орфоэпическое прого-варивание слов: сушеница, средство. Ответ на вопрос: «Почему слова "Сибирь", "Кавказ", "Россия" пишутся с большой буквы?».

— «Шелкопряд». Обсуждение вопросов: «Почему шелко­пряда назвали "шелкопряд"?»; «Из каких слов образо­вано слово шелкопряд?».

Итог уроков:

Чем похожи и чем различаются звуки Щ, Ч, СЬ, С, Ц?




 


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ, Л, ЛЬ (3 ЧАСА)

Уроки 26-28

Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ; уточнить способы различения этих соглас­ных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картинок (рысь, рябина, лошадь, лягушка). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Доступная детям характеристика звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Р и Л: различие и сходство.

4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Р и Л.

5. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков Р и Л в словах. Сопоставление пар слов типа игра — игла; город — го­лод; по звучанию, написанию и значению. Произнесение зву­ков, которыми различаются сравниваемые слова.

6. Различение на слух и повторение слогов со звуками РЬ и ЛЬ.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и ЛЬ: различие и сходство.

8. Работа над четким и правильным произношением звуков РЬ и ЛЬ в слогах.

9. Наблюдение над смыслоразличительной ролью звуков РЬ и ЛЬ в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию и значе­нию попарно (рис — лис; варить — валить). Определение зву­ков, которыми различаются сопоставляемые слова.

10. Упражнение «Замени звук — изменишь слово». Инст­рукция сопровождается речевым образцом.

11. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и Р: различие и сходство.

12. Работа над четким и правильным произношением звуков РЬ и Р в читаемых слогах.

13. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков РЬ и Р в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, значе­нию и звуковой схеме попарно (горка — горько). Определение звуков, которыми различаются данные слова.


14. Рассматривание рисунков, четкое произношение имен собственных. Ответ на вопрос: «Почему слова: Рома, Рита, Ма­рина, Римма, Юра — написаны с большой буквы? Какие еще слова пишутся с большой буквы?». Определение значения сло­ва имя. Обсуждение ситуаций использования полного или со­кращенного имени.

15. 17. Работа над темпом речи.

16.Четкое произношение скороговорки М. Ульяницкой.

18. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков ЛЬ и Л: различие и сходство.

19. Работа над четким и правильным произношением звуков ЛЬ и Л в читаемых слогах.

20. Рассматривание рисунков, чтение имен собственных. Ответы на вопросы: «Почему слова: Алла, Аля, Оля, Юля, Лиля, Лола, Лена — пишутся с заглавной буквы?»; «Когда использу­ется полное, а когда — сокращенное имя?».

21. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков ЛЬ и Л в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, значению и звуковой схеме попарно (лук — люк; полка — полька). Опреде­ление звуков, которыми различаются сопоставленные слова.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на:

— отработку четкого и правильного произношения звуков Л и ЛЬ в словах;

— развитие навыков контроля за темпом речи.

23. Различение на слух звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ, произносимых учителем-логопедом в слогах.

24. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущенные буквы Р или Л). Контроль за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв.

25. Отработка навыков контроля над темпом речи.

26. Игры со словами.

27. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отра­ботку четкого и правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в словах и расширение перцептивного диапазона.

28. Выразительное чтение стихотворения.

29. Упражнения «Из одного слова — два» и «Из двух слов — одно», направленные на отработку звуко-буквенного анализа и синтеза.

30. Отгадывание загадок.


31. Информация о сказке «Приключения Буратино, или Тай­на золотого ключика». Формирование мотивации к чтению.

32. Работа над темпом речи.

33. Чтение короткого текста о кошках.

34. Упражнение «Подбери рифму».

35. Работа над текстом.

36. Отгадывание загадок.

37. Работа с пословицами. Объяснение их смысла.

38. Заучивание стихотворения.

39. Смыслоразличительная роль ударения: сравнение слов типа зала зола.

40. Закрепление произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в слово­сочетаниях.

41. Знакомство детей с лекарственными растениями. Чет­кое произношение их названий.

42. Работа с текстами:

— «Бобер». Послетекстовая работа может включать выпол­нение заданий типа: «Составьте рассказы-описания "Бобер", "Жилище бобра"».

— «Сирень». Ответ на вопрос: «Почему слова: "Эстония", "Финляндия", "Норвегия", "Россия" пишутся с большой буквы? ».

— «Колибри». Объяснение значения слов клюв, грамм, вес.

Рассказ без названия. Задание — озаглавить текст.

— «Интересное растение — рис». Составление рассказа-рассуждения «Использование риса».

— «Розовый пеликан». Орфографическое и орфоэпическое произношение слов пеликан, берега.

Итог уроков:

Чем похожи и чем различаются звуки Р — РЬ, Л — ЛЬ?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В - Ф (1 ЧАС)

Урок 29

Цель: развитие умения четко произносить и различать зву­ки В и Ф.

1. Называние картинок (волк, фазан). Определение первого звука в этих словах.

2. Произношение звуков изолированно; в слогах типа СГ с гласным А.

3. Наблюдение за произношением звуков В и Ф. Определе­ние их сходства и различия. Доступная детям характеристика звуков.

4. Дифференциация звуков В и Ф в слогах.

5. Чтение слов со звуками В и Ф.

6. Произношение мягких звуков ВЬ и ФЬ изолированно и в слогах типа СГ с гласным И.

7. Дифференциация звуков ВЬ и ФЬ в слогах.

8. Четкое и правильное произношение звуков ВЬ и ФЬ в сло­вах.

9. Сравнение слов типа сова — софа. Наблюдение за смысло-различительной функцией согласных звуков: делается вывод о том, что парные В/Ф и ВЬ/ФЬ — разные звуки; с их помощью слова различаются по смыслу.

10. Закрепление четкого произношения звуков В — Фи ВЬ — ФЬ в словосочетаниях «качественное прилагательное + существительное».

11. Работа над четкостью произношения звуков В — Фи ВЬ — ФЬ в скороговорках.

12. Работа над произношением звуков в предложении. На­зывание действий, выполняемых людьми разных профессий: «Фотограф (что делает?) фотографирует».

13. Называние дней недели, в которых есть звуки В и ВЬ.

14. Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Футбол». Работа над интонацией. Чтение стихотворения по ролям.

15. Четкое произношение сложных слоговых структур. Опре­деление ударного слога.

16. Чтение слов. Их звуко-буквенный анализ. Определение первого звука в этих словах. Расширить содержание задания




 


можно за счет составления звуковых схем. Ответ на вопрос: «Чем отличаются первые звуки в этих словах? ».

17. Чтение и отгадывание загадок.

18. Называние слов. Определение последнего звука в словах.

19. Определение числа согласных звуков в словах. Ответ на вопрос: «Каких звуков: гласных или согласных — больше?».

20. Работа с сюжетной картинкой «В фотосалоне». Опреде­ление общей части однокоренных слов: фотограф, фотография,

фотопленка.

21. Отработка четкого произношения звуков В — ВЬ, Ф — ФЬ на материале диалогов. Работа над интонацией.

22. Изменение по падежам существительного «конфета» в единственном и во множественном числе.

23. Закрепление произношения звуков В и Ф на материале

диалогов.

24. Составление предложений с опорой на картинку и схемы.

25. Составление предложений из заданных слов.

26. Составление рассказа по сюжетной картинке. Для опоры даны слова-подсказки.

27. Закрепление правильного произношения звуков В — ВЬ, Ф — ФЬ на материале диалогов.

28. Заучивание стихотворения. Работа над интонацией.

29. Работа над текстом с «окнами».

30. Выполнение подстановочных упражнений: работа с тек­стом «Необыкновенные птицы». Тексте «окнами» предполага­ет подстановку слов, предложенных в качестве подсказки в на­чальной форме после текста.

31. Работа над интонацией на материале диалогов.

Итог урока:

Чем похожи и чем различаются звуки В — ВЬ, Ф — ФЬ?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б - П (1 ЧАС)

Урок 30

Цель: развитие умения четко произносить и различать зву­ки Б и П.

1. Называние картинок (бык, павлин). Определение первого звука в этих словах.

2. Произношение звуков изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.

3. Наблюдение за произношением звуков Б и П. Определе­ние их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.

4. Дифференциация звуков Б и П на слух в слогах различной структуры.

5. Чтение и сравнение слов-паронимов.

6. Чтение слов со звуками Б и П.

7. Четкое и правильное произношение звуков Б и П в словах. Определение схемы прочитанных слов.

8. Сравнение слов типа башня — пашня; былинка — пылин­ка. Наблюдение за смыслоразличительной функцией соглас­ных звуков: делается вывод, что Б/П — парные звуки, с их по­мощью слова различаются по смыслу.

9. Чтение слов-паронимов типа бак — мак. Отработка их чет­кого и правильного произношения; дифференциация этих зву­ков. Данное упражнение будет особенно полезно для детей с недоразвитием речи, обусловленным ринолалией.

10. Чтение загадки. Конкурс: «Кто быстрее отгадает загадку? ».

11. Работа над произношением звуков Б и П в стихотворе­нии. Выразительное чтение стихотворения.

12. Наблюдение за произношением звуков БЬ и ПЬ. Доступ­ная детям характеристика этих звуков. Определение их сход­ства и различия. Сравнение звуковых схем.

13. Дифференциация звуков БЬ и ПЬ на слух в слогах раз­личной структуры.

14. Чтение и сравнение слов-паронимов.

15. Чтение слов со звуками БЬ и ПЬ.

16. Чтение слов; исключение лишнего слова из ряда, состоя­щего из пяти слов:




 


бусы, брошь, бинокль, браслет, клипсы, перстень. Принцип: исключается понятие, не относящееся к ук­рашениям;

бегемот, белка, обезьяна, колибри, леопард, барсук. Принцип: исключается понятие, не относящееся к животным;

кабачок, огурец, брюква, капуста, баклажан, поми­дор. Принцип: исключается слово, в состав которого не входят звуки Б — БЬ или П — ПЬ.

17. Словообразовательное упражнение: образование слов пре­фиксальным способом (за-бывать, вы-биватъ и т.п.).

18. Восстановление предложений: вставить слова.

19. Составление предложений с данными словосочетаниями.

20. Упражнение, направленное на звуко-слоговой анализ слов подсолнечник, помещение, подберезовик. Отрабатываются умения произносить слова по слогам; выделять и произносить первый звук во втором слоге, последний — в первом слоге; опре­деление ударного слога.

21. Отработка четкого произношения звуков Б — БЬ и П — ПЬ на материале предложений, предъявленных для чтения.

22. Четкое произношение пословиц.

23. Сравнение слов: смыслоразличительная функция ударения.

24. Чтение слов типа дуб — дубы парами. Работа над произ­ношением. Определение звукового значения буквы Б в словах дуб, зуб, горб и т.д. Ответ на вопрос: «Чтение какой буквы в сло­ве не совпадает с ее звуковым значением?».

Учитель-логопед сообщает детям, что особенность звонких парных звуков — это оглушение их в конце слова. На месте звон­кого звука слышится парный глухой, т.е. вместо Б — П.

25. Образование качественных прилагательных типа: поля­на, где растут грибы — грибная поляна.

26. Перечисление месяцев, в названии которых есть звуки Б или П.

27. Отработка четкого и правильного произношения звуков Б — БЬ и П — ПЬ на материале словосочетаний. Составление с данными словосочетаниями предложений.

28. Определение действий людей различных профессий, на­пример: педиатр — лечит детей.

29. Чтение рассказа. Отработка четкого произношения зву­ков Б — БЬ и П — ПЬ.


30. Работа над интонацией и правильностью произношения звуков Б — БЬ и П — ПЬ на материале диалога «В магазине».

31. Работа с текстом «На экскурсии в зоопарке».

32. Выразительное чтение стихотворения Н. Матвеева «Пу­таница».

33. Чтение диалога по ролям. Выполнение послетекстовых упражнений.

Итог урока:

Чем похожи и чем различаются звуки Б — БЬ, П — ПЬ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Д - Т (1 ЧАС)

Урок 31

Цель: развитие умения четко произносить и различать зву­ки Д и Т.

1. Называние картинок (дуб и тыква). Определение первого звука в этих словах.

2. Произношение звуков Д и Т изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.

3. Наблюдение за произношением звуков Д и Т. Определе­ние их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.

4. Дифференциация звуков Д и Т на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-ло­гопедом.

5. Чтение и сравнение слов-паронимов. Смыслоразличитель-ная функция звуков.

6. Чтение слов со звуками Д и Т.

7. Четкое и правильное произношение звуков Д и Т в словах. Упражнения, направленные на звуковой анализ:

— произнеси слово;

— голосом выдели первый (последний, третий) звук в сло­ве и произнеси его;

— определи, гласный он или согласный; твердый или мяг­кий.


8. Подстановочное упражнение: восстановление предложе­ния посредством подстановки в него слов-паронимов (в конце упражнения приведены слова для справки).

9. Работа над темпом речи: произношение скороговорки в медленном, нормальном и быстром темпе.

10. Словообразовательное упражнение.

11. Упражнение по звуковому анализу слов.

12. Работа с пословицей.

13. Наблюдение за произношением звуков ДЬ и ТЬ. Доступ­ная детям характеристика этих звуков. Определение их сход­ства и различия. Сравнение звуковых схем.

14. Дифференциация звуков ДЬ и ТЬ на слух в слогах различ­ной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учите­лем-логопедом.

15. Чтение и сравнение слов паронимов.

16. Чтение слов со звуками ДЬ и ТЬ.

17. Чтение предложений. Словарная работа: родственные отношения (дядя, тетя, брат, мама, папа, сестра).

18. Отработка правильного и четкого произношения звуков Д — ДЬ и Т — ТЬ на материале словосочетаний.

19. Конкурс: «Кто быстрее отгадает загадки?». Детям можно предложить самостоятельно прочитать загадки.

20. Отработка четкого и правильного произношения звуков ТЬ и ДЬ на материале пословицы. Объяснение ее смысла.

21. Отработка четкого произношения звуков Д — ДЬ и Т — ТЬ на материале диалога.

22. Работа с текстами «Дикобраз», «Дятел».

23. Чтение пословиц.

24. Отработка четкого и правильного произношения звуков Д — ДЬ и Т — ТЬ на материале стихотворений.

25. Чтение рассказов.

26. Отработка интонации и четкого произношения изучен­ных звуков в процессе поролевого чтения диалогов.

Итог урока:

Чем похожи и чем различаются звуки Д — ДЬ , Т — ТЬ?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Г - К (1 ЧАС)

Урок 32

Цель: развитие умения четко произносить и различать зву­ки Г и К.

1. Называние картинок (голубь и кот). Определение первого звука в этих словах.

2. Произношение звуков изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.

3. Наблюдение за произношением звуков Г и К. Определе­ние их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.

4. Дифференциация звуков Г и К на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-ло­гопедом.

5. Чтение и сравнение слов паронимов. Смыслоразличитель-ная функция звуков.

6. Чтение слов со звуками Г и К.

7. Наблюдение за произношением звуков ГЬ и КЬ. Доступ­ная детям характеристика этих звуков. Определение их сход­ства и различия. Сравнение звуковых схем.

8. Дифференциация звуков ГЬ и КЬ в слогах.

9. Чтение слов с ГЬ и КЬ.

10. Отработка правильного и четкого произношения звуков Г — ГЬ и К — КЬ на материале предложений.

11. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ и К — КЬ на материале стихотворения. Определение и четкое произношение слов с изучаемыми звуками.

12. Словообразовательное упражнение: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

13. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отра­ботку произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ в словах.

14. Отработка четкого и правильного произношения изучае­мых звуков на материале скороговорок.

15. Отработка интонации и четкого произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ в процессе поролевого чтения диалогов.

16. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ на материале пословицы. Объяснение их смысла.


17. Конкурс: «Кто скорее отгадает загадку?». Перед рабо­той детям можно предложить самостоятельно прочитать за­гадку.

18. Работа над темпом речи.

19. Отработка четкого и правильного произношения звуков Г — ГЬ, К — КЬ на материале стихотворения.

20. Работа с текстами.

Итог урока:

Чем похожи и чем различаются звуки Г— ГЬ, К— КЬ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ 3 - С (1 ЧАС)

Урок 33

Цель: развитие умения четко произносить и различать зву­ки 3 и С.

1. Называние картинок (заяц и сова). Определение первого звука в этих словах.

2. Наблюдение за произношением звуков 3 и С. Определение их сходства и различия. Доступная детям характеристика этих звуков.

3. Произношение звуков изолированно, в слогах типа СГ с гласным А.

4. Дифференциация звуков 3 и С на слух в слогах различной структуры. Четкое произношение слогов вслух за учителем-ло­гопедом.

5. Чтение и сравнение слов-паронимов. Смыслоразличитель-ная функция звуков.

6. Наблюдение за произношением звуков ЗЬ и СЬ. Доступ­ная детям характеристика этих звуков. Определение их сход­ства и различия. Сравнение звуковых схем.

7. Сравнение произношения слов-паронимов со звуками ЗЬ иСЬ.

8. Чтение слов, содержащих звуки 3 — ЗЬ и С — СЬ. Отработ­ка правильного и четкого произношения изучаемых звуков.

9. Упражнение, направленное на отработку произноситель­ных навыков, расширение рецептивного диапазона и развитие мышления.

10. Работа над интонацией.


11. Чтение словосочетаний.

12. Отработка четкого и правильного произношения звуков 3 — ЗЬ и С — СЬ на материале стихотворений.

13. Чтение выражений типа Знание — сила; объяснение их смысла.

14. Чтение и отгадывание загадок.

15. Работа над темпом речи.

16. Называние картинок. Определение места звуков 3 — ЗЬ, С — СЬ в словах.

27. Отработка интонации и четкого произношения изучен­ных звуков в процессе поролевого чтения диалогов.

17. Словообразовательное упражнение.

18. Упражнение на рядоговорение.

19. Заучивание стихотворения наизусть и выразительное его воспроизведение. Задание: «Назовите слова со звуками 3 — ЗЬ, С —СЬ».

20. Работа над смыслоразличительной ролью ударения.

21. Работа с текстами «Земляника», «Золотые рыбки».

Итог урока:

Чем похожи и чем различаются звуки 3 — ЗЬ, С — СЬ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж - Ш (1 ЧАС)

Урок 34

Цель: отработка правильного произношения и различения звуков Ж — Ш.

1. Называние картинок-символов со звуками Ж и Ш в на­званиях (жук, шиповник). Определение первого звука в этих словах.

2. Сравнение звуков Ж и Ш. Ответ на вопрос: «Чем звуки Ж и Ш похожи и чем они отличаются?».

3. Сопоставление на слух слов-паронимов: жар шар; жить — шить. Четкое произношение данных слов парами. Ответ на вопрос: «Как изменяются слова с изменением одно­го звука?». (По смыслу.) Словарная работа: уточнение лек­сического значения слов (жесть — шесть; наживка — на­шивка).


Частично материал этого задания можно использовать для организации игры «Измени звук — изменишь слово». В этом случае детям предлагается на слух одно из пары слов (поочеред­но: со звуком Ж, затем — с Ш), а они должны назвать слово-пару, заменив звук Ж на Ш или звук Ш на Ж. Например: ша­лость — дети называют пару (жалость) или зажить — зашить и т.д.

4. Чтение слов со звуками Ш и Ж столбиками. Контроль за четким произношением изучаемых звуков.

5. Работа со сложными слоговыми структурами и словосоче­таниями.

6. Закрепление правильного произношения звуков Ж и Ш на материале простых распространенных предложений.

7. Заучивание поговорок. Обсуждение вопроса: «В каком слу­чае можно использовать данные поговорки? ».

8. Составление словосочетаний из предложенных слов.

9. Отработка темпа речи на материале короткого стихотворе­ния, насыщенного звуками Ш и Ж.

10. Словообразовательное упражнение.

11. Звуко-буквенный анализ слов уши — ужи. Сопоставле­ние данных слов по звуковым схемам и лексическому значе­нию.

12. « Цепочки слов ». Задание направлено на закрепление про­изношения звуков Ш и Ж в словах одинаковой слоговой струк­туры, формирование навыков рядоговорения и развитие внима­ния, памяти, словесно-логического мышления.

13. Упражнение на звуко-буквенный синтез: составить из данных букв слово.

14. Упражнение на звуко-буквенный анализ: назвать звуки слова по порядку; определить место звуков Ш и Ж в словах.

Расширить материал задания можно, предложив учащимся составить звуковую схему одного (двух-трех) слов.

15. Закрепление правильного и четкого произношения зву­ков Ш и Ж на материале стихотворения.

16. Упражнение «Замени букву — изменишь слово».

17. Заучивание стихотворений А. Берестова, Г. Сапгира, Ю. Коренева. Выразительное чтение их вслух. Контроль за пра­вильным произношением звуков Ж и Ш. Беседа-обсуждение стихотворений:


— «Озеро»: «Какой звук передает в этом стихотворении шо­рох камыша? Можно ли это стихотворение читать громко? По­чему?».

18. Отгадывание загадок.

19. Закрепление произношения звуков Ж и Ш на материале текстов.

Подведение итога обучения.

Заключительная беседа. Ответы на вопросы:

— Существуют ли в природе, кроме звуков речи, другие звуки?

— Чем они отличаются от звуков речи?

— Как сохранить четкое произношение? Обсуждение пословицы «Без языка и колокол нем».








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.